Файл: 1. особенности лирики поэтов фронтового поколения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Позже, в 1947 году Василий Субботин встретил Сер­гея Орлова в Москве. Он припоминает: «С каким недо­умением иной раз, как удивленно, покачивая головой, смотрит он на свои сожженные, изуродованные руки.

«Мать честная! Как же это?!»

Я всегда вижу его в одной позе, всегда вижу его так. Танкист, ни разу не написавший в своих стихах, что он горел в танке»1.

И все-таки стихи об этом Сергей Орлов написал тогда же, в 1943 году, только узнали мы их лишь не­давно.
1.3. Идейно-художественное своеобразие лирики Б.А.Слуцкого
Слуцкий Борис Абрамович (1919-1986). Родился 7 мая в городе Славянске (Донбасс) в семье служащего. Учился в Харькове. С 1937 года переехал в Москву, изучал юриспруденцию. В 1941 году окончил Литературный институт им. М. Горького, выпустил первый сборник стихов. Начал войну в 1941 году солдатом, закончил инструктором политотдела армии (член КПСС с 1943 года). Вновь стал печататься в 1953 году, а в 1957 году у Слуцкого вышла первая книга стихов «Память», за которой последовали «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971), «Доброта дня» (1973), «Продленный полдень» (1975), «Неоконченные споры» (1978) и «Строки» (1984). Переводит с языков народов СССР и зарубежных стран (польский, немецкий, английский), выступает с литературно-критическими статьями и рецензиями.

У Бориса Слуцкого есть очень грустное стихотворение «Уже не любят слушать про войну…». У него было полное право бросить этот упрек молодому поколению: ведь Слуцкий был участником Великой Отечественной Войны. В 1944 году под Белградом поэт был ранен в голову в тот момент, когда он на немецком языке выкрикивал в рупор слова ультиматума, обращенного к немецким солдатам. После ранения он стал военным следователем дивизионной прокуратуры. Воевал в Австрии, в Венгрии. В Румынии рана вновь дала о себе знать. Слуцкому дважды делали трепанацию черепа, и более двух лет он провел в госпиталях. После этого болезнь долгое время напоминала о себе болями и бессонницей. Но главное - память. Она не дает покоя всякому, кто прошел через войну. Стихи Слуцкого о войне не должны никого оставить равнодушными.

Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт словно не замечает масштабности происходящего. Его внимание сосредоточено на каких-то деталях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину страшной войны. Правдивое повествование о войне Слуцкого особенно дорого, потому что написано участником и свидетелем Второй мировой. Многие стихи написаны по прошествии лет – это позволило осмыслить прошедшее и по-новому оценить его. Это оценка мудрого человека, близко видевшего смерть и знающего цену жизни. Война стала не частью его судьбы, а всей его судьбой.


Поразительно, но в стихах Слуцкого о войне нет упоминаний о геройстве, победах, родине. Скорее наоборот. Может быть, потому, то это разумелось само собой. Как написал поэт в стихотворении «Солдатские разговоры»:

А родину не вспоминают

Она и так вонзилась в душу.

О военных стихах Слуцкого писали больше всего. Писали об их бесстрашной правдивости, бытовой достоверности, жестокости.

Один из последних и самых авторитетных отзывов принадлежит Константину Симонову: «И о войне, и о послевоенном времени Слуцкий написал много таких стихов, читая которые сплошь и рядом кажется: вот это ты хотел написать сам, но не написал, а вот об этом думал так же, как он, но у тебя твоя мысль не перешла в стихи, а у него перешла»

Смысл большинства отзывов – Слуцкий написал новую страницу о войне. Но есть тут одна неувязка. Появилась первая книга Слуцкого («Память») в 1957 году. К тому времени вышли десятки книг поэтов предвоенного и военного поколения – С. Гудзенко, М. Дудина, С. Орлова, А. Межирова, Е. Винокурова…

