Файл: Возможности применения социальных сетей в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Возможности применения социальных сетей в образовании".

Последние несколько лет в мировом педагогическом сообществе обсуждаются возможности применения социальных сетей в образовании. Социальные сети способствуют развитию электронного обучения и образования в целом, предлагая новые технические и методические решения

Понятие «социальная сеть»

Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из узлов (обычно это лица или организации) которые связаны одним или более типами взаимозависимости, такими, как ценности, взгляды, мнения, идеи, дружба, финансовые взаимоотношения, конфликты, торговля и так далее.

Под социальной сетью будем понимать онлайн-сервис или же веб-сайт, предназначенный для создания и организации всестороннего общения между реальными людьми в Интернете. Самыми популярными из них являются: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Мой Мир, Мой круг, LinkedIn, Twitter, Google+, MySpace.

В целом, принцип работы различных сетей очень схож – во многих из них есть стена профиля и новостная лента, возможность проводить голосования и опросы, создавать фотоальбомы и отмечать знакомых на фото, вести личную переписку и обмениваться файлами. Конечно, у каждой из них есть и свои особенности, которые, как правило, и влияют на выбор пользователем конкретной социальной сети (большинство людей наиболее часто использует лишь одну).

Выбор социальной сети для решения необходимых учителю классов вопросов определяется либо содержанием педагогической задачи, либо удобством ее решения посредством функционала сайта, либо возрастом участников обсуждения и их предпочтениями в работе с тем или иным онлайн-сервисом. Последний аспект важен, поскольку наряду с родителями к обсуждению вопросов обучения и воспитания детей в социальных сетях присоединяются люди старшего поколения – бабушки и дедушки. При этом школьники и взрослые используют для коммуникации разные социальные сети.

В последнее время в практике школ классные руководители прибегают к функциональным возможностям данной социальной сети для организации и проведения родительских собраний в режиме текстового или видеочата. Причинами тому являются:

  • экономия времени родителей учеников на дорогу с работы до школы;

  • оперативная индивидуальная консультация учителя о причинах отсутствия детей в школе;

  • организация педагогом мастер-класса по обучению взрослых правилам пользования электронным дневником для получения своевременной информации об успеваемости ребенка;

  • минимизация затрат на раздаточный информационный материал и высокая скорость его групповой рассылки;

  • создание мероприятия (приглашение в музей, на экскурсию, в цирк, на пешеходную прогулку и т. п.) с помощью соответствующей командной кнопки на странице сайта, автоматическая рассылка-приглашение ученикам, родителям, коллегам;


Канал YouTube -возможность создания своего образовательного канала.

ВКонтакте – самая популярная социальная сеть среди юных пользователей Интернета. Открытость среды накладывает свои обязательства для нахождения в ней среди участников.

Так, в процессе регистрации на сайте младшие школьники должны указать личную информацию о себе, своих интересах, взглядах и убеждениях и другое. Причем незаполнение ряда пунктов анкеты свидетельствует о их малой значимости для ребенка и формируют сигнал для учителя об анализе причин такого положения дел. Дальнейшее изучение содержания страницы способно помочь учителю лучше узнать своего ученика и адекватно проанализировать особенности его поведения в тех или иных ситуациях.
Например, мониторинг времени последнего визита учащимся своей страницы может подсказать педагогу, какое количество времени перед началом учебного дня ребенок отдыхал, и впоследствии проконсультироваться с родителями о причинах нарушения санитарного режима сна и бодрствования (если такое имеет место быть).

Анализ новостных записей в ленте ученика начальных классов может указать классному руководителю о важных событиях в жизни подопечного, его семье, друзьях, манере общения в неформальной обстановке.

Также эту социальную сеть можно активно использовать:

  • для создания групп, решающих разноплановые педагогические задачи (работа над проектом, клуб по интересам) и включающих разных участников (учеников, коллег-педагогов, родителей, администрацию), обеспечивая ограниченный доступ к информации;
    для размещения на странице документов различного вида для коллективного использования, например, видеофайлов с записью урока, экскурсии, коллективного творческого дела;

  • для поиска информации по теме занятия в открытых сообществах.

