Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. | 3 |
1.ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ ПОЭТОВ ФРОНТОВОГО ПОКОЛЕНИЯ………………………………………………………………. | 4 |
1.1 Михаил Дудин: «Меня поэтом сделала война»………………………. | 4 |
1.2 Фронтовая лирика Сергея Орлова…………………………………….. | 9 |
1.3 Идейно-художественное своеобразие лирики Б.А.Слуцкого……….. | 16 |
Заключение…………………………………………………………………. | 20 |
Список использованной литературы……………………………………… | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Все меньше становится очевидцев Великой Отечественной войны, из уст которых мы и будущие поколения могут услышать правду о тех грозных событиях. Но мы должны понимать, что живы как нация, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы наша память была жива. Наш долг – сохранить и передать память о том времени, о тех, кто ковал победу, об их стойкости, мужестве и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям. И главное - не только помнить, но и быть достойными их подвига, не допустить повторения войны. Именно об этом мечтали бойцы Великой Отечественной войны. Именно об этом говорит вся литература военных лет.
Один из узловых моментов – отношение поэтов к прозе жизни в самом широком понимании слова. На фронте – к фронтовому быту, испытаниям огнем, холодом, железом. Пытке бессонницей, усталостью, окопной грязью.
В мирное время – к ежедневному быту, к работе и семейным заботам, к дому, вещам, сослуживцам, соседям, ко всему тому, чем заполнен день обыкновенного человека от пробуждения до сна, от понедельника до субботы.
Годы Великой Отечественной войны поэзия сыграла важную роль в той неимоверно жертвенной, исполненной трагизма и героики освободительной борьбе, которую народ вел против фашизма. Поэты открыли тогда немало действенных форм участия в этой борьбе.
Поэзия тех лет отмечена тематическим, жанровым и стилевым многообразием. В ней представлены различные жанры и формы агитационно-массового и лирического творчества. Наряду с поэтической публицистикой, стихотворными очерками, получившими большое распространение прежде всего в начальный период войны, интенсивно развивались разнообразные формы массовой песни, лирики, сатиры, баллады и лиро-эпической поэмы. В эту пору активно работают поэты, выступившие еще в 20-е и 30-е гг., приходит и новое пополнение литературных рядов — поэты «военного», или «фронтового», поколения.
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ ПОЭТОВ ФРОНТОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
-
Михаил Дудин: «Меня поэтом сделала война»
20 ноября — 100 лет со дня рождения известного российского поэта, солдата, ленинградца Михаила Александровича Дудина (1916-1993), одного из наиболее талантливых и многогранных деятелей современной русской поэзии. Свою славу он обрел в военные годы, но и сегодня его стихи тревожат сердца поклонников поэзии. «Явление Михаила Дудина заслуживает того, чтобы понять его общую значимость», - так сказал о нем писатель Даниил Гранин. Имя его хорошо известно даже тем, кто никогда не держал в руках сборников его стихов. Его узнают по одной-двум строчкам: «О мертвых мы поговорим потом...», «Наши песни спеты на войне...» Песни на его стихи и по сей день звучат в эфире: «Снегири», «Баллада о мальчике», «Солдатская песня». Если бы Дудин был автором единственного стихотворения «Соловьи», он навсегда бы остался в истории отечественной поэзии. Но ему суждена была долгая жизнь, он выпустил десятки книг стихов о родной земле, о войне и мире, о любви и нежности, о радости и печали, о славе и позоре, о совести и чувстве долга… «В поэзии всегда есть некое таинство. Стихи неизвестно откуда возникают, ведут свою жизнь, радуя и печаля людей, уходят в историю, иным из них суждена вечность. Может быть, поэтому не бывает легких судеб у поэтов…», - так говорил Михаил Дудин. К нему самому это относится в полной мере. В наше время клеймо «советский поэт» многими воспринимается со знаком минус. Его прилепляли сгоряча ко многим замечательным поэтам, которые либо просто не желали спорить с режимом, либо искренне веровали в его идеалы. Дудин не был функционером, он оставался честным, добрым и совестливым человеком с горячим сердцем, гораздо более глубоким и парадоксальным, чем требовало его время и чем его пытались представить. Сколько хорошего он успел сделать за свою жизнь!
