Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Ангарский экономико-юридический колледж»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Менеджмент»
Тема: «Подход административного управления»
Специальность 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Выполнил студент
Э. М. Федоров
Проверил: преподаватель
_______________
Иркутск, 2022 год
Ведение
Цель данной работы- исследование сущности и значения административного процесса. Основными задачами работы является изучение понятия, признаков и стадий, а также основных принципов административного процесса.
По мере развития Российского государства как государства правового и социального все большее значение приобретает правовое регулирование процессуальных отношений, возникающих между гражданами и их организациями, с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами - с другой. В настоящее время формируется правовой институт административного процесса, понятие которого активно обсуждается как учеными, так и практиками, решающими сложнейшие задачи государственного управления и правоприменения. Высказываются различные точки зрения о месте административного процесса в системе российского права. Одни полагают, что административный процесс должен стать подотраслью административного права, другие считают, что он займет место самостоятельной правовой отрасли. И хотя оценки формирующейся новой системы правовых норм различны, никто не отрицает значимости административного процесса для гармонизации отношений личности, общества и государства. Система административно-процессуальных норм уже в настоящее время составляет наряду с гражданским и уголовным процессами самостоятельную часть юридического процесса.
Понятие и общая характеристика административного процесса
В юридической литературе сложились два основных научных подхода к оценке понятия административного процесса. Одни рассматривают административный процесс в узком смысле, исключительно как деятельность юрисдикционную, другие вкладывают в него более широкий смысл. Так, Г. И. Петров отмечает, что административный процесс в широком смысле — это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. Административный процесс в узком смысле — это процесс деятельности органов государственного управления по рассмотрению индивидуальных дел, относящихся к их компетенции. Развивая это суждение, Ю. М. Козлов рассматривает административный процесс как в широком (правоустановительном и правоприменительном), так и в узком (юрисдикционном), или собственном смысле. И процесс как административно-процессуальную деятельность понимает в двух вариантах: 1) административно-процедурном; 2) административно-юрисдикционном Сходство обоих вариантов состоит в том, что они, как правило, осуществляются органами исполнительной власти, а не судом, и рассматриваемые дела носят индивидуальный характер. Вместе с тем Ю. М. Козлов проводит существенные разграничения между ними по следующим основаниям.
Во-первых, нельзя рассматривать многие действия органов исполнительной власти как административно-юрисдикционные, если их предмет не содержит конкретного административно-правового спора. Например, 1 Административно-процессуальное право: учебник / под общ. ред. А. И. Каплунова. - СПб.: СПбУ МВД России, 2017 2 Лихолет Е.Н. Административное право и процесс. Дальневосточный ЮИ МВД России. -Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2016. 5 рассмотрение заявлений о регистрации общественного объединения, о выдаче лицензий на занятие индивидуальной деятельностью и т. д. Такого рода регистрационные, разрешительные, поощрительные и иные действия следует рассматривать как административно-процедурные. Во-вторых, при административно-юрисдикционной деятельности обязательно предполагается правовая оценка поведения участников административно-правового спора для правильного его разрешения. При административно-процедурной деятельности правовая оценка является лишь условием удовлетворения соответствующих заявлений и ходатайств (проверка и оценка представленных документов для выдачи лицензии). В-третьих, в обоих вариантах рассматриваются индивидуальные административные дела, но различные по своему характеру. Как было уже сказано, в административно-процедурной деятельности отсутствует предмет спора, являющийся основой для административно-юрисдикционной деятельности, т. е. для рассмотрения индивидуального дела. Если же рассматривать работу со служебной документацией в органе исполнительной власти как административную процедуру, то индивидуальные дела здесь могут вообще отсутствовать. В-четвертых, административная юрисдикция предполагает применение к виновной стороне деликта различных мер государственного принуждения: предупредительных, пресечения и взыскания, т. е. привлечения нарушителя к административной или иной ответственности. При осуществлении административных процедур могут применяться меры предупредительного характера или пресечения, за исключением мер юридической ответственности. В-пятых, административно-процедурная деятельность отличается меньшей сложностью при ее осуществлении и поэтому не требует детальной регламентации, что характерно для процессуальной деятельности, когда при разрешении административно-правового спора орган (должностное лицо) должен строго руководствоваться установленными законом правилами (не только рассмотреть заявление, но и выслушать свидетелей, других участников 6 процесса, оценить доказательства и т.д.).
Признаки и стадии административного процесса
Можно обозначить следующие признаки административного процесса, как процесса управленческого:
1) Это властная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти. Хотелось бы отметить, что многие сторонники этой позиции понимают административный процесс, именно, как деятельность, осуществляемую в определенном порядке, а не как сам порядок или процессуальную форму, которая выступает лишь способом упорядочения властной деятельности. Притом эта деятельность различного рода: оперативно-распорядительная, нормотворческая, юрисдикционная и т.д.
