Файл: Чистое искусство или искусство для искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты.

Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин. В своих литературных оценках критики разрабатывали не только понятия прекрасного, собственно эстетического, но и категории нравственно-философского, а подчас и социального порядка. У словосочетания «чистое искусство» был еще один смысл — «чистое» в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного.

Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий. Напр., Боткин говорил об искусстве как искусстве, вкладывая в это выражение весь комплекс понятий, относящихся к свободному от социального заказа и совершенному по своему уровню творчеству. Эстетическое — только компонент, хотя и чрезвычайно важный, в системе представлений о подлинном искусстве. Анненков чаще, чем Боткин, выступал с критическими статьями. Ему принадлежит свыше двух десятков объемных статей и рецензий, фундаментальный труд «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» и, пожалуй, самые богатые в мемуаристике XIX в. «Литературные воспоминания». Важным пунктом в эстетических воззрениях Анненкова был вопрос о художественности искусства. Анненков не отрицает «влияния» искусства на общество, но считает это возможным при условии подлинной художественности. И выражение «чистое» означает здесь не изоляцию искусства от насущных запросов общественной жизни, а совершенство его качества, причем — не только по линии формы, но и содержания.


Дружинин основывал свои суждения об искусстве на трех, важнейших с точки зрения его эстетической системы положениях: 1) Искусство — высшая степень проявления человеческого духа, имеющего Божественный источник, в которой очень сложно и специфично сочетается «идеальное» и «реальное»; 2) Искусство имеет дело с общезначимым, раскрывая его, однако, через «внутренний» мир отдельного человека и даже «частности» посредством красоты, прекрасных (при наличии идеала) образов; 3) Стимулируя устремления человека к идеалу, искусство и литература не могут, однако, подчинить себя общественному прагматизму до такой степени, чтобы утратить свое главное преимущество — оставаться источником нравственного преображения, средством приобщения человека к высшим и вечным ценностям духовного бытия.

Особенности поэзии «чистого искусства»

-Поэзия намеков, догадок, умолчаний.

-Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

-Искусство не должно быть связано с жизнью.

-Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.

-Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства» — любовь, природа и искусство.

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. Певучесть и музыкальность.

Русская литература 50-х—60-х годов насчитывает несколько известных и ныне поэтов, составляющих плеяду жрецов чистого искусства. К ним относятся Тютчев, Алексей Толстой, Полонский, Майков и Фет. Все эти поэты в прошлом русской литературы восходят к Пушкину, который в большинстве своих юношеских стихотворений являлся теоретиком чистого искусства и указал впервые в русской литературе на значение поэта.

Поэзия — самоцель для поэта, необходимо спокойное созерцание, замкнувшись от суетного мира, и углубиться в исключительный мир индивидуальных переживаний. Поэт свободен, независим от внешних условий. Назначение его идти туда, куда влечет свободный ум. Свободное творчество есть подвиг поэта. И за этот благородный подвиг не нужно земных похвал. Не они определяют ценность поэзии. Есть высший суд, и ему только надлежит сказать, дать оценку поэзии, как сладкому звуку, как молитве. И этот высший суд внутри самого поэта. Так определит свободу творчества и индивидуальный мир поэта Пушкин в первый период своей творческой деятельности.



Чистая поэзия высока, священна, для нее чужды земные интересы как со всеми одобрениями, хвалебными гимнами, так и порицаниями, поручениями и требованиями полезного для них. Поэты — сторонники чистого искусства — сознательно пошли против усиленного течения своего времени. Это являлось сознательной реакцией против требований гражданского долга и против всех общественных требований. Поэтому темы их в большинстве светско-аристократически избранные. Поэзия избранного круга читателя. Отсюда преобладающая лирика любви, лирика природы, живой интерес и тяготение к классическим образцам, к античному миру (Майков А.Т.); поэзия мирового хаоса и мирового духа Тютчев; стремление ввысь, поэзия мгновения, непосредственного впечатления от видимого мира, мистическая любовь к природе и тайна мироздания.

Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия.