В 1939 году Михаила Дудина призывают в Красную Армию, он попадает в полковую школу младших командиров – курсантом пулеметного взвода. Дудина сослуживцы любили – он знал много стихов и читал их на память в свободные часы. Особенно Маяковского. «Для меня служба в армии, — писал он, — была не только военной, но и жизненной школой… школой литературной
, школой поэтической». В полковой школе в свободное от занятий время курсант Михаил Дудин писал стихи. Однажды в длинные коридоры казармы ворвались звуки трубы: тревога! Через несколько минут вся полковая школа стояла в строю. Командир полка объявил: «В условиях напряжённой международной обстановки Советский Союз не хотел, чтобы наш северо-западный сосед, Финляндия, стал плацдармом для развязывания войны. Буржуазному финскому правительству было предложено заключить мирный договор. Оно объявило нам войну. В трудный для Родины час добровольно желающие грудью встать на защиту нашей страны — двадцать шагов вперёд!» И курсант Михаил Дудин - тощий и высокий, опережая товарищей, размашисто шагнул вперёд. Короткая война на северо-западе от Ленинграда — «финская кампания» — была суровой, жестокой. В повести «Где наша не пропадала» Дудин напишет и о лютых морозах той зимы, и о коварстве врага, и о погибших товарищах. С первых дней советско-финской войны он на фронте, проходит службу в гарнизоне полуострова Гангут (русское название полуострова Ханко). Там создавалась военно-морская база. Задача ее состояла в том, чтобы вместе с нашими гарнизонами на островах Эзель и Даго не допустить вражеские корабли в Финский залив – к Ленинграду. В марте 1940 года была сформирована 83-я отдельная стрелковая бригада и направлена на Ханко для защиты полуострова с суши. Дудин оказался в 335-м стрелковом полку этой бригады, в конном взводе разведки полковой батареи. Уже на фронте он получает несколько экземпляров своего первого поэтического сборника «Ливень», вышедшего в Ивановском издательстве. Дудин мужественно выдержал тяжелые бои на Карельском перешейке, морозы, походы в разведку, был награжден очень чтимой медалью «За отвагу».
Точкой отсчета своего поэтического пути Дудин по праву считает тетрадь стихотворений «Жёсткий снег», написанную зимой 1939-1940 гг. Эти стихи выбрал из потока редакционной почты и опубликовал в первых номерах «Звезды» за 1941 год Николай Семёнович Тихонов: еще несовершенные поэтически, но обожженные огнем тяжелых боев на Карельском перешейке, они привлекали подлинностью. Время показало, что Н. С. Тихонов не ошибся в выборе. А для Дудина было особенно радостно, что его крестным отцом в литературе стал поэт, наиболее любимый с отрочества. Теперь автор «Орды» и «Браги» как бы передавал по эстафете молодому собрату тему солдатского мужества и героизма. Сам Дудин писал: «Поэтом меня сделала армия. Она заставила меня быть поэтом, переиначила и проявила мою судьбу, наполнив её смыслом».
Июнь 1942-го. Дудина вызвал редактор: «Через два дня ровно год, как началась война. Приказываю написать стихи!» В редакции говорили: «Приказываю написать заметку...», «Приказываю написать очерк...», но никогда: «Приказываю написать стихи», потому что знали: настоящие лирические стихи пишутся не по приказу, а по вдохновению. И если редактор решился на такие слова, значит, верит, что вдохновение поэта откликнется на чувства окружающих. Михаил Александрович писал о том, что их общий товарищ и земляк, поэт Николай Майоров, погиб в боях под Москвой... Стихи, которые он напишет, не будут стихами о весне, они будут о тех, кто погиб во имя жизни! Первая строка написалась сразу: «О мёртвых мы поговорим потом…» «Соловьи» - одно из лучших стихотворений в русской поэзии, посвященных теме Великой Отечественной войны. Дошло свидетельство о том, как оно было воспринято солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ: «Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной. В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел Дудинских «Соловьёв».
Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Мы нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил наш однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края». Это стихотворение часто печаталось в различных сборниках и антологиях (стихотворение читайте далее).
