ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебное исследование по дисциплине «Социология»
Выполнила студентка группы:
02022253
Дубовая Е.А.
Формирование семейных ценностей
Актуальность исследования. «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение», - писал великий педагог А.С. Макаренко. Цель нашего общества - счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение.
Что же такое семья? В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: «Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами». Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами. В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
Материалом для социологического исследования выступают результаты анкетного опроса молодежи НИУ БелГУ в возрасте от 20-25 лет.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живёт одинокий ребёнок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, её взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи. Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества.
Тема, которую мы взяли для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. По статистике, в России за 2018год на 1200 миллионов зарегистрированных браков приходится 660 тысяч разводов молодых семей. По данным института РАН основной причиной разводов признана психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни (около 40% разводов).
У нынешнего поколения при создании молодой семьи материальные ценности преобладают над духовными. Без духовных ценностей не будет единства семьи и существования её в целом.
На смену совести, ответственности, бескорыстности, взаимопонимания пришли материальные интересы, карьерный рост, эгоизм, цинизм. У большинства взрослых происходит падение нравственности и неопределенной духовности.
У родителей в современном ритме жизни на беседы с детьми почти не остается времени. Так и получается, что ребёнок оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей.
Проблема данного социологического исследования заключается в изучении семейных ценностей студентов БелГУ.
Цель исследования: выявить с помощью анкетирования у студентов НИУ БелГУ сформированность представления о семейных ценностях и их значимости в семье.
Объект исследования: студенты НИУ БелГУ.
Предмет исследования: представления семейных ценностей студентов БелГУ.
Методы сбора информации: опросный метод (анкетирование)
Было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выявить с помощью анкетирования у студентов НИУ БелГУ сформированность представления о семейных ценностях и их значимости в семье.
Задачи исследования:
Задачи:
-
изучить теоретическую часть данного вопроса; -
исследовать представления студентов о семейных ценностях; -
провести анализ полученных результатов.
Опрос проводился методом анкетирования.
ссылка на электронную анкету.
Всего было опрошено 22 респондентов.
В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 20 до 25 лет. Из них: 91% составили девушки и 9% - юноши, обучающиеся в НИУ «БелГУ»
Результаты анкетного опроса помогли определить отношение молодежи к семейным ценностям. На первый вопрос: «Важна ли семья в современном обществе?» все опрошенные ответили да.
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Важна ли семья в современном обществе»
Далее последовал вопрос: «Ваше отношение к преемственности поколений». 77,3% опрошенных ответили, что это очень важно, 13,6% - это второстепенно, и 9,1% опрошенных ответили, что это не самое главное.
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос: «Ваше отношение к преемственности поколений»
На вопрос: «Как вы считаете, должны ли быть традиции в семье?» 31,8% опрошенных ответили, что возможно, 68,2% опрошенных ответили, что да, обязательно должны быть традиции в семье
Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, должны ли быть традиции в семье?»
На вопрос: «Может ли полная семья воспитать достойного человека» 68,2% опрошенных ответили, что да, конечно, 31,8% - ответили, что не всегда.
Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос: «Может ли полная семья воспитать достойного человека»
На вопрос: «Должно ли присутствовать прощение в семье?» 95,5 % опрошенных ответили, что да, должно, 0,5 % ответили, что сомневаются в этом.
Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос: «Должно ли присутствовать прощение в семье?»
По результатам ответов на вопрос: «Важна ли ответственность в семье» 100% опрошенных ответили, что да, важна.
Диаграмма 6. Распределение ответов на вопрос: «Важна ли ответственность в семье?»
На вопрос: «Является ли честность основой взаимоотношений» 95,5% опрошенных ответили, что да, является, а также 0,5% ответили, что не всегда.
Диаграмма 7. Распределение ответов на вопрос: «Является ли честность основой взаимоотношений?»
На вопрос: «Гибкость и счастье в семье взаимосвязаны» 59,1% опрошенных ответили, что да, связаны, 36,4% - частично, 0,5% ответили нет.
Диаграмма 8. Распределение ответов на вопрос: «Гибкость и счастье в семье взаимосвязаны»
Далее был вопрос: «Правда ли, что домашний очаг самое важное, что необходимо для формирования личности?» 59,1% опрошенных ответили - да, 36,4% - возможно, а 0,5% ответили нет.
Диаграмма 9. Распределение ответов на вопрос: «Правда ли, что домашний очаг самое важное, что необходимо для формирования личности?»
Далее студентам был предложен вопрос: «Семейные ценности - это ....». 68,2% опрошенных решили, что это любовь, 27,3% - общие интересы, остальные же 0,5% считают, что это материальные ценности.
Диаграмма 10. Распределение ответов на вопрос: «Семейные ценности - это ....»
По результатам социологического исследования можно сделать следующие обобщенные выводы:
В ходе нашего исследования было выявлено, что все опрошенные уже имеют представление о семье в целом. Однако ценность у студентов ещё находится, в основном, на среднем уровне сформированности и требует необходимости формирования данных ценностей в дальнейшем.
В ходе исследования наша гипотеза справедливо подтвердилась. И можно сделать вывод, что «семья» осознаётся студентами как социальный институт; они имеют представления о важных качествах присущих семье. Семья является ценностью для них, однако у них нет полного представления о сущности семейных ценностных ориентаций на семейную жизнь.
Заключение
Как особая социальная группа молодежь имеет свои специфические ценности и взгляды на жизнь, общество, она по-своему проводит свое свободное время. Студенты института в своих взглядах и действиях наименее консервативна по сравнению с другими возрастными и социальными группами. Она более восприимчива к тем политическим и социально-экономическим изменениям, которые происходят сегодня в нашем обществе.
Ничто иное как семейное воспитание формирует у студентов понятие основных жизненных ценностей.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод – семейные ценности не в полной мере осознаются студентами как социальный институт. Семья является ценностью, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.
В семейных отношениях, должно быть ценно взаимное уважение и доверие, чувствовать любовь и заботу друг о друге, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, общение, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.
В результате выполненной исследовательской работы были достигнуты поставленные задачи.
Было определено отношение студентов к семейным ценностям. Узнали степень доверия студентов, и определили, какую роль играют семейные ценности в их жизни.
Список используемой литературы
-
Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон.научн. журн. 2005. №. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n3/Dokuchaeva.shtml
-
Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное
руководство и воспитание школьников. Газета «Первое сентября». –
2001. -№14.-с.20-21
-
Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб, 2000.
-
Нравственность современного российского общества: психологический анализ // Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: «Издательство психологии РАН», 2016.http://www.ipras.ru/engine/documents/document4057.pdf
-
Рахманова В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. 2008. № 4.
-
Самсонова П. М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005 г.). В 3-х частях. Ч. 3. М., 2005.
-
Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты). Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
-
Шнейдер Л.Б. Семейная психология,-М.: Академический проект, Екатеринбург 2006. - 768с.