Файл: Удк 625. 111625. 173И. С. Чернецкая, А. А. Перелыгина.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 625.111+625.173
И.С. Чернецкая, А.А. Перелыгина
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕМОНТОВ ПУТИ
Аннотация. Показана значимость вопроса принятия решений при выборе направления
железнодорожных линий, при проектировании защитных сооружений на железных дорогах,
при проведении проектно-изыскательских работ по съёмке плана железнодорожного пути,
и при проектировании ремонтов пути в условиях изменения технико-экономических показа-
телей проектов.
Приведены основные этапы проектирования ремонтно-путевых работ. Составлена
принципиальная схема организации проведения экспертизы проектной документации и про-
верки достоверности определения сметной стоимости. На примере девяти объектов капи-
тального ремонта, разработанных Иркутским проектно-изыскательским институтом
«Иркутскжелдорпроект» – филиал АО «Росжелдорпроект», и переданных заказчику, про-
веден анализ реализации проектных решений в условиях изменений технико-экономических
показателей.
Выявлены семь факторов, влияющих на корректировку проектной документации и ре-
ализацию проектных решений: Ф1 – Соответствие, Ф2 – Условия, Ф3 – Стоимость, Ф4 –
Финансовая политика, Ф5 – Техника и технология, Ф6 – Транспорт и склад, Ф7 – Инфляция.
Определены восемь факторов риска и предложена их значимость по влиянию на кор-
ректировку плана ремонтно-путевых работ и проектных решений, разработанных в про-
ектно-сметной документации. Факторы риска значимые: точность плана ремонтно-
путевых работ на год; соблюдение сроков выдачи проектно-сметной документации; каче-
ство проведения экспертизы достоверности сметной стоимости; бюджетирование. Фак-
торы риска среднезначимые: качество и своевременность выдачи исходных данных; согла-
сованность между участниками проекта; качество выданной проектно-сметной докумен-
тации; соответствие квалификации инспекторского персонала.
Сделан вывод о том, что одной из главнейших задач дальнейшего совершенствования
проектного дела является внедрение четкой системы обоснования выбора оптимальных
проектных решений в условиях изменения технико-экономических показателей проектов, на
основе которых разрабатывается проектно-сметная документация.
Ключевые слова: принятие решений, технико-экономические показатели проекта,
проектирование ремонтов пути, факторы, влияющие на корректировку проекта, факторы
риска
I.S. Chernetskaya, A.A. Perelygina
Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation
DECISION-MAKING IN THE CONTEXT OF CHANGES
IN TECHNICAL AND ECONOMIC INDICATORS
IN THE DESIGN OF TRACK REPAIRS
Abstract. The importance of the issue of decision-making when choosing the direction of
railway lines, when designing protective structures on railways, when conducting design and sur-
vey work on the survey of the railway track plan, and when designing track repairs in the context of
changes in the technical and economic indicators of projects is shown.
The main stages of design of repair and track works are given. A schematic diagram of the
organization of the examination of project documentation and verification of the reliability of de-
termining the estimated cost has been drawn up. Using the example of nine capital repair facilities
developed by the Irkutsk Design and Survey Institute "Irkutskzheldorproekt" - a branch of JSC
"Roszheldorproekt", and transferred to the customer, the analysis of the implementation of design
solutions in the conditions of changes in technical and economic indicators is carried out.
Seven factors affecting the adjustment of project documentation and the implementation of
project solutions are identified: F1-Compliance, F2-Conditions, F3-Cost, F4-Financial policy, F5-
Equipment and technology, F6-Transport and warehouse, F7-Inflation.
Eight risk factors are identified and their significance for the impact on the correction of the
road maintenance plan and design solutions developed in the design and estimate documentation is
proposed. Significant risk factors: the accuracy of the plan of repair and track work for the year;
compliance with the deadlines for issuing design estimates; the quality of the examination of the
reliability of the estimated cost; budgeting. Average risk factors: quality and timeliness of initial
data output; agreement between project participants; quality of issued design and estimate docu-
mentation; compliance with the qualifications of the inspection staff.
It is concluded that one of the main tasks of further improvement of the design business is the
introduction of a clear system for justifying the choice of optimal design solutions in the context of
changes in the technical and economic indicators of projects, on the basis of which the design and
estimate documentation is developed.
