Файл: Задание29 Загория Я. Г опишите тезисно суть методики обучения математике детей с тнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание29 Загория Я.Г
Опишите тезисно суть методики обучения математике детей с ТНР.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) предусматривает осуществление образовательной деятельности дошкольной организации в соответствии с «индивидуальными потребностями ребенка, связанными с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения им образования, индивидуальными потребностями отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3), и принципами «полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничества Дошкольной Организации с семьей; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п.1.4).
Это способствовало поиску новых подходов к организации образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Дошкольная образовательная организация в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляет образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, составленной в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором определены «специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, механизмы адаптации Программы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития» (ФГОС п. 2.11.2)
Для успешного освоения воспитанниками образовательной программы разработана программа по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) у детей с тяжелыми нарушениями речи, учитывая «особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории детей» (ФГОС п. 2.11.2), т.к. специфика патологии развития детей с нарушениями речи отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков.
В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания (Т.Б.Филичева, Н.В.Серебрякова, Ю.Ф.Гаркуша, Г.А.Волкова и др.). Поэтому процесс обучения математике, требующий слаженной работы комплекса сенсорно-перцептивных, речевых и интеллектуальных функций, представляет значительный научный интерес в аспекте взаимодействия речи и других психических функций.
Коррекционная работа с такими детьми традиционно рассматривается с позиций преодоления нарушения речи, вопросы же математического образования продолжают оставаться недостаточно изученными.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
Целью программы является формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления, математических представлений с учётом их индивидуальных особенностей через дифференцированный подход в образовательной деятельности и режимных моментах.
Решение коррекционных задач значительно отличает методику формирования элементарных математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии. Это требует соблюдения дидактических условий (принципы обучения, методы, средства) и специальных подходов к обучению.
В программе обоснована целесообразность дифференцированного подхода к формированию математических представлений у детей с нарушениями речи в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, который предусматривает развитие навыков организации и регуляции деятельности; развитие умения опосредовать математическую действительность речью; активизацию когнитивных функций. Выделены прогностически значимые признаки затруднений в обучении математике детей с тяжелыми нарушениями речи. Разработаны содержание и методы системной коррекционной работы по формированию математических представлений у данной категории детей.
Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели лексической теме, что даёт возможность многократного повторения изучаемого материала, учитывая психические особенности данной категории детей, обеспечивает более прочное его усвоение.
В программе определены принципы организации и осуществления образовательной деятельности по математике:
- коррекционно-развивающая и воспитывающая направленность обучения;
- научность обучения, которая требует усвоения обучаемыми определённого содержания человеческой культуры;
- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности обучаемых в процессе познания;
- систематичность, предполагающая строгую последовательность подачи образовательного материала;
- практическая направленность в обучении;
- доступность и прочность обучения;
- сочетание коллективного с индивидуальным подходом.
Особенность формирования математических представлений у детей с нарушением речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий. Это, прежде всего, положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов.
Формирование речи предполагает анализ и сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, т. е. высокий уровень сформированности вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности в целом. В связи с этим в обучении математике ведущую роль играет проблемное изложение программного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу
, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение. В ходе такого обучения дошкольники понимают логику и последовательность поиска решения проблемной ситуации, участвуют в совместных проектах, опытах, исследованиях и экспериментах.
В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.
Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счёта, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализировать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создаёт предпосылки для развития словесно-логического мышления.
У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представления о множестве позволяет показать изменение имён существительных по числам. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным, с порядковыми числительными, с именем прилагательным. При формировании умения определять пространственное положение и направление движения составляются грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий, предлогов, правильно употреблять их, устанавливать связи между предметом и его действием. Последовательное обучение ориентировке на плоскости позволяет проводить работу по развитию связной речи. Описание положения предметов на сюжетной картинке является первой ступенью к составлению рассказа.
Большое корригирующее значение имеет формирование временных представлений. Дети усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их. Рассказывают о действиях, совершаемых в определённый период времени.
Важным условием успешной работы педагога является гибкость в выборе форм обучения элементарной математике, хорошо продуманная и интересная система различных форм организации математической деятельности.
В математической деятельности используются дидактические игры и упражнения, позволяющие включать детей в беседу, строить между ними диалоги, учить межличностному взаимодействию.
Рекомендуется начинать формирование некоторых математических представлений на более ранних этапах. Это обусловлено тем, что у детей с речевой патологией недостаточно обобщённый сенсорный опыт затрудняет усвоение математических знаний. Возвращение с определённой периодичностью к ранее пройденному материалу позволяет накапливать и расширять уже имеющиеся представления.
Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объёмом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
Качественное проведение педагогической диагностики имеющихся у детей математических представлений в соответствии с возрастом для составления индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Комплексно-тематическое планирование с учётом индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы.
Системное проведение образовательной деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Определение методов и приёмов формирования и закрепления математических представлений в регламентированной и различных формах нерегламентированной деятельности.
Оснащение предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создаёт возможности для успешного усвоения математических представлений и стимулирует развитие творческих способностей
Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Взаимодействие с родителями – одна из наиболее значимых сторон коррекционной работы. Важно объединить усилия детского сада и семьи для более эффективного овладения детьми необходимыми математическими знаниями, которые являются одним из составных компонентов подготовки к обучению в школе.
Реализуя программу по ФЭМП, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи должен учитывать уровень речевого развития детей и особенности обеспечения наглядным (демонстрационным, раздаточным) материалом, максимально использовать полифункциональность и трансформируемость предметно-разавивающей среды. Исходя из этого, педагог намечает цели и коррекционные задачи, структуру, содержание образовательной деятельности, подбирает методические приёмы и соответствующие дидактические игры, согласовывая с лексической темой. Важно, чтобы образовательная деятельность с аналогичными задачами в каждом отдельном случае (с учётом этапа обучения) строилась по-разному, поддерживая интерес детей к ней.