Файл: Инструменты государственного регулирования развития регионов.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра бухгалтерского учета и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мониторинг и оценка социально-экономического регулирования развития регионов»
на тему: Инструменты государственного регулирования развития регионов
Выполнил: студент 3 курса гр. 3032
направления подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Финансы и кредит»
Губайдуллина А.Т.
Руководитель: к.э.н., доцент
Петрова А.А.
Казань 2023
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 |
1. | Теоретические основы государственного регулирования развития регионов | 5 |
1.1 | Понятие государственного регулирования развития регионов | 5 |
1.2 | Субъекты и объекты государственной политики в области развития регионов | 8 |
1.3 | Методы и инструменты государственного регулирования развития регионов | 12 |
2. | Анализ государственной политики в области развития регионов РФ | 24 25 |
2.1 | Анализ практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях | 24 |
2.2 | Проблемы и стратегические цели государственного регулирования развития регионов в РФ | 27 |
| Заключение | 34 |
| Список использованных источников | 35 |
ВВЕДЕНИЕ
В наше время в экономике периодически появляется потребность в систематических воздействиях регулирования со стороны институтов государства, в основном в тех областях, где в решении сложных социальных и экономических проблем самостоятельные хозяйствующие субъекты не имеют заинтересованности. По этой причине проблема в государственном регулировании развития территории несомненно актуальна в данных условиях, когда совершается поиск сбалансированности между методами регулирования на рынке и воздействием государства на развитие экономики.
Пространственная сторона социального и экономического развития страны дает два важных момента в практику и методологию управления государством: надобность в регионализации методов и инструментов регулирования в государстве социально - экономических процессов и возникновение особой государственной функции, которая воплотилась в самостоятельном инструменте государственной региональной политике. В таком случае крайне острой проблемой становится надобность упорядочения государственного регулирования развития территории.
Исследования государственного регулирования развития регионов в экономической литературе считают традиционно актуальными. Именно это объясняет, что за прошедшее десятилетие выполнено огромное количество исследований концептуального и прикладного характера по проблематике регионов. При этом, значительное внимание стало уделяться практике и теории управления на уровне регионов, поскольку при построении федерального государства повысилась роль субъектов федерации, которые стали активными участниками социально - экономических процессов в регионах.
Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования развития регионов. Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
изучить теоретическую сущность понятия государственного регулирования развития регионов;
проанализировать региональную политику на современном этапе;
выявить актуальные проблемы региональной политики на современном этапе;
сформулировать стратегические цели государственной политики развития регионов Российской Федерации.
Предметом исследования являются методы государственного регулирования развития региона.
Объектом исследования является региональная политика государства.
Методами исследования государственного регулирования развития регионов являются: анализ, синтез, аналогия, системный подход, обобщение.
Теоретической базой исследования послужили труды таких отечественных авторов как: Алпацкая Е.Г, Федченко А.А, Фетисов Г.Г и т.д.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретические основы государственного регулирования развития регионов
-
Понятие государственного регулирования развития регионов
В экономике не существует точного понятия региона. Под регионом понимают:
-
субъекты РФ; -
территориально и экономически связанные территории разных стран; -
федеральные округа; -
крупные естественные экономические регионы; -
территориально и экономически связанные страны.
Термин «регион» имеет латинское происхождение - «regio», что значит местность, область, страна, то есть определенная, ограниченная территория. Ясно, что все приведенные территориальные образования отвечают изначальному сущностному определению региона.
В государственных официальных документах:
«Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ». [1]
Будем рассматривать регион как экономическую территориальную существенную составляющую страны. Поэтому под регионом будем понимать экономически единую территорию, значит субъекты РФ и крупные экономически связанные территории.
В РФ под региональной политикой подразумевается система задач и целей органов государственной власти в управлении экономическим, политическим и социальным развитием регионов, а также система их осуществления.
В РФ основными целями политики регионов являются:
обеспечение минимальных единых социальных стандартов и социальной защиты в равной степени, гарантирование гражданам их социальных прав, установленных Конституцией РФ, независимо региональных экономических возможностей;
- обеспечение социальных, правовых, экономических и организационных федеральных основ в РФ, создание единой экономической территории;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование различных природно-климатических особенностей в регионах;
- обеспечение и становление гарантий местного самоуправления;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также экологическая защита регионов.
Государственное развитие региона подразумевается, как любое прогрессивное изменение, изначально в экономической сфере. Такое изменение может быть количественным и тогда говорят о экономическом росте. Оно может быть качественным и тогда говорят о изменениях в содержании развития.
Государственное региональное развитие - это режим действия региональной системы, который ориентирован на положительную динамику параметров качества и уровня жизни населения, сбалансированным и многофакторным воспроизводством хозяйственного, социального, и экологического ресурсного потенциалов территории. [2, с.72]
Развитие всегда имеет направленность, определяемую одной целью или даже целой системой целей. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная - то о деградации или о регрессе. Иными словами, государственное развитие регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Государственное развитие региона обычно рассматривается с точки зрения сочетания различных экономических и социальных целей. Если речь идет о экономическом развитии, то оно обычно рассматривается совместно с социальным развитием и включает в себя:
- рост производства и доходов;
- перемены в таких структурах общества, как: институциональной, социальной и административной;
- перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.
Такое понимание регионального развития отличает его от процессов механического роста.
Сделаем вывод о том, что государственное развитие региона в совокупности представляет собой работу региональной системы, направленную на улучшение качества и условий проживания населения, на улучшение сельскохозяйственного, экономического и социального аспектов территории.
1.2 Субъекты и объекты государственной политики в области развития регионов
В качестве субъектов государственной политики в области регионального развития могут выступать, как представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, и организации (юридические лица).
Субъекты государственной политики в области развития регионов - это организационные структуры, стремящиеся проводить экономическую политику в регионах. Главное место среди них занимают государственные органы власти и управления.
Необычны субъекты отношений, возникающих в ходе государственного регулирования территориального развития. Пара «центр - субъект Федерации» только символизирует вектор соответствующих отношений и скорее их географические полюса, чем реальные объекты. При этом федеральный реальный центр представлен как минимум тремя субъектами этих отношений:
федерация республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных округов, реализовывающая свои интересы через высшие законодательные органы и через результаты их деятельности - федеральные законы;
Президент РФ, издающий указы;
Правительство РФ и его министерства, принимающие соответствующие решения и подкрепляющие их определенными финансовыми ресурсами, реализующие нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием РФ и Президентом РФ.
Необходимо различать: государственную региональную политику органов власти и управления субъектов Федерации (региональных властей); государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления.
Собственно, государственной региональной политикой является политика, проводимая в сторону регионов федеральными властями.
Объект государственного регулирования регионального развития- это область социальной, культурной и экономической жизни населения на территории региона Российской Федерации, в отношении которой осуществляется правовое регулирование, установленное настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с КПРФ государственное регулирование регионального развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:
равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;
- единство системы государственной власти в Российской Федерации;
- согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;