ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное профессиональное образовательное учреждение «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Индивидуальный проект
-
Тема:
Финансовая грамотность подростков
тема работы
-
Выполнил студент
фамилия имя отчество
идентификационный номер
-
Рецензия
актуальность, цели, достоинства и недостатки исследовательской работы, оценка в баллах
Проверил
«____» ____________ 20 ___ г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Основная часть………………………………………………………………… 5
1.1 Основные понятия финансовой грамотности подростков……………….... 5
1.2. Ведение бюджета подростками……………………………………..……… 7
1.3. Банковские продукты ……………………………………………………. …9
1.4. Виды кредитования …………………………………………………….….. 11
1.4.1 Потребительский кредит ………………………………….………. 12.
1.5. Финансовая безопасность подростков от мошенников……………….…. 14
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список используемых источников ……………………………………….…… 18
Приложение 1………………………………………………………………….... 19
Приложение 2………………………………………………………………….... 21
Введение
С развитием цивилизации происходит развитие научно-технического прогресса, благодаря которому происходит развитие общества.
С развитием общества, меняются взаимоотношения между людьми, которые связаны не только общими интересами того или иного общества, но и взаимоотношения между различными обществами.
Одним из путей развития общества является товарообмен, разновидность которого в настоящее время являются финансовые отношения.
В настоящее время финансовые отношения между людьми, отдельными обществами (государствами) неотъемлемо связаны в жизни каждого гражданина нашей страны. В современном мире повышение финансовой грамотности подростков является важной задачей в воспитании детей (молодежи).
В данной научно-исследовательской работе исследованы вопросы финансовой грамотности подростков. Рассмотрены вопросы личных сбережений, планирования и финансовые взаимоотношения подростков
в семье.
Основой финансовой грамотности подростков является умение планировать и принимать грамотные решения о доходах, расходах и займах. Человек, который не планирует свой личный бюджет подвержен к необоснованным тратам.
Современная молодежь, в настоящем мире, имеет собственные средства, полученные от родителей на карманные расходы или заработанные путем своего труда. Планирование, эффективность распределения этих средств, возможность грамотно преобразовать денежные средства в натуральный продукт и является главным фактором финансовой грамотности подростков.
Важной задачей в воспитании подростков в области финансовой грамотности является подготовка ребенка к возможности обезопасить от различного рода финансовых мошенников, которые с развитием новых технологий пытаются любыми способами обогатиться путем обмана людей. Мошенников не интересует, каким способом будет достигнута цель обогащения и против кого направлено мошенничество, против взрослого или ребенка.
Основная цель родителей в обучении подростков финансовой грамотности заключается в умении вести учет своих собственных доходов
и расходов, тратить меньше, чем получать и иметь собственные накопления.
Финансовая грамотность подростка позволит ему подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни в будущем, а также позволит повышать уровень своего благосостояния и защитить свои сбережения от мошенников.
1. Основная часть
1.1. Основные понятия в области финансовой грамотности
В формировании финансовой грамотности подростка в первую очередь необходимо рассмотреть основные понятия в области экономики и финансов, а также банковской сферы. И прежде всего, необходимо раскрыть определение самой финансовой грамотности.
Под финансовой грамотностью понимается совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих
к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Из определения следует, что чем финансово грамотней человек, тем выше его благосостояние [1].
Современный подросток должен иметь определенные знания в области понятий экономики, финансов и банковской сферы.
Рассматривая вопросы финансовой грамотности целесообразно разграничить понятия финансы и деньги.
Финансы – это более сложное понятие. Оно включает в себя процесс создания, распределения и использования денежных фондов.
Деньги – это более простое понятие, это средство обращения, мера стоимости, средство платежа. Их можно зарабатывать и тратить [2].
В целях повышения финансовой грамотности подростков целесообразно рассмотреть основные финансовые термины.
Основные термины в области финансов и банковской сфере, приведены
в таблице 1.
