Файл: Келісемін бекітемін трбие ісіні мегерісі утверждаю Согласовано директор школы Зам. Директора по вр Зейб Е. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КЕЛІСЕМІН: БЕКІТЕМІН

Тәрбие ісінің меңгерісі утверждаю

Согласовано: директор школы:

Зам. Директора по ВР: Зейб Е.В.

Даутбаева Б.К. __________________

___________________ «___»___________20__г «___»________20__г


Тренинговый лагерь

«Море возможностей»


Подготовили и провели: педагог-психолог Естаева Б.С.

социальный педагог Есмуканов А.М.

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Термин «личностный рост» изначально был сформулирован американскими психологами А́брахамом Ма́слоу и Карлом Ро́джерсом. Они же являются основателями гуманистической психологии.

Обобщая высказывания Роджерса, можно сформулировать понятие личностного роста. Личностный рост – это процесс становления человека «все более самим собой» (более полноценно функционирующей личностью), идущий в направлении от состояния разобщенности со своим внутренним опытом к состоянию, когда потенциально любой внутренний опыт осознается как собственное «Я» и человек полноценно переживает подлинность своего индивидуального бытия как процесса самоактуализации.

Личностный рост – это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи. Это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть. Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом. 

Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.


Уверенность в себе – переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.

Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека.

Цель тренинга – формирование и отработка навыка уверенного поведения.

Задачи:

1. Получить представление о том, что такое уверенность в себе, и научиться управлять ею.

2. Актуализировать и осознать свои сильные стороны.

3. Расширить представление о себе.

В разработанной тренинговой программе, рассчитанной на 3 занятия, используются игровые методы, а также методы, направленные на развитие социальной перцепции, согласно поставленным цели и задачам.

Тренинг рассчитан на группу из четного количества людей от 13 до 16 лет. Если группа состоит из нечестного количества человек, тренер может принимать участие наряду с группой.

Структура занятий

Можно выделить следующие этапы:

1. Ритуал приветствияпозволяет начать тренинговое занятие, сплачивает участников группы и создает благоприятную атмосферу.

2. Разминканастраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение.



Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, когда возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников.

3. Лекционный блок (выборочно) – включает в себя теоретическое содержание по поставленным целям и задачам занятия.

4. Основной блок – совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы.

5. Рефлексияпредполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии.

6. Ритуал прощанияспособствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Занятие №1

Ритуал приветствия

«Знакомство»

Цель: знакомство участников группы, снятие напряженности и скованности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, а кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

«Правила нашей группы»

Цель: ознакомится с принципами тренинга и вместе с группой составить список правил на предстоящие занятия.

Время: 15 минут

Инструкция: «В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые я сейчас перечислю, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы.
Общение по принципу "Здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.


Принцип «Я». Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считают, что ..." – на такое: "Я считаю, что ..."; "Некоторые из нас думают ..." – на "Я думаю ..." и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" – на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня".

Искренность. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.

Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем: "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты совершил плохой поступок".

Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном "Я", получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.


Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним".
Разминка

«Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника»

Цель: настроить группу на тренинговую работу, запомнить имена участников, активизация личностной динамики.

Время: 10 минут

Инструкция: Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

Далее идет повторение имен: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый – тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.

Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором.

Основной блок

Упражнение «Мои соседи»

Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга.

Инструкция: «Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру».

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

– Как вы себя чувствуете?

– Как ваше настроение?

– Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение « Познавай себя»

Цель: освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, отработка навыков передачи и приема обратной связи

Время: 20 минут

Материалы: анкеты, ручки.

Инструкция: При подготовке к занятию можно провести анкетный опрос: