Файл: Исследование роли этих структур в осуществлении впф проводится, прежде всего, в связи со стереотаксическими воздействиями на подкорковые образования (деструкциями или раздражением) в лечебных целях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы нейропсихологии



Группа Ив19П111

Студент
Н.С. Лиханова


МОСКВА 2023

Практическое занятие 1. Задание № 1. Напишите эссе по одной из тем по Вашему выбору.

Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.

Основными подкорковыми структурами, находящимися в глубине больших полушарий головного мозга, являются базальные ганглии.

- хвостатое ядро (corpus caudatus);

- бледный шар (globus pallidum);

- скорлупа (putamen);

- ограда (claustrum).

Исследование роли этих структур в осуществлении ВПФ проводится, прежде всего, в связи со стереотаксическими воздействиями на подкорковые образования (деструкциями или раздражением) в лечебных целях.

Мишенями стереотаксических воздействий являются разные подкорковые структуры. К ним относятся различные ядра таламуса (переднее, ретикулярное, вентролатеральное, заднее вентральное, дорсомедиальное, срединный центр, подушка), гипоталамус (задний отдел, серый бугор), а также гиппокамп, миндалина, хвостатое ядро, бледный шар, черная субстанция, ядро Кахала, мозжечок и др.

Показаниями для стереотаксических воздействий являются главным образом гиперкинезы (при паркинсонизме и мышечной дистрофии) и эпилептические состояния.

Информация об изменениях психических процессов получена при стереотаксических операциях на больных с двигательными нарушениями (паркинсонизмом, мышечной дистрофией). Среди таких операций наиболее распространенной является воздействие на вентролатеральное (VL) ядро таламуса, применяющееся для лечения заболеваний экстрапирамидной системы.


Характер синдрома различается в зависимости от стороны поражения мозга:

♦ при левостороннем поражении экстрапирамидной системы большие трудности наблюдаются в вербальных мнестико-интеллектуальных функциях;

♦ при правостороннем — трудности наблюдаются преимущественно в наглядно-образных функциях.

Поражение хвостатого ядра: характер симптомов зависит от локализации патологического очага:

- при поражении головки хвостатого ядра -двигательные персеверации; в меньшей степени они отмечались у больных с поражением тела хвостатого ядра.

Имелись и латеральные различия симптомов:

а) левосторонние очаги вызывали слухоречевую симптоматику (симптомы отчуждения смысла слов и др.), нарушения оценки ритмов;

б) правосторонние — нарушения пространственных функций, рисунка.

Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при поражении глубоких структур мозга показал, что в этих случаях часты нарушения кратковременной памяти (слухоречевой или наглядно-образной).

Они наблюдаются при поражении разных подкорковых структур: хвостатого ядра, таламуса, поясной извилины, гиппокампа, а также мозолистого тела. Однако при разных поражениях они имеют различный характер (по тяжести, отношению к речевым или наглядно-образным следам, сочетанию расстройств кратковременной и долговременной памяти, характеру синдрома в целом). Другие нарушения (двигательные, пространственные, эмоциональные и др.) встречаются реже.
Практическое занятие 2. Задание № 1.

Синдром «расщепленного мозга»

Синдром «расщепленного мозга» возникает при поражении мозолистого тела, которое осуществляет координированную работа полушарий мозга. При его перерезке каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно нарушается. Изучению симптомов локального поражения мозолистого тела долгое время уделялось мало внимания. Воинственным надежным симптомом его дисфункции считалось нарушение реципрокной координации рук. Недостаточная изученность функций мозолистого тела имеет объективные причины, состоящие в том, что его опухолевое поражение обычно формирует сложный синдром полушарных, дислокационных и общемозговых расстройств.



В настоящее время описаны два основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер. Первый синдром обозначается как синдром аномии. Он проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные иди затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии, хирургическому методу, осуществляемому при эпилепсии, такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы.

Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое полушарие, она легко может быть названа. Также в основе аномии не лежат и расстройства гнозиса, так как опознаваемый на ощупь стимульный объект может быть выбран либо с помощью осязания, либо зрительно из группы других предметов. Описанный феномен касается называния не только предметов, но и букв.

Второй синдром поражения мозолистого тела – синдром «дископии–дисграфии». Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой. Данные синдромы в наиболее полной форме проявляются при хирургическом воздействии на задние отделы мозолистого тела.

Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым нарушениям психических функций. Лишь в специальных исследованиях (дихотическом прослушивании и определении времени двигательной реакции) можно отметить некоторое изменение показателей, свидетельствующее о замедлении процесса передачи информации из одного полушария в другое. В отличие от этого комиссуротомия в средних отделах мозолистого тела приводит к обнаруживаемым в обычном нейропсихологическом исследовании нарушениям переноса с одной руки на другую кожно-кинестетической информации при выполнении проб на праксис позы, проб на перенос на другую руку точки прикосновения, проб на выбор объекта по форме, предъявленного в одну руку другой рукой. При дихотическом предъявлении вербальных стимулов поражение средних отделов мозолистого тела приводит к выраженному феномену игнорирования слов, предъявляемых на левое ухо, т.е. поступающих в правое полушарие мозга.


Таким образом, описанные симптомы нарушения психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющие их обнаруживать, дают основания для решения вопросов топической диагностики не только в отношении дисфункции межполушарных связей в целом, но и в отношении локализации патологического процесса в их задних, средних или передних отделах.
Практическое занятие 2. Задание № 7

Проведите анализ локализации нарушений внимания в отделах головного мозга. Поставьте знак + в соответствующих клетках таблицы.

Симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

Продолговатый и средний мозг

Диэнцефальные и лимбические

Лобные медио-базальные

Корковые

Передние

Задние

П Л

П Л

П Л

Модально– неспецифические нарушения внимания:

1) Непроизвольный уровень: Угнетение, угасание ориентировочного рефлекса




+










Неугасание ориентировочного рефлекса на часто предъявляемый стимул

+













Нарушение избирательности (нарушение реакций на раздражители, входящие в систему ориентировочных рефлексов и инстинктов)




+

+







2) Произвольный уровень: Трудности концентрации внимания

+




+







Растормаживание ориентировочных реакций («полевое поведение»)







+







Возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль и организацию деятельности

+













Флуктуация, нестойкость внимания







+







Модально– специфические нарушения внимания: Игнорирование одного из двух стимулов одной модальности, предъявляемых билатерально, при сохранном восприятии их по отдельности










+ +


+ –

(правши)