Таблица 1 ‑ Основные термины
Термины | |
В области финансов: | В области банковской сферы: |
- финансы | - банк |
- бюджет | - банковский продукт |
- инфляция | - банковский вклад |
- аванс | - банковский перевод |
- доход | - банковская комиссия |
- расход | - деньги |
- выручка | - кредит |
- прибыль | - пластиковая карта |
- дебетовая карта | |
- кредитная карта | |
ПИН-код (персональный идентификационный номер) | |
- безналичный расчет |
Определения основных терминов приведены в приложении 1.
Знания подростками основных понятий в области финансов позволит систематизировать знания в финансовой сфере, а также получить определенные знания в области банковской терминологии.
1.2 Ведение бюджета подростками
В настоящее время, как в семье, так и у каждого подростка имеется свой бюджет. Ведение бюджета позволит правильно распределить свои денежные средства, полученные от родителей или заработанные своим трудом.
Каждый подросток должен понимать, что деньги зарабатываются трудом и вопрос благополучия зависит от того как правильно распоряжаться деньгами. Подростку необходимо понимать, сколько денег он получает от родителей на карманные расходы или заработанные своим трудом.
Навыки ведения бюджета позволят подростку в настоящем и в будущем правильно вести учет, рационально расходовать и накапливать финансовые сбережения. Для оценки расходов и доходов можно вести записи, которые помогут оценить возможность и обеспечить накопления
в следующем периоде. Можно вести учет бюджета на неделю или на месяц,
например:
Бюджет на неделю
Доходы | Сумма, руб. | Расходы | Сумма, руб. |
Деньги, полученные от родителей на обеды в школу | 300 | Обеды в школе | 150 |
Деньги на карманные расходы | 200 | Траты в магазине | 100 |
Итого | 500 | | 250 |
Доходы | 250 |
Бюджет на месяц
Доходы | Сумма, руб. | Расходы | Сумма, руб. |
Деньги, полученные от родителей на обеды в школу | 300 | Обеды в школе | 150 |
Деньги на карманные расходы | 200 | Траты в магазине | 100 |
Заработок | 2000 | Оплата моб. связи и др. | 1100 |
Итого | 2500 | | 1350 |
Доходы | 1150 |
Из записей, приведенных в таблицах видно, что при меньших затратах получается получить доходы и в дальнейшем обеспечить накопления.
Ведение записей о бюджете позволит провести анализ расходов и доходов в период за неделю или за месяц, что в свою очередь позволит управлять своими финансами.
1.3 Банковские продукты
В целях повышения финансовой грамотности необходимо ознакомиться с существующими банковскими продуктами.
Рассмотрим определение банковского продукта. Банковский продукт – это банковский документ (свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции;
Основными банковскими продуктами являются:
- банковские карты (кредитные; дебетовые);
- кредиты;
- вклады;
- ипотека;
- автокредит.
Основным доступным банковским продуктом для подростка является дебетовая карта, которая доступна с 14 лет. Такая карта позволит подростку удобно использовать карманные или заработанные деньги своим трудом,
а также перечислять деньги и контролировать свои расходы. С помощью карты можно оплатить товар или услугу, а также снять наличные денежные средства через банкоматы.
Существуют и другие банковские продукты, например кредитные продукты банка для физических лиц. Они бывают целевыми и нецелевыми.
К целевым кредитным продуктам относятся: ипотека, автокредит, кредиты в магазинах, кредит на обучение, на отдых, кредит
на погашение кредита в другом банке.
Если подросткам до 14 лет возможно получить банковскую карту,
то целевые кредиты, такие как ипотека, автокредит и др. могут выдаваться только с 18 лет.
Вклад также является банковским продуктом.
Вклад – это определенная сумма денег, переданная банку с целью получать проценты.
Каждый гражданин может воспользоваться вкладами, однако возраст
и условия зависят от каждого конкретного кредитного учреждения.
Вклады могут быть: сберегательные, до востребования, срочные. Проценты, получаемые при размещении вкладов, также зависят от условий банка.
Таким образом, получив знания о банковских продуктах, подростки тем самым повышают свою финансовую грамотность.
1.4 Виды кредитования
В настоящее время кредитование широко используются в жизни каждого человека. Кредиты предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.
Под кредитом понимается предоставление денег в долг, с учетом их возврата в определенный срок.
Основными принципами кредитования являются: срочность, обеспеченность, гарантированность.