Файл: 1. 1 выполнила Авсеева А. М.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельную работу по теме 1.1 выполнила Авсеева А.М.
Задание 1.
а) Изучите схему «Разделы языкознания»:
б) ответьте письменно на вопросы:
Что изображено на данной схеме?
Почему в данной схеме три строки?
в) Дайте определение каждому понятию, показанному на данной
схеме.
Ответ:
На данной схеме изображены элементы целостной языковой системы. Целостный объект который состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных частей.
На схеме изображены разделы языкознания, которые изучают устройство языка, а именно, фонетика, грамматика, лексикология, а также разделы, входящие в состав грамматики – словообразование, морфология и синтаксис.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударения и интонацию.
Грамматика – раздел лингвистики, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке. Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Грамматика включает в себя науки – фонетику, синтаксис и словообразование.
Лексикология – раздел лингвистики, изучающий словарный запас языка.
Словообразование – раздел лингвистики, изучающий производные слова и их системные связи; средства, участвующие в процессе образования новых слов; самостоятельный уровень языковой системы.
Морфология – раздел грамматики, изучающий части речи и закономерности словоизменения.
Синтаксис-изучает строение словосочетаний и предложений .

Задание 2.
Сравните понятия «парадигматические отношения в
языкознании» и «синтагматические отношения в языкознании».
Ответьте письменно, чем данные понятия похожи и чем
отличаются?
Приведите пример реализации парадигматических отношений в
языкознании.
Приведите пример реализации синтагматических отношений в
языкознании.
Ответ:
Под синтагматическими отношениями понимают отношения
,возникающие между последовательно расположенными элементами языка при их сочетании друг с другом т.е. отношения между данной языковой единицей и единицами, находящимися справа и слева от нее. Примерами таких отношений является порядок слов в предложении ,буквенный порядок слов ,состав слова.
Парадигматические отношения возникают между единицами языка,обьединенными в памяти носителя языка и связанными отношением противопоставления т.е. отношения ,связывающие данную языковую единицу с единицами ,которые могли бы выступать на ее месте.
Примером парадигматических отношений является совокупность форм слова.
Задание 3.
Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:
Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости,
свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт,
чистое белье, чистое небо, чистое стекло.
Ответ:
Прохладный ветер, чистый воздух, теплый хлеб, последние новости, новое решение, сегодняшняя газета; благие намерения, концентрированный спирт, свежее белье, безоблачное небо, прозрачное стекло.


Задание 4.
Подберите и запишите подходящие по смыслу антонимы:
Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история,
живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный
фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.
Ответ:
Суровый климат, черствый хлеб, молодая женщина, новая история, искусственные цветы, мертвый человек, обычное лицо, скучный фильм, приятный день, легкий чемодан.
Задание 5.
Письменно объясните, какие значения будут приобретать
словосочетания:
Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос,
движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек,
дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства,
хитростью, штраф, влево, в плен).
Ответ:
Крепкий орех – орех, который сложно расколоть; крепкий организм – закаленный организм, не подверженный болезням; крепкий сон – глубокий сон, без снов; крепкий чай – высококонцентрированный чай; крепкий мороз – сильный холод, очень низкая температура воздуха.
Мягкий хлеб – хлеб, который легко сминается при надавливании; мягкий голос – голос, обладающий нежными интонациями; мягкие движения – плавные; мягкий характер – добрый, не раздражительный, терпеливый; мягкая вода – вода, имеющая в своем составе малое количество солей щелочноземельных металлов; мягкий звук – определенный тембр звука, характеризующийся нежной, струящейся окраской.
Сухой воздух – воздух с низкой влажностью; сухой хлеб – черствый
,засохший хлеб; сухой человек – неразговорчивый, бездушный человек; сухая дорога – дорога без луж, не мокрая; сухая ветка – безжизненная ветка; сухой кашель – кашель, при котором не происходит отхождение мокроты; «сухой закон» – частичный, или полный, запрет на производство, транспортировку и продажу алкоголя.
Брать лопату – взять в руки лопату; брать такси – вызвать такси; брать обязательства – принять на себя ответственность перед кем-либо за
выполнение каких-либо действий; брать хитростью – добиться своей цели, используя уловки, изворотливость; брать штраф – наложить на нарушителя денежное взыскание
; брать влево – повернуть влево; брать в плен – ограничить свободу лица, принимавшего участие в военных действиях.
Задание 6.
Письменно объясните значения следующих слов:
Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый –
масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый,
убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный –
почтенный, командированный – командировочный, горделивый –
гордый, значимый – значительный, финал – финиш.
Ответ:
Бережный – заботливый, внимательный; бережливый – аккуратный; боязливо – несмело, со страхом; боязно – страшно; масленый – покрытый маслом; масляный – из масла, с использованием масла, работающий на масле; встать – принять стоячее положение, подняться на ноги; стать – употребляется как вспомогательный глагол «быть», а будущем времени в значении «начать»; нетерпимый – лишенный терпимости человек; нестерпимый -невыносимый; убежденно – будучи твердо уверенным в чем-то; убедительно – доказательно, заставляющий убедиться в чем-то; невежа – грубый, невоспитанный человек; невежда – малообразованный человек; почтительный – относящийся к кому-либо с почтением; почтенный – заслуживающий уважения; командированный – находящийся в командировке; командировочный – относящийся к командировке
(командировочный лист); горделивый – исполненный гордости, сознания собственного превосходства; гордый – обладающий чувством собственного достоинства, считающий себя лучше других; значимый – обладающий значением
, смыслом; значительный – большой по размерам, силе; финал – завершение, конец, заключительная часть чего-либо; финиш
– конечный пункт в дистанции в спортивных состязаниях.
Задание 7.
Объясните различия в значении следующих паронимов:
Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный –
деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный –


единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт –
фактор, логический – логичный.
Ответ:
Абонемент – документ, предоставляющий право на использование чего- либо; абонент – тот, кто пользуется абонементом; восприятие – психический процесс, позволяющий получить информацию об явлениях и предметах; восприимчивость – способность воспринимать, усваивать что- либо; дельный – заслуживающий внимания; деловой – связанный со служебной деятельностью, занятый делом, выражающий озабоченность каким-либо делом; демонстративный – совершаемый с целью демонстрации чего-либо; демонстрационный – предназначенный для демонстрации,показа; единичный – существующий в одном экземпляре; единый – общий, объединенный; лирический – свойственный лирике, чувствительный; лиричный – проникнутый лирикой, лирическим настроением; обосновать – подкрепить доказательствами
; основать – положить начало чему-либо, сделать на основе чего-либо; факт – событие, которое действительно произошло; фактор – причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты; логический – установленный на законах логики, логичный – закономерный, последовательный поступок.
Задание 8.
Составьте словосочетания, подбирая к существительным
подходящие определения из слов-паронимов:
… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); …
завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); …
привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный); … браслет, …
бой, … дерево (гранатный, гранатовый); … принадлежности, …
бумага, … работа (писчая, письменная); … собрание, … бои, …
произведение (классовый, классический, классный); … гордость, …
отношение (фамильный, фамильярный); … район, мальчонка
(соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный,
эффективный).
Ответ:
Цельное молоко, целый день, целевое назначение; дымовая завеса, дымный воздух, дымчатый цвет; дружеский привет, дружеская улыбка, дружная работа; гранатовый браслет, гранатный бой, гранатовое дерево;
письменные принадлежности, писчая бумага, письменная работа; классное собрание, классовые бои, классическое произведение; фамильная гордость, фамильярное отношение; соседний район, соседский мальчонка; эффектный вид, эффективный метод.
Задание 9.
Выполните лексический анализ предложенного текста по плану.
План лексического анализа текста:
1. Найти многозначные слова (2-3), определить их значение в
данном тексте, привести (для доказательства) другие значения
2. Найти слова в переносном значении, определить характер
переноса и его роль в тексте.
3. Найти (если есть) слова с контекстуально обусловленным
значением (с ограничением лексической или грамматической
сочетаемости), определить его тип
4. Найти (если есть) слова одной лексико-семантической группы
и/или тематической группы, выявить интегральные и
дифференциальные семы.
5. Найти (или подобрать к 2-3 словам) синонимы и антонимы,
определить их тип и роль в тексте.
6. Найти заимствованные слова (в т.ч. старославянизмы),
определить степень их освоенности.
7. Найти необщеупотребительную лексику, определить ее тип и
роль в тексте.
8. Найти слова пассивного запаса, определить их тип и роль в
тексте.
9. Найти стилистически окрашенную лексику, определить ее тип
и роль в тексте.
10. Найти (если есть) фразеологизмы, определить их ЛЗ и тип.
Текст для анализа:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает


Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы…
(А. С. Пушкин)
Ответ:
1.Застыл – в данном тексте: затвердеть,покрыться коркой льда. Другое значение: остаться без. движения. Застыть на месте.
Охота – в данном тексте: поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли. Другое значение: желание, стремление, склонность к чему-либо. Охото вздремнуть,поспать.
2. Нагие (ветви) – без листьев,голые. Метафора
Уснувшие (дубравы) –погрузившиеся в покой. Метафора
3. Наступил (октябрь) – пришел, начался
4. Слова одной лексико-семантической группы пруд, ручей. Интегральная сема – водоем. Дифференциальные семы – искусственный, стоячий (пруд); естественный, текущий (ручей).
5. Синонимы: роща – дубрава.
Антонимы: ещё (бежит) – уже (застыл).
6. Старославянизмы – нагих,поспешает,дохнул ,хлад,страждут. Степень освоенности – устаревшие слова
7. Озими (группа сельскохозяйственных растений) – специальная сельскохозяйственная лексика.
Отъезжие поля (удаленное от дома место для охоты)- охотничья лексика.
Используется для придания достоверности и полноты картины.

8.Устаревшие слова:хлад,отряхает,поспешает. Используются как художественные средства выразительности.
9. Стилистически окрашенная лексика:
высокая, поэтическая, книжная – хлад, страждут, дубрава, нагие;
разговорная – поспешает, отряхает, застыл.
10. Фразеологизмы: отъезжие поля. Отъезжее поле – дальнее поле, которое использовали для охоты, устаревшее. Является фразеологическим сочетанием.