2) Это та деятельность публичной администрации, которая направлена на решение в соответствии с законами, актами правосудия конкретных дел, порученных ей. Можно было бы указать этот признак иным образом: деятельность по осуществлению функций государственного управления.
3) Порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти строго и обязательно регулируется нормами административно-процессуального права.
4) Такая деятельность включает систему разнообразных административных производств и процедур, разграниченных целями, задачами и предметом совершаемых управленческих действий.
5) Результатом такой деятельности всегда выступает акт государственной администрации.
В конечном счете, все авторы, несмотря на разнообразие в подходах к содержанию и видам административного процесса, сходятся в определении основных параметров административного правоприменительного процесса. Это: 1) особый вид процессуальной деятельности органов публичной власти (преимущественно органов исполнительной власти) и судов (административное судопроизводство — специфическая деятельность судов); 2) совокупность последовательно совершаемых юридических действий по реализации норм материального права, защищаемых методами административного права; 3) юридически властная деятельность, регулируемая административнопроцессуальными правовыми нормами; 4) правоприменительный процесс, состоящий из обособленных производств, причем каждая стадия производства включает юридические действия, направленные на достижение определенных юридических результатов .
Основные принципы административного процесса
Принципы административного процесса базируются на конституционных принципах юридического процесса, конкретизируются в федеральных законодательных актах, регулирующих отдельные виды юридического процесса, и уточняются при правоприменении. Исходными для административного процесса являются конституционные принципы: законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; равенства прав всех лиц перед законом и судом; а также принцип презумпции невиновности; право каждого на судебную защиту; гласность, открытость, доступность процесса; право каждого на возмещение материального ущерба и 10 морального вреда в связи с незаконным ограничением прав и законных интересов. Для всех видов административного процесса характерны следующие принципы:
1. Принцип законности. В административном процессе он находит реальное воплощение в следующих требованиях, адресованных субъектам административно-процессуальных отношений:
• административно-процессуальную деятельность от имени государства вправе осуществлять лишь тот орган публичной власти, который уполномочен законом либо подзаконным нормативным правовым актом и обязан действовать в пределах определенной для него компетенции. Это требование относится также к должностным лицам, наделенным соответствующими правами и выполняющими возложенные на них обязанности;
• при разрешении в административно-процессуальном порядке индивидуальных дел должен применяться закон или иной нормативный правовой акт, действующий на момент и по месту возникновения административно-процессуальных отношений. При этом акт, ухудшающий процессуальное положение лица, дело которого рассматривает орган публичной власти, обратной силы не имеет;
• любая мера административного принуждения со стороны органа публичной власти, его должностного лица может быть применена только на основании закона и должна быть зафиксирована в конкретном процессуальном документе;
• любой административно-процессуальный акт, фиксирующий результаты административной процедуры, результаты рассмотрения конфликта (спора) с органом публичной власти, результаты рассмотрения дела в порядке административного производства или в порядке производства по делу об административном правонарушении, может быть обжалован в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и в порядке, предусмотренном федеральным законом. При этом не исключается возможность предварительного 11 рассмотрения такого акта в административном порядке в соответствии со ст. 33 Конституции РФ;
• при производстве по делам о привлечении к административной или дисциплинарной ответственности действует презумпция невиновности, согласно которой лицо признается виновным в совершении правонарушения, если его вина доказана вступившим в силу юридическим актом судьи либо иного уполномоченного субъекта административной юрисдикции. 2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина воплощен в требованиях законодательства, устанавливающих:
• обязанность должностных лиц в определенные законом сроки рассматривать обращения граждан, а также их организаций, информировать указанных лиц о ходе рассмотрения обращений;
• обязанность органов публичной власти информировать граждан о своей деятельности через официальные источники информации, в том числе через сеть Интернет;
• ответственность должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, сроков предоставления и качества государственных услуг, в том числе как дисциплинарная и административная, так уголовная и материальная ответственность;
• обязанность государства возместить гражданину или организации причиненный органом публичной власти или его должностным лицом материальный ущерб или моральный вред;
• возложение на орган публичной власти бремени доказывания в процессе рассмотрения дела об оспаривании нормативного или ненормативного акта публичной администрации, при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом представление доказательств по делу, сбор соответствующих доказательств является обязанностью субъекта, представляющего публичную власть.
3. Принцип доступности процесса означает предоставление гражданину или организации реальной возможности обратиться с требованием о реализации 12 или защите своих прав и законных интересов в компетентный орган публичной власти (к должностному лицу), уполномоченный законом или подзаконным нормативным правовым актом на рассмотрение и разрешение конкретной категории дел. В административном процессе не применяется уплата государственной пошлины в случаях обращения граждан за защитой их прав и свобод в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также по вопросам привлечения к дисциплинарной или административной ответственности.
4. Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной тайны, а также сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Представители общественности, прессы вправе посещать заседания судебных и административных органов, рассматривающих конкретные дела в административном порядке или в порядке административного судопроизводства.