Keywords: decision-making, technical and economic indicators of the project, design of
track repairs, factors affecting the adjustment of the project, risk factors
Введение
В решении проблемы повышения экономической эффективности транспортного строи- тельства особое место принадлежит проектированию, в сфере которого реализуются проект- ные решения, определяющие технико-экономический уровень производства [1].
На уровень качества разрабатываемых проектов непосредственное влияние оказывают методы обоснования принимаемых проектных решений, как общих, так и локальных, свя- занных с рациональными решениями [2, 3].
Уровень технико-экономических показателей объектов, зависит от качества работы проектировщиков и совершенствования методов принятия проектных решений для всех объ- ектов строительства.
Например, при сравнении вариантов направления проектируемой железнодорожной линии на предпроектной стадии инженеры-проектировщики используют небольшой набор частных критериев эффективности, которые дают представление о преимуществах и недо- статках того или иного варианта, о сложности рельефа местности в районе проектирования и позволяют оценить принципиальные варианты направления, в том числе, и по удобству при- мыкания к эксплуатируемой железной дороге [4].
При принятии проектных решений неизбежно приходится сталкиваться с неполнотой и неточностью технико-экономической информации, и данных об инженерно-геологических, гидрометеорологических условиях эксплуатации и производства работ.
Например, такие опасные природные явления, как обвалы горных пород, происходят, за счет ослабления связности горных пород под влиянием процессов выветривания, воздей- ствия поверхностных и подземных вод, землетрясений, производства взрывных работ вблизи неустойчивого массива камней, и зачастую не могут быть спрогнозированы с достаточной степенью точности [5].
При проектировании строительства и реконструкции селезащитных и лавинозащитных сооружений следует учитывать влияние многих случайных природных факторов, которые заранее предусмотреть невозможно [6, 7].
Кроме того, при изысканиях и проектировании железных дорог необходимо основы- ваться в расчетах на различных видах информации.
Например, при использовании метода комбинирования данных стрелового и коорди- натного способа съемки плана линии железнодорожного пути достигается объединение сильных сторон координатных и стреловых способов съемки за счет чего проектировщик не только получает высокую достоверность определения параметров плана пути, но и выявляет локальные изменения кривизны железнодорожного пути в каждой отдельной точке [8].
Поэтому в современных условиях задача проектировщика состоит в умении оценивать степень влияния риска на принимаемые проектные решения, что способствует повышению уровня технико-экономического обоснования выбираемого варианта [9].
В настоящей статье авторы продолжают разработку вопросов по проблеме совершен- ствования методики принятия решений в проектировании ремонтов железнодорожного пути, которые обсуждались в предыдущих работах [10, 11].
Основные этапы проектирования ремонтно-путевых работ
В рамках реализации перспективного планирования ремонтно-путевых работ утвер- ждается титул ремонтно-путевых работ.
На основании утвержденного плана ремонтно-путевых работ заказчик разрабатывает, согласовывает и утверждает задание на проектирование по каждому объекту для передачи в проектную организацию [12].
В соответствии с выданным заданием проектная организация разрабатывает и выдает заказчику в полном объеме проектно-сметную документацию (ПСД), оформленную в соот- ветствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и специальных норм, правил и требований, указанных в задании на проектирование [13–15].
Затем проводится технико-технологическая экспертиза проектно-сметной документа- ции [16].
В процессе ее проведения осуществляется оценка соответствия проектной документа- ции (проектных решений) заданию на проектирование, выданным исходным данным, пред- ложениям по техническим параметрам объектов, требованиям отраслевых и ведомственных строительно-технических норм и других нормативных документов.
Принципиальная схема организации проведения экспертизы приведена на рисунке 1.
Приложением к утвержденной проектной документации служат технико- экономические показатели, которые включают в себя следующие разделы:
технологические параметры проекта (расчетная грузонапряженность, показатели и характеристики технологического оборудования и устройств, категория железнодорожного пути, максимальная скорость движения поездов);
основные строительные показатели (строительная длина (укладки) пути, искус- ственные сооружения, количество стрелочных переводов, продолжительность строитель- ства);
общая стоимость строительства в базисных ценах по состоянию на 01.01.2000 г.;
общая стоимость строительства в текущем уровне цен;
общая прогнозная стоимость строительства.