В редакции на Невском, 2, Дудин работал и жил, трудился вместе с сатириком Б. Флинтом, художником Б. Леоновым. С первых месяцев возвращения Даниила Гранина в Ленинград Дудин опекал младшего по годам, званию и литературному опыту фронтовика. В годы войны родилась и окрепла дружба Михаила Дудина с Сергеем Орловым, Алексеем Недогоновым, Сергеем Наровчатовым, Михаилом Лукониным, Александром Межировым и Марком Максимовым… С необычайной сердечностью говоря о своих друзьях, поэт Дудин утверждает, что и он сам, и его товарищи становились поэтами вопреки войне, утверждая жизнь. Совсем недолго длилась дружба двух поэтов-фронтовиков, Михаила Дудина и Георгия Суворова. Познакомились они в 1943-м. Виделись почти каждый раз, когда по служебным надобностям Георгий оказывался в Ленинграде. Дудин знал, что новый его друг — человек необыкновенной отваги. В начале войны он воевал под Москвой, в знаменитой Панфиловской дивизии. Во время атаки противопехотная мина попала ему в грудь и застряла между ребер. Застряла и не разорвалась. Раздумывать было некогда — Георгий рванул мину и отбросил её в сторону. Знал Дудин и то, что Георгий родом из Сибири, из Хакасии, но поговорить о его жизни подробнее времени не было. В середине февраля 1944 года Суворов снова появился в Ленинграде. Дудин пригласил его в филармонию. По дороге читали стихи. Сразу после концерта Суворов отправился под Нарву, в свой взвод противотанковых ружей. Телефонограмма пришла через день: «Суворов погиб. Его полевая сумка в редакции...». «Последний раз я видел Георгия 9 или 10 февраля 1944 года, — отмечал Дудин после войны, — он приехал из-под Нарвы, разгоряченный успехами нашего наступления. Глаза его горели радостью победы. Командир взвода противотанковых ружей, он читал стихи, пахнущие ветром и дымом, исполненные верой в чудо победы… Он погиб на переправе через Нарву…»
В полевой сумке лежали самодельные тетради, в которых были записаны стихи. Среди них — незнакомое: «Ещё утрами чёрный дым клубится над развороченным твоим жильём…» И дальше: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей» … Михаил Александрович решил собрать стихи друга и издать их. Вскоре книга Георгия Суворова «Слово солдата» с предисловием Михаила Дудина вышла в свет.
В 1972 году М.А.Дудин удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР им. М.Горького за книгу стихов «Время», в 1981 году – звания лауреата Государственной премии СССР за циклы стихов «Седое сердце», «Дерево для аиста», «Полярный круг», «Западный берег», «Забытая тетрадь», в 1976 году - звания Героя Социалистического Труда. Дудин награжден золотой медалью им. А.Фадеева (1978), двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Дружбы народов (1984), Октябрьской Революции (1986), медалями.
Михаил Александрович много внимания уделял произведениям для детей, переводил стихотворения советских и зарубежных поэтов, писал стихотворения, очерки, либретто, рецензии, киносценарии, воспоминания.
Выходили сборники: «Считайте меня коммунистом» (1950), «Родник», (1952); Сосны и ветер (1957), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «До востребования» (1963). В 1970-е много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: «Татарник», «Поэмы», «Рубежи», «Клубок» и др. В 1986 публикует книгу стихов и поэм «Песни моему времени». «Книга лирики» (1986) — его основная книга, где и поэмы — части, звенья лирического монолога.
Прекрасное, подчеркивал поэт, рождается на перекрестке культур. Дудин много послужил сближению разных народов, культур, литератур как переводчик. О высокой роли переводческой работы Дудин говорил: «…в наше время, когда происходит естественный процесс общения народов, культур, очень важно каждому советскому поэту в силу своих способностей, ответственности пред временем заниматься переводом».
С 1994 года ежегодно в Фурмановском муниципальном районе проводится песенно-поэтический фестиваль «Сей зерно», посвященный памяти М. Дудина, конкурсы чтецов, в которых участвуют и дети, и молодёжь, и зрелые люди весьма преклонного возраста. Есть областная Дудинская премия за изучение наследия поэта. В 2009 году эта премия впервые была вручена и в номинации поэтическое творчество. А лауреатом её стал ивановский поэт-фронтовик Владимир Догадаев.
В сентябре 2009 года в Ивановском госуниверситете был открыт музейный кабинет М.А. Дудина. С 1996 года при Широковской библиотеке Фурмановского района работает