На фоне широко распространившейся унылой гладкописи, благостной казенщины, бодряческого равнодушия «Памятник» особенно резко бросался в глаза. Он заставлял вспомнить те лучшие стихи первых послевоенных месяцев, которые потом не имели продолжения. Сразу же приходили на ум «Его зарыли в шар земной…» Сергея Орлова, «Надпись на камне» Семена Гудзенко, «Упал и замер паренек…» Юлии Друниной. Цель у Слуцкого в «Памятнике» была та же – увековечить павших за Родину, но шел он своим путем. Прежде всего, он хотел, чтобы его героя увидели в том роковом для него бою, в последние минуты жизни. Картиной боя начинается стихотворение:

Дивизия лезла на гребень горы

По мерзлому, мертвому, мокрому камню…

Все происходило так (и разговорное «лезла» и описание камня, который только и видит прижимающийся к земле пехотинец), как обычно бывало в трудном бою. И солдат, которому на вершине теперь сооружен памятник, не водрузил там, как этого требуют романтические каноны, знамени: «И ниже меня остается крутая, не взятая мною в бою высота». Смерть его была мучительной: скульптор, резавший из гранита памятник, - здесь пронизывающая стихотворение внутренняя полемика с эстетикой приглаженности выходит на поверхность, идет уже почти впрямую, - «гримасу лица, искаженного криком, расправил, разгладил резцом ножевым».

Стихотворение строится на перемежающихся контрастах, благодаря которым не превращается в риторику: «Я умер простым, а поднялся великим», живой человек – и гранитный памятник, прах солдата-пехотинца, который «с пылью подножной смешался», - и «пример и маяк» для целых народов. Поразителен ритм «Памятника», соединивший трудное дыхание человека, штурмующего высоту, и величавый покой реквиема, возносящий над всем бренным.



Дело в том, что совсем не бытом, не натурализмом, не физиологией войны, о которой немало говорилось тогда в критике, примечательны стихи Слуцкого. Ближе всех к истине Симонов, заметивший, что он додумал не додуманное, досказал не досказанное, или написал то, что знали многие, но не довели до поэзии.

Слуцкий писал о том же, что и все, опирался на тот же материал. Но писал иначе, заботясь не столько о достоверности деталей и лирической проникновенности, сколько о стройности целых жизненных рядов и несомненности социальных выводов.

Фигура комбата, например, традиционна в военной поэзии. Это – образец строгости, за которой с некоторым удивлением открывались обыкновенные человеческие качества, странности и даже слабости. Стихотворение Слуцкого «Мой комбат Назаров» как будто вписывается в эту схему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная литература стала хранителем памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Пушечная канонада не могла заглушить его. И никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

В годы Великой Отечественной войны голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Война в корне меняла жизнь всей страны и каждого человека в отдельности. Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.

Стихотворения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом, победившим фашизм.

Любовь к Отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика.


список использованной литературы


1.

Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 2019 г.

2.

В сб.: Друзья-однополчане: о песнях, рожденных войной. — М., 2015. С. 55.

3.

Литературное наследство. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Москва, «Наука», 2016 г.

4.

Михаил Дудин. Берегите Землю, берегите! Ленинград, “Детская литература”, 2015 г.

5.

Песня Победы. Стихотворения. Издательство “Детская Литература”, 2018 г.

6.

Поэзия в Великой Отечественной войне - Литература. www.otvyna.ru/poezia.htm.

7.

Свирский Г. Ц. На лобном месте: Литература нравственного сопротивления: 2017-2018. 2-е изд., доп. - М., 1998. С. 480.

8.

Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Сталинградское сражение 1942–1943. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2017 г.

9.

Сурков А. Творческий отчет на заседании Военной комиссии СП 12 июля 1943 г. // Литературное наследство. Т. 78. Кн. 1. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. — М., 2016. С. 335.

10.

Тихонов Н. Перед новым подъемом: Советская литература в 1944—45 гг. — М„ С. 48, 2018.