После утверждения проектной документации по объекту оформляется титульный спи- сок стройки, который составляется на период строительства на основе утверждённой про- ектной документации с распределением сметной стоимости по годам строительства в соот- ветствии с календарным планом строительства и планируемых к вводу основных фондов.
Титульный список заполняется в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и определяет объем капитальных вложений на весь период строительства.
Рис. 1. Принципиальная схема организации проведения экспертизы проектной документации
и проверки достоверности определения сметной стоимости
Комплект вышеуказанных документов загружается в автоматизированную информаци- онную систему управления проектами по реконструкции, капитальному строительству и ка- питальному ремонту (АИС КРС). После чего департамент капитального строительства ОАО
«РЖД» (ЦУКС) утверждает открытие финансирования по объекту капитального ремонта.
Проведение исследования
Одной из главнейших задач дальнейшего совершенствования проектного дела является внедрение четкой системы обоснования выбора оптимальных проектных решений в услови- ях изменения технико-экономических показателей.
В результате реализации проектных решений ремонтов пути должно быть не только обеспечено влияние функциональных, технических, технологических и организационных факторов проекта на экономические показатели эксплуатации железнодорожного пути, но и непременно достигнуто продление срока службы материалов верхнего строения пути, явля- ющихся дорогостоящими и ресурсоемкими, и, в конечном итоге, должны быть гармонизиро- ваны все этапы их жизненного цикла [17].
Характерными особенностями реализации проектных решений являются: использова- ние системы технико-экономических показателей; выявление и группировка факторов, вли- яющих на уровень рассматриваемых показателей; измерение взаимозависимости между фак- торами.
Для оценки и дальнейшей реализации проектных решений применяется система техни- ко-экономических показателей, поскольку каким-то одним показателем невозможно выра- зить экономическую эффективность проектного решения.
Данную систему можно проанализировать в рамках этапов реализации проектных ре- шений на примере объектов капитального ремонта железнодорожного пути 1, 2, 3 уровня ти- тульного списка 2020 года с учетом изменения технико-экономических показателей.
К основным показателям объектов можно отнести такие данные как:
– вид ремонта;
– протяженность участка;
– установленная грузонапряженность участка;
– категория железнодорожной линии;
– существующий тип ВСП.
Данные показатели являются установленными в рамках утвержденного титульного списка и годового объема ремонтно-путевых работ.
На рисунке 2 представлены данные годового объема ремонтно-путевых работ, км, вы- полненных в 2020 году.
Рис. 2. Данные годового объема ремонтно-путевых работ, км, выполненных в 2020 году
Для дальнейшего анализа рассмотрим данные основных показателей объектов 2020 го- да, представленные в таблицах 1 и 2.
Следует обратить внимание, что документация на объекты, реализованные в 2020 году, была разработана Иркутским проектно-изыскательским институтом «Иркутскжелдорпроект»
– филиал АО «Росжелдорпроект», и в установленные сроки передана заказчику в 2019 году.