Новость от 23 апреля 2020 года: государственную платформу для дистанционного обучения школьников, создаваемую Минпросвещения и Минкомсвязью, планируется интегрировать с «ВКонтакте». В проекте будут использоваться чаты, сообщества и мини-приложения социальной сети, в которой также будет создан раздел с одобренным государством образовательным контентом. В социальной сети появится сегмент «ВКонтакте-Образование», в который войдет прежде всего «верифицированный контент» — лекции, видеоуроки и учебники, одобренные Минпросвещения, уточнил господин Кравцов. 

Одноклассники – сеть, для поиска и общения единомышленников в возрастной категории 50+. Учитывая

возрастную специфику участников сети, учитель начальной школы может ее использовать для привлечения к обсуждению важных педагогических вопросов старшее поколение бабушек и дедушек своих воспитанников.

Исторически так сложилось, что пенсионеры принимают более активное участие в жизни внуков: замещают родителей на родительских собраниях, приводят детей в кружки, помогают выполнять домашние задания, участвуют в экскурсионных программах класса и другое. Поэтому удаленное общение учителя начальной школы в этой сети с людьми пенсионного возраста позволит обеспечить их большую сопричастность к проблемам школы и класса, а благодаря накопленному опыту помочь становлению молодого учителя.

Google+  –  социальная сеть для общения через Интернет с помощью специальных встроенных компонентов. В ней синхронизируются сервисы Google, благодаря чему повышается ее практическое применение в работе педагога.
Такую популярность обеспечивает создание тематического или авторского блога для размещения фотографий, видеоматериала, ссылок; создание коллажей, слайд-шоу, редактирование фотографий; размещение видеоуроков и создание онлайн-видеотеки для дальнейшего обсуждения с родителями и коллегами; возможность построения маршрутов передвижения для экскурсий и походов; осуществление поиска научной информации, статей, рефератов, библиографических ссылок для самообразования, повышения квалификации, получения и распространения личного опыта и другие.

Учителям удобно будет работать с Google Диском. Совместный доступ в Google Диск позволяет:

  • работать в реальном времени вместе с коллегами и друзьями;

  • исключить использование бесконечной отправки файлов по электронной почте;

  • выбирать, кто может просматривать и редактировать файлы, с помощью параметров и уровней доступа

По отношению к ранее рассмотренным социальным сетям Twitter в работе учителя начальных классов используется гораздо реже, что связано с ограничениями на длину текстового сообщения, поэтому специфика применения ресурса такова:

  • создание заметок (микроблогов) оповестительного характера (скорее для популяризации и продвижения педагогом своих размышлений о профессиональной деятельности или образовании в целом);

  • формирование у учеников кратких и точных описаний основных идей об увиденном, услышанном, прочитанном;

  • размещение важных ссылок на сайты и ресурсы посредством гипертекстовой структуры для использования их учащимися при выполнении задания.


Изучив популярные на сегодняшний день социальные сети, можно выделить ряд основных преимуществ их использования учителем начальной школы в процессе работы:

с обучающимися:

  • поиск единомышленников и расширение круга общения младших школьников со сверстниками из других регионов и стран, в частности для изучения их культуры и языка;

  • приобщение учеников к сетевому этикету в процессе коммуникации в социальных сетях, практическое изучение правил информационной безопасности при распространении личной и общественной информации;

  • непрерывность учебного процесса;

  • общаясь со своими воспитанниками «на их территории», учитель становится ближе к детям. Это улучшает и облегчает коммуникацию и взаимопонимание;

  • находясь перед экраном монитора, а не перед аудиторией, застенчивые ребята чувствуют себя более спокойно. Это их раскрепощает, и они охотнее идут на контакт и принимают участие в дискуссиях;

  • постановка и передача учебных заданий, а также заданий для самостоятельной работы;

  • использование сетевого общения среди школьников, в частности для организации проектной деятельности;

  • разбор и анализ темы, затронутой на уроке и не выясненной до конца, может быть перенесен в онлайн-режим. Через интернет педагог сможет давать задания, консультировать, отвечать на возникающие вопросы;

  • мгновенное обсуждение проблемы в группе (на стене, в диалоге);

  • в социальных сетях удобно распространять электронные книги, учебники, пособия и дополнительные материалы, которых нет в библиотеке. Учитель может вести свою страницу и размещать на ней материалы для учащихся различного уровня;

  • своевременная консультативная помощь ученикам, стремящимся получить дополнительную информацию в конкретной предметной области, или слабоуспевающим;

  • организация учебной деятельности детей, отсутствующих на занятиях по причинам слабого здоровья, особого спортивного режима, участия в конкурсах индивидуально или в творческих коллективах и другие;

  • разработка совместного проекта в онлайн-режиме обеспечит постоянный доступ к обнародованию результатов, спорных моментов и позволит руководителю отслеживать и контролировать его ход. Создание опросов поможет при сборе данных о мнении пользователей по той или иной проблеме;

  • можно записывать и выкладывать аудио- и видеофайлы с лекциями или просто интересными фактами. Вбив в поиск ключевые слова, легко найти большое количество обучающих записей по заданной тематике;

  • бывают случаи, когда ученик не способен посещать занятия, либо в связи с определенными обстоятельствами обучение переведено в дистанционный режим. В Facebook’е и Вконтакте существует такая полезная кнопка как «онлайн-трансляция». С ее помощью можно провести «живой» урок на расстоянии. Вопросы могут быть заданы в чате, что не будет отвлекать лектора от повествования;

  • представление своей странички в качестве портфолио (как для ученика, так и преподавателя);


с коллегами-педагогами и администрацией:

  • получение учителем возможности демонстрации личного научно-методического опыта широкой аудитории;

  • возможность обмена мнениями среди коллег-профессионалов в области методик преподавания отдельных учебных дисциплин в начальной школе, организации учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников;

  • возможность выступить в роли эксперта и комментировать работы коллег;

  • получение бесплатных консультаций, советов и рекомендаций по созданию, ведению и оформлению учебно-методической документации;

  • планирование личного времени с учетом необходимости участия в работе сетевых сообществ над интересующей проблемой;

  • повышение самооценки и получение стимула для творчества и профессионального развития;

  • изучение современных сетевых сервисов для дальнейшего использования их возможностей;

  • освоение правил сетевого общения и приобретения навыков дистанционной работы, в частности, для участия в различных сетевых конкурсах и проектах;

  • для повышения своих профессиональных качеств преподаватель может читать статьи, публикуемые в сообществах, и участвовать в обсуждениях с коллегами.

с родителями:

  • консультация по вопросам развития ребенка и другие;

  • через социальные сети можно организовывать не только обучение, но и культурную жизнь: обсуждать проведение школьных мероприятий, планировать совместное посещение музеев, выставок, театров, делиться впечатлениями, фотографиями, видеозаписями;

  • в связи с занятостью родители не всегда полностью осведомлены об успехах своих детей. Поэтому, помимо контакта с подопечными, учитель может связываться с теми родителями, чьи профили есть в сети. Несмотря на удобства, предоставляемые внедрением интернет-сервисов, отметим ряд отрицательных моментов.

  • В социальных сетях существуют факторы, отвлекающие детей от образовательного ресурса. Общение с друзьями и развлекательный контент «перетягивают» их внимание.

  • Исходя из предыдущего пункта, следует помнить, что страница преподавателя или паблик должны стабильно обновляться и наполняться качественным содержимым, чтобы не пропадала заинтересованность. Поэтому ведение собственной страницы — весьма трудоемкое дело. Она отнимает много времени и сил руководителя. Это касается и онлайн-консультаций.

  • Не во всех учебных заведениях есть доступ к интернету, поэтому раздаточный материал, книжки, справочники, необходимые в аудитории все равно придется хранить на флешке, компьютере или в печатном варианте.

  • Ведение учителем группы или блога в социальных сетях — зачастую личная инициатива педагога, которая не оплачивается.

  • Невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций учителей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности;

  • И, конечно, приватность. Учитель в соцсетях должен быть не менее ответственным, чем в школе. С другой стороны, педагог подает детям пример того, как можно использовать социальные сети в профессиональной деятельности, не выставляя личную жизнь напоказ.