ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Олькина Дарья,02052106
1. Каковы причины и предпосылки возникновения идеи «коллективного творческого дела» как формы организации деятельности пионерских отрядов в 50-е годы ХХ века?
В основе методики КТД лежат педагогические идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, А.П. Гайдара, В.Н. Терского, работы Т.Е. Конниковой, В.С. Ханчина, С.Л. Соловейчика, опыт школ-коммун 20—30-х годов XX в., романтическое содержание деятельности пионерской организации. Учителя, воспитатели, вожатые хотели сделать жизнь детей интересной, самостоятельной и творческой.
Суть методики определяют четыре положения, характеризующие ее основные черты.
1. «Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы... Центральное звено методики — понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни... в процессе которой изменяется образ жизни детей, и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка».
2. «Организация деятельности как общественно значимой (для людей, для близкого и далекого друга), интересной для каждой личности и творческой (творчески, иначе зачем?), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел (разведка дел и друзей) и способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности»[4]. В СССР самыми популярными были такие творческие дела, как трудовой десант, гайдаровский рейд, концерт-ромашка, город веселых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов, интеллектуальный бой и др.[3] «Например, вслед за А.П. Гайдаром и В.Н. Терским И.П. Иванов успешно применял прием “коллективного сюрприза” — дело “по секрету”, доставляющего радость как человеку, готовящему сюрприз, так и принимающему его»[4].
3. «Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело к изобретению особого способа организации КТД — совета дела. Главная его задача — исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины».
4. Особые отношения в детском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе.
2. Определите роль Игоря Петровича Иванова в возникновении идеи (цели, принципы, результаты) и технологии «коллективного творческого дела».
Автор технологии – Игорь Петрович Иванов, доктор педагогических наук, профессор, создатель коммунарской методики.
академика изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике . "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Многие ученики и соратники (, профессор, доктор философских наук; , кандидат педагогических наук; , кандидат педагогических наук; , профессор; и другие) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.
3.Выявите не менее характеристик идеи и технологии «коллективного творческого дела», которые делают актуальным применение данной технологии в работе с детьми, особенно в условиях ДОЛ?
.Ключевые идеи технологии КТД
1. Создание коллектива детей (временного) на основе борьбы за высокие, привлекательные для них идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни.
2. Построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа – и общих дел, и отношений, и поступков. 3. Организация деятельности общественно-значимой ("для людей") и личностно-значимой ("все творчески – иначе зачем"), художественно-инструментованной (ритуалами, законами, традициями), очеловеченной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства. 4.
Особая позиция педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позиция, которая обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие коллектива педагогического (старших друзей) и детского.
Авторы исследования «Педагогическая система И. П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников выделили 12 основных принципов: заботы, комплексности, коллективизма, товарищества, творчества, социально значимой деятельности, мажора, игры, природосообразности, бескорыстия, эмоциональности и романтики, гуманизма.
4.Что лично Вас заинтересовало в теории и практике КТД?
Интересно, что следуя этапам КТД и обращая внимание на создание мотивации в участии детей в мероприятии ( рисование плакатов- премьер например концерта),используя шаблон, можно создавать совершенно различные друг от друга КТД, но не менее захватывающие.