220,328 30,044 79,73 181
Капитальный ремонт пути 1 уровня (43,11%)
Капитальный ремонт пути 2 уровня (5,88%)
Капитальный ремонт пути 3 уровня (15,6%)
Смена рельсов новыми (35,41%)
Таблица 1
Основные показатели объектов капитального ремонта 1, 2, 3 уровня в 2020 году
№
Наименование участка
В
ид р ем он та
Пр от яж ен но сть,
к м
К
атего ри я ж
.- д. ли ни и
Гр узо нап ряж ен но сть,
м лн т
.к м
. н етт о
1 2
3 4
5 6
1
Участок Янталь-Лена, 672 км пк 6+40–698 км пк 1+00
КРН 25,46
III
9,96 2
Участок Ангасолка-Слюдянка 2, путь 2, 5285 км пк 0+95–5306 км пк 0+23 КРН 20,928 ОГ 137,94 3
Участок Тайшет-Байроновка, 2 путь, 4517 км пк 2+35–4536 км пк 9+13
КРН 19,915 ОГ 111,57 4
Участок ст. Лена, 81 путь
КРС
1,406
IV
8,208 5
Участок ст. Иркутск-Сортировочный, 81 путь
КРС
1,324
III
9,728 6
Участок ст. Горячий Ключ, 2 путь
КРС
1,333
IV
1,938 7
Участок Осыпной-Перевал, 1 путь, 10 км пк 9+33–26 км пк 9+59
КРС 15,927 IV
3,876 8
Участок Перевоз-Зима, 2 путь, 4935 км пк 9+49–4933 км пк 5+95
РС
12,172 ОГ 118,636 9
Участок ст. Хотхор, 5004 км пк 3+20–5005 км пк 9+70
РС
1,65
ОГ 119,396
Продолжим анализировать данные таблицы 1 и дополним её данными принятых про- ектных решений, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Данные принятых проектных решений (рассматривать совместно с таблицей 1 столбцы 1-6)
№
Замена стрелочных переводов, комплектов
Доставка щебня, карьер
Сборка РШР
Количество
ИССО
Блок-посты, съезды
(БП/сьезд)
7 8
9 10 11 12 1
6
Курагино ст. Вихоревка
26 (0)
1 2
6
Ангасолка ст. Батарейная
38(1)
1/0 3
5
Ангасолка ст. Тагул
19 (4)
0/0 4
0
Ангасолка ст. Тагул
0 (0)
0/0 5
0
Ангасолка ст. Гришево
0 (0)
0/0 6
0
Ангасолка ст. Кичера
0 (0)
0/0 7
0
Курагино ст. Кичера
19 (0)
0/0 8
0
Ангасолка ст. Гришево
6 (0)
0/0 9
2
Ангасолка ст. Гришево
0 (0)
0/0
В результате проверки и оценки принятых проектных решений устанавливается необ- ходимость корректировки проектно-сметной документации для получения оптимального варианта.
В результате проведенного анализа выявленных замечаний и несоответствий был сде- лан вывод о присутствии ряда факторов, влияющих на корректировку проектной документа- ции и реализацию проектных решений, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Факторы, влияющие на корректировку проектно-сметной документации
Наименование фактора
Описание фактора
Ф1 – Соответствие
«Копирование» фрагментов из других проектов, не имеющие отношения к технологии данного проекта; ошибки округления стоимости локальных смет, при внесении стоимости в объектные сметы; отсутствие обоснования изменения стоимости сметной документации; нарушение формата печати, опечатки и ошибки; не учтены изменения и дополнения к основной норма- тивной литературе
Ф2 – Условия
Сопоставление условий производства работ, районирования, мест сборки
РШР, калькулирования транспортных затрат по доставке материалов с уче- том особенностей зимнего складирования
Ф3 – Стоимость
Ошибки в расчетах, полученные неправильным применением расценок, стоимостей материалов, принимаемых по прайс-листам, неверное начисле- ние коэффициентов, арифметические ошибки и опечатки, ошибочное начисление уровня прогнозной инфляции
Ф4 – Финансовая политика
Пересмотр границ ремонта или полное исключение объекта из титульного списка в связи с изменением в направлении приоритетности или корректи- ровке финансовой политики, что ведет к переутверждению титульного списка с последующим прохождением вновь разработанной проектной до- кументации этапов проверки и анализа по вышеперечисленным факторам
Ф5 – Техника и технология
Реализация проектных решений на местах не представляется возможным в силу непредвиденных обстоятельств, которые не всегда возможно преду- смотреть, пока работы не начнут выполняться на самом объекте, или возни- кают непредвиденные изменения в объемах работ, вызванные изменением технологии выполнения работ
Ф6 – Транспорт и склад
В процессе реализации проектных решений могут возникать изменения в схеме доставки материалов, способах складирования
Ф7 – Инфляция
Документация на этапе определения стоимости теряет актуальность, так как происходят срывы и переносы сроков выполнения работ и, соответственно, сметы подвергаются пересчету, по состоянию на текущий уровень цен (те- кущий квартал)
Все выявленные факторы, как в отдельности, так и в совокупности привели к необхо- димости корректировки проектных решений по объектам из таблицы 1.
Результаты откорректированных проектных решений сведены в таблицы 4 и 5.