Файл: Келісемін бекітемін трбие ісіні мегерісі утверждаю Согласовано директор школы Зам. Директора по вр Зейб Е. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КЕЛІСЕМІН: БЕКІТЕМІН
Тәрбие ісінің меңгерісі утверждаю
Согласовано: директор школы:
Зам. Директора по ВР: Зейб Е.В.
Даутбаева Б.К. __________________
___________________ «___»___________20__г «___»________20__г
Тренинговый лагерь
«Море возможностей»
Подготовили и провели: педагог-психолог Естаева Б.С.
социальный педагог Есмуканов А.М.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Термин «личностный рост» изначально был сформулирован американскими психологами А́брахамом Ма́слоу и Карлом Ро́джерсом. Они же являются основателями гуманистической психологии.
Обобщая высказывания Роджерса, можно сформулировать понятие личностного роста. Личностный рост – это процесс становления человека «все более самим собой» (более полноценно функционирующей личностью), идущий в направлении от состояния разобщенности со своим внутренним опытом к состоянию, когда потенциально любой внутренний опыт осознается как собственное «Я» и человек полноценно переживает подлинность своего индивидуального бытия как процесса самоактуализации.
Личностный рост – это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи. Это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть. Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом.
Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.
Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.
Уверенность в себе – переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.
Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека.
Цель тренинга – формирование и отработка навыка уверенного поведения.
Задачи:
1. Получить представление о том, что такое уверенность в себе, и научиться управлять ею.
2. Актуализировать и осознать свои сильные стороны.
3. Расширить представление о себе.
В разработанной тренинговой программе, рассчитанной на 3 занятия, используются игровые методы, а также методы, направленные на развитие социальной перцепции, согласно поставленным цели и задачам.
Тренинг рассчитан на группу из четного количества людей от 13 до 16 лет. Если группа состоит из нечестного количества человек, тренер может принимать участие наряду с группой.
Структура занятий
Можно выделить следующие этапы:
1. Ритуал приветствия – позволяет начать тренинговое занятие, сплачивает участников группы и создает благоприятную атмосферу.
2. Разминка – настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение.
Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, когда возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников.
3. Лекционный блок (выборочно) – включает в себя теоретическое содержание по поставленным целям и задачам занятия.
4. Основной блок – совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы.
5. Рефлексия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии.
6. Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Занятие №1
Ритуал приветствия
«Знакомство»
Цель: знакомство участников группы, снятие напряженности и скованности.
Время: 10 минут
Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, а кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».
«Правила нашей группы»
Цель: ознакомится с принципами тренинга и вместе с группой составить список правил на предстоящие занятия.
Время: 15 минут
Инструкция: «В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые я сейчас перечислю, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы.
Общение по принципу "Здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Принцип «Я». Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считают, что ..." – на такое: "Я считаю, что ..."; "Некоторые из нас думают ..." – на "Я думаю ..." и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" – на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня".
Искренность. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем: "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты совершил плохой поступок".
Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном "Я", получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.
Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним".
Разминка
«Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника»
Цель: настроить группу на тренинговую работу, запомнить имена участников, активизация личностной динамики.
Время: 10 минут
Инструкция: Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.
Далее идет повторение имен: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый – тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.
Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором.
Основной блок
Упражнение «Мои соседи»
Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: «Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру».
После выполнения упражнения можно спросить у участников:
– Как вы себя чувствуете?
– Как ваше настроение?
– Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение « Познавай себя»
Цель: освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, отработка навыков передачи и приема обратной связи
Время: 20 минут
Материалы: анкеты, ручки.
Инструкция: При подготовке к занятию можно провести анкетный опрос: