Файл: Роль искусства в воспитании современного школьника Аннотация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль искусства в воспитании современного школьника
Аннотация: в статье рассказывается о роли искусства на становление личности младшего школьника. Недооценивать роль искусства в жизни детей нельзя. Без эмоций и чувств личность будет однобокой и неинтересной. Она должна развиваться всесторонне, чувство прекрасного играет в этом не последнюю роль
Ключевые слова: искусство, духовно-нравственное воспитание, декоративно-прикладное творчество, эстетическое воспитание, художественные ценности.
Кто-то может сказать, что искусство не имеет такой уж большой важности в жизни человека. И действительно, гораздо важнее научные разработки, изобретения, изыскания в естественных науках. Все это дает нам знания об окружающем мире, помогает в нем выживать и даже, в какой-то степени, управлять определенными процессами.
Но если представить, что искусства никогда не существовало: ни песен, ни картин, ни художественных книг, ни кино, ни театра… Какой тогда была бы наша жизнь? Мы уверены, что она была бы тусклой и серой, безрадостной, а люди были бы больше похожи на роботов или животных, которых интересуют только естественные потребности организма.
В последнее время мы часто слышим, что на современном этапе развития общества основной задачей является воспитание растущего человека как культурно - исторического субъекта, способного к самообразованию, самореализации. Конечно, самовоспитание важно не только в школьный период, но и на протяжении всей жизни человека.
Дети особенно сильно и ярко воспринимают искусство. Веру в живого Айболита, в реальность сказочных и несказочных литературных, театральных, киногероев психологи называют наивным реализмом в восприятии произведений искусства.
Такое восприятие искусства детьми обусловлено спецификой искусства и психологическими особенностями детей.
Искусство оперирует конкретными чувственными образами . Это психологически близко детям, т.к. для них характерна конкретность и образность мышления, а главенство принадлежит первой сигнальной системе. [3]
Искусство рассчитано на эмоциональное восприятие . Дети же очень эмоциональны, импульсивны, легко вживаются в условности искусства.
Что мы, педагоги, можем сделать? Как помочь младшему школьнику правильно ориентироваться в обществе, как отделить настоящее искусство от ложного, стать личностью?
В нынешнее время эта цель воспитания настолько актуальна, что молчать об этом нельзя. Информация, которую ученик черпает из СМИ и интернет – пространства, зачастую не может претендовать называться искусством, а порой приносит невосполнимый вред растущему поколению. Эпоха «вседозволенности» захлестнула молодёжь, привела многих из них к ложным ценностям. Понятия «мать», «родина», « честь», «любовь» потеряли истинный смысл.
Современный мир не стоит на месте, изменения в политической, экономической, социальной жизни приводят к изменениям в социокультурной жизни общества: потеря духовных ориентиров, преобладание материальных ценностей. В этих условиях с особой остротой встаёт задача эстетического воспитания и развития школьников.
Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности. [2]Эстетическое воспитание организовывает обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта, влияет на познание действительности, повышает творческую, познавательную активность, развивает способности. Осуществляется оно в различных видах творческой деятельности: художественной, музыкальной, хореографической, театральной. [6]
Для современных детей, к сожалению, основным партнёром в школе и дома становится компьютер, а информацию они все больше черпают не из книг в библиотеке, а из Интернета. Чтобы не дать ребёнку полностью погрузиться в виртуальный мир, преподавателям важно превратить процесс воспитания и обучения в увлекательное занятие. Одним из таких путей может стать интерес учеников к искусству. Для этого преподаватель сам должен быть увлечен театром, хореографией, музыкой, изобразительным искусством, он должен чувствовать красоту окружающего мира. Только когда школьник увидит увлеченность преподавателя, он тоже заинтересуется и полюбит искусство.
Воспитание школьников посредством искусства важно начинать с раннего возраста. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и эстетическим суждениям. Одна из задач педагога – стремиться сделать процесс познания увлекательным. [1]
На наш взгляд, не менее значима задача школы и семьи - не только образовывать, воспитывать школьника, но и приобщать его к искусству, создать условия, которые приучат школьника жить так, как подсказывает искусство. Искусство - эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ выражения. Общение с искусством побуждает личность к собственному творчеству[2].
Детям доступны все виды декоративно – прикладного искусства, изобразительного, музыкального, литературного. Научить школьника выразительному чтению литературного произведения – значит приоткрыть смысл, художественное значения текста. Научить слушать классическую музыку – значит научить постигать небесную гармонию, развивать воображение. Научить слушать литературное произведение – значит научить сопереживать человеку[5]. Пение хором лирических песен, песен о войне возможно не только на уроках музыки. Велико значение театра на души детей. Но не только созерцать, но и стать самому исполнителем маленькой роли в школьном спектакле, окунуться в мир театрального волшебства – вот одна из задач внеклассного мероприятия, праздника для детей и родителей. Великая музыка Бетховена, Чайковского должна сопровождать написание классных сочинений, чтение художественных произведений на уроках литературы и русского языка, а на уроках истории уносить в далёкое прошлое. [3]
Нужно бороться с тем, что у школьника сформирован преимущественно интерес к развлекательной стороне в искусстве. «Лёгкие» жанры, рок, триллер, детектив не развивают духовные и интеллектуальные способности школьника, приводят к обеднению личности ребёнка. Пересказывая художественное произведение, часто ученик довольствуется только фабулой, не понимая художественной ценности. Для работы на уроке учитель должен тщательно отбирать истинно достойное, нравственное произведение, представляющее собой эстетическую и художественную ценность.
Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством, только совокупности художественного влