Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Базы данных. Проектирование БД клиентов магазина
Содержание:
-
Введение -
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ -
1.1. Краткая характеристика предметной области -
1.2. Постановка задачи -
1.3. Обоснование выбора средства разработки базы данных -
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ -
2.1. Определение сущностей и их атрибутов -
2.2. Общие сведения об инфологической модели -
2.3. Преобразование ER- модели в реляционную модель -
2.4. Нормализация отношений предметной области -
2.5. Физическая модель предметной области -
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ -
3.1. Создание таблиц -
3.2. Создание форм -
3.3. Создание запросов -
3.4. Создание отчетов -
3.5. Создание кнопочной формы -
Заключение -
Список используемой литературы
Введение
Предметной областью данной БД является Торговля. БД предназначена для получения всех необходимых пользователю сведений, таких как: информация о магазинах, наличие товара в магазине, отделы магазина, баз, прикрепленных к магазину, ФИО заведующих отделами магазина, сорт, цена и количество товара как на базе так и в магазине.
С помощью запросов пользователь может получать только ту информацию, которая ему требуется, не просматривая все данные. Например, ФИО заведующего отделом и наличие товара. С помощью форм пользователь может просматривать и редактировать данные нашей базы.
Объектом данной курсовой работы является торговый зал магазина.
Предмет курсовой работы – база данных для автоматизации учета товаров в торговом зале магазина.
Методологической основой курсовой работы служат работы по проектированию баз данных зарубежных и отечественных авторов: К. Дж. Дейт, В. Грекул, В.В. Кириллова и Г. Ю. Громова, В. М. Илюшечкина, А.П. Лащенко и Т.В. Кишкурно, С. В. Тарасова. Важными для решения поставленных задач являются учебные пособия по реализации баз данных в СУБД Microsoft Access (В.В. Быкова, О. В. Смирнова и др.)
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Краткая характеристика предметной области
Предметной областью данной БД является Торговля. БД предназначена для получения всех необходимых пользователю сведений, таких как: информация о магазинах, наличие товара в магазине, отделы магазина, баз, прикрепленных к магазину, ФИО заведующих отделами магазина, сорт, цена и количество товара как на базе так и в магазине. С помощью запросов пользователь может получать только ту информацию, которая ему требуется, не просматривая все данные. Например, ФИО заведующего отделом и наличие товара. С помощью форм пользователь может просматривать и редактировать данные нашей базы.
В результате анализа для дальнейшего проектирования БД была разработана схема, состоящая из 8 связанных таблиц.
1.2. Постановка задачи
Спроектировать базу данных для работников управления торговли.
В БД хранятся сведения о магазинах города; товарах, имеющихся в магазинах; о торговых базах и товарах, хранящихся на базах. Каждый магазин закреплен за одной торговой базой. Магазин характеризуется классом, номером и имеет несколько отделов. Каждый товар в каждом магазине продается, по крайней мере, в одном отделе. Каждый отдел имеет одного заведующего отделом. Товары, имеющиеся в магазине и хранящиеся на базах, характеризуются ценой, сортом и количеством. Розничные цены в магазине зависят от класса магазина и сорта товара и могут изменяться. Магазин может открыть новый отдел или закрыть старый. В этом случае товар передается в другие отделы.
При работе с БД могут потребоваться следующие сведения:
· какие товары имеются в магазине (на базе);
· какие отсутствующие товары может заказать магазин на базе;
· какие товары и в каком количестве имеются в отделе магазина;
· список заведующих отделом магазина;
· в каких отделах магазина продается одинаковый товар.
· закупка нового товара;
· закрытие отдела в магазине;
· изменение цены товара.
Необходимо предусмотреть возможность выдачи справки о наличии товаров в отделе магазина и отчета по магазину (количество и наименование товаров в отделах, ФИО заведующих отделами, номер базы, за которой закреплен магазин).
1.3. Обоснование выбора средства разработки базы данных
Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания. Данные следует сохранять в таблицах, причем каждая таблица должна содержать информацию одного типа, например, сведения о поставщиках. Тогда достаточно будет обновить конкретные данные, такие как адрес, только в одном месте, чтобы обновленная информация отображалась во всей базе данных.
Одним из наиболее сложных этапов в процессе проектирования базы данных является разработка таблиц, так как результаты, которые должна выдавать база данных (отчеты, выходные формы и др.) не всегда дают полное представление о структуре таблицы.
При проектировании таблиц лучше разработать структуру на бумаге и только затем начинать работу с СУБД Access. При проектировке таблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
- Не должно быть повторений и между таблицами.
Когда определенная информация храниться только в одной таблице, то и изменять ее придется только в одном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможность несовпадения информации в разных таблицах. Например, в одной таблице должны содержаться адреса и фамилии клиентов.
- Каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему. Сведения на каждую тему обрабатываются намного легче, если содержаться они в независимых друг от друга таблицах. Например, адреса и заказы клиентов хранятся в разных таблицах, с тем, чтобы при удалении заказа информация о клиенте осталась в базе данных.
Каждая таблица содержит информацию на отдельную тему, а каждое поле в таблице содержит отдельные сведения по теме таблицы. Например, в таблице с данными о поставщиках могут содержаться поля с названием компании, адресом и номером телефона. При разработке полей для каждой таблицы необходимо помнить:
- Каждое поле должно быть связано с темой таблицы.
- Не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом выражения.
- В таблице должна присутствовать вся необходимая информация.
- Информацию следует разбивать на наименьшие логические единицы (Например, поля «Имя» и «Фамилия», а не общее поле «Имя»).
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
2.1. Определение сущностей и их атрибутов
Анализ предметной области позволил выделить сущности.
Товар. Данная сущность предназначена для хранения сведений о товарах;
Продавец. Данная сущность предназначена для хранения сведений о продавцах торгового зала;
Склад. Данная сущность предназначена для хранения сведений о складах, хранящих товары и поставляющих их в секции торгового зала;
Секция торгового зала. Данная сущность предназначена для хранения сведений о секциях торгового зала.
Укажем минимальный набор атрибутов, необходимых для решения поставленной задачи:
-
Товар (наименование товара, цена, тип, процент наценки); -
Продавец (ФИО продавца, должность); -
Склад (название, адрес, профиль); -
Секция торгового зала (название секции, ФИО заведующего).
Отметим, что в процессе проектирования их перечень и набор атрибутов могут быть изменены.
2.2. Общие сведения об инфологической модели
Инфологической моделью данных называют обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств, понятных всем специалистам, работающим над проектированием базы данных[1].
Она является человеко–ориентированной моделью, которая полностью независима от физических параметров среды хранения данных.
Цель инфологического моделирования – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в разрабатываемой базе данных.
Основными элементами инфологической модели являются сущности, их свойства (атрибуты) и связи между ними.
Сущность – любой различимый объект, информацию о котором необходимо хранить в базе данных[2]. Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.
Атрибут – поименованная характеристика сущности. Его наименование должно быть уникальным для конкретного типа сущности, но может быть одинаковым для различного типа сущностей. Атрибуты используются для определения того, какая информация должна быть собрана о сущности[3].
Ключ – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности.
Связь – это графически отображаемая ассоциация, устанавливаемая между сущностями.
Связь между двумя сущностями называется бинарной. Это наиболее простой и широко распространенный тип связи. Связь между тремя сущностями называется тернарной. В общем случае связи могут быть N-арными.
Могут существовать следующие степени бинарных связей:
-
один к одному: в каждый момент времени каждому экземпляру сущности А соответствует 1 или 0 представителей сущности B; -
один ко многим: одному представителю сущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В. -
многие ко многим – любому экземпляру сущности А соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности В, и наоборот.
Связь может быть обязательной (класс принадлежности сущности обязательный), если в данной связи должен участвовать каждый экземпляр сущности, необязательной (класс принадлежности сущности не обязательный) – если не каждый экземпляр сущности должен участвовать в данной связи.
Популярной в настоящее время наглядной формой представления модели на информационно–логическом уровне являются ER-диаграммы (от англ. Entity-Relationship, т.е. сущность-связь). С ее помощью можно выделить ключевые сущности предметной области и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями[4].
Представим на рисунке 1 ER-диаграмму предметной области «Товары торгового зала».
Рис. 1. ER – диаграмма предметной области «Товары торгового зала»
Связь между сущностью Товары и Продавец многие ко многим. Т.к. продавец может продать много наименований товаров, но один и тот же товар может быть продан многими продавцами. Класс принадлежности сущности Продавец необязательный, т.к. продавец может не сделать ни одной продажи в какой-то день. Класс принадлежности сущности Товары так же необязательный, т.к. могут быть невостребованные товары.
Связь между сущностью Товары и Секция торгового зала многие к одному. Т.к. в одной секции торгового зала может быть выставлено много наименований товаров, а один и тот же товар может быть выставлен только в одной секции. Класс принадлежности сущности Товары необязательный, т.к. может существовать товар, не выставленный в секции торгового зала. Класс принадлежности Секция торгового зала обязательный, не может быть в торговом зале секции без товара.
Связь между сущностью Товары и Склад многие ко многим. Т.к. на одном складе хранится много наименований товаров, а один и тот же товар может храниться на нескольких складах. Класс принадлежности сущности Товары обязательный, т.к. товар обязательно должен где-то храниться. Класс принадлежности Склад необязательный, т.к. могут быть склады, не хранящие товар в настоящий момент (например, находящиеся на ремонте или переоформлении).