ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 715
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Серия: Среднее профессиональное образование.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.
ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.
ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА
ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
§ 1. Для чего и как изучают историю
§ 2. Концепции исторического развития
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
§ 8. Великие державы Древнего Востока
§ 9. Индия и Китай в древности
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§15. Особенности развития Византийской империи
§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. В начале ХХI в. продолжался рост российской экономики. Однако сохраняется сильная зависимость этого роста от остающихся высокими мировых цен на нефть.
Реальной угрозой для России, как и для многих других стран остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана - напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы свидетельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве. Наряду с военными мероприятиями в Чечне предпринимаются меры по налаживанию там мирной жизни, созданию органов управления. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливающую основы государственности республики и закрепляющую ее нахождение в составе России. Прошли выборы президента Чечни.
Совместное противостояние международному терроризму способствовало развитию отношений России с США, НАТО. Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире подрыв роли ООН И международного права, вызвали возражении российского руководства. На этой основе укреплялись связи России с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Индией, многими другими странами. Укреплялось сотрудничество в рамках СНГ. Продолжается создание союзного государства России и Белоруссии.
§ 108. Культура второй половины ХХ в.
Новые черты культуры. В 40 - 50-е п. ХХ в. главной темой произведений искусства являлась прошедшая война. Событиям войны были посвящены памятники и монументы, литературные произведения, важнейшее место военная тема занимала в кинематографе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический подход. Это же отличает творчество американских писателей того времени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранялся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках
неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим - открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60-70-х гг. ХХ в. В Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии. Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов также немало таких, которые обращались к актуальной социально-политической тематике. Так, многие выдающиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме «Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров - вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» ДЖ.Лукаса, «Крестный отец» Ф. Копполы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера). Популярными остаются различные модернистские направления. В 40 - 50-е гг. хх в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Камю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставил ась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. ХХ в. популярными становятся авангардистские течения, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х п. ХХ в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», В котором авторы помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена. Модернистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Здесь начался новый этап, названный
постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40-60-е гг. ХХ в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 - 70-е гг. ХХ в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60-е гг. ХХв. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная индустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины ХХ в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.
Развитие науки и техники. Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения - автомобилей, холодильников, микроволновых печей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Научные открытия вели к созданию таких новых транспортных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической революции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразным символом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в. стал неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко при меняться для автоматизации производства. Огромные перемены произошли в средствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копировальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д. Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжаются. Так, началось
создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.
Вопросы и задания
-
Каковы были основные тенденции развития государств в начале хх в.? -
С чем связано «пробуждение Азии»? Какие события свидетельствуют об этом?
3. Дайте характеристику уровня развития, внутренней и внешней политики России в начале ХХ в.
4. Каковы причины и ход революции 1905 - 1906 гг. в России? Какие она имела последствия?
5. В чем суть аграрной реформы п. А. Столыпина? Каковы ее ход и результаты?
6. Что такое «серебряный век» русской культуры? Перечислите его основные достижения.
7. Какие события стали предпосылками Первой мировой войны? Каков ее ход и результаты? Как война повлияла на внутреннее состояние воюющих стран, на развитие военной техники?
8. В чем причины падения самодержавия в России? Расскажите об основных событиях февраля - октября 1917 г.
9. Каковы причины Октябрьской революции 1917 г.? Какие первые мероприятия провели большевики?
10. Раскройте суть новых явлений в жизни стран Европы после Первой мировой войны.
11. Дайте характеристику развития передовых капиталистических стран между двумя мировыми войнами.
12. Что такое тоталитарные и авторитарные режимы? В чем причины прихода нацистов к власти в Германии? Каковы были главные направления их политики?
13. Расскажите о международных отношениях между двумя мировыми войнами.
14. В чем состояли особенности развития культуры в первой половине ХХ в.?
15. В чем причины Гражданской войны в России? Какие она имела последствия? Расскажите о политике, которую проводили в те годы большевики?
16. Что такое нэп, каковы его причины и результаты? Расскажите об образовании СССР.
17. С чем связан курс на ускоренную индустриализацию и коллективизацию в СССР? Какие социальные процессы происходил и в стране? Проанализируйте итоги развития СССР в 30-е гг. ХХ в.
-
Каковы достижения советской культуры 20 - 30-х гг. ХХ в.?
-
Как страны Азии боролись за независимость и свободу в 2030-е гг. ХХ в.?
-
В чем причины Второй мировой войны? -
Опишите основные военные операции Второй мировой войны.
Почему советский фронт был главным в войне?