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А Фет считал, что творить надо по наитию и вдохновению. Предметом искусства могут быть природа, любовь, прекрасное. И этому он следовал в своей поэтической практике. Фет бравировал пренебрежением к социальным вопросам, к реальным фактам общественной жизни.

Творчество поэта было шире его политических доктрин и симпатий: поэт в своей лирике запечатлел чувства и переживания человека XIX века, создал замечательные картины природы, знакомые с детства каждому человеку. Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры.


Поэт умел передать конкретную деталь, способную вызывать сильное впечатление. Точность в передаче психологического состояния героя отличает буквально все стихи поэта. Мельчайшие изменения настроений, меняющийся поток чувств характерны для его лирики.

В фетовской поэзии преобладают светлые, жизнерадостные тона. Картины природы у него играют всеми цветами радуги, дышат всеми запахами.

Поэзия Фета музыкальна в прямом смысле этого слова. Его стихи близки к романсам, ибо в них стихия непосредственной песенности. Поэтому на его стихи написано огромное количество романсов.

Много сделал Фет и как переводчик: переводил античных поэтов – сочинения Горация, все стихотворения Катулла, все элегии Тибулла и Проперция, «Энеиду» Вергилия, «Метаморфозы» и «Скорбные элегии» Овидия. Полностью перевел «Фауста» Гете.

Фет создал лирические шедевры, вошедшие в золотой фонд русской пейзажной и любовной лирики. Ведь и сегодняшнему читателю он раскрывает красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, к своей стране, раскрывает радость и светлую восторженность любви. Читайте и наслаждайтесь поэзией Афанасия Фета.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы.

Былинки сонные среди нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, — иль тучи вихрей дальних

На белых берегах и полыньях зеркальных.

Яков Петрович Полонский

Полонского традиционно считают поэтом «чистого искусства», «искусства для искусства», а между тем жестокая действительность дореформенной да и послереформенной России нашла в его творчестве некрикливое, незлобивое, но верное отражение. «Если мрачные стороны крепостничества не возмущали моего детства, - писал он впоследствии, -то не потому ли, что дом моей бабушки и моя мать были как бы исключением... Юность познакомила меня с нуждой и с тогдашними крепостными порядками и с вопиющими злоупотреблениями этих маленьких царьков, которые владели душами». Поэтому известное стихотворение Я.П. Полонского «В альбом К.Ш...», относящееся к 1864 году, - произведение в его творчестве отнюдь не случайное:


Писатель, если только он
Волна, а океан - Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.

Как отмечал литературовед Е.Н. Лебедев, «в этих словах... Я.П. Полонского афористически точно определены характер и мера взаимных отношений художника со своей Родиной и эпохой».

Полонский и в 1860-е годы оставался «певцом грез», но, в отличие, скажем, от Фета, он не только упивался внешней красотой мира, но пытался постичь его внутреннюю сущность, искал и использовал в своем литературном творчестве новые темы и сюжеты, новые жанры и формы.

«В споре между гражданским и «чистым» искусством Полонский не стремился четко определить свое отношение к каждому из них. Но при всех колебаниях, допущенных им в поисках своего места в поэзии, в основных, ведущих линиях своего творчества Полонский оказался в литературе все-таки ближе к некрасовскому, демократическому направлению, - считает исследователь творчества выдающегося поэта В.А. Ча-пышкин. - Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений - так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта... Основным пунктом, в котором Полонский разошелся с демократическим лагерем и который сближал порой Полонского даже с противниками гражданского искусства, был вопрос о средствах борьбы с общественным злом...

Робкого, мечтательного Полонского политическая борьба отпугивала. Ему казалось, что ее результаты не могут быть прочными, благотворными для общества... Действенным средством, способным переделать общество, Полонский считал любовь, примиряющую даже врагов и соединяющую людей в единый братский круг».

Полонский, не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, искренне сожалел о жертвах существующих порядков и сочувствовал им.

«Всюду вражда, - писал поэт, - где в идеале человеческой жизни стоит не любовь, а равенство, и чем яростнее мы будем его добиваться, вооружаясь динамитом или кинжалом, тем больше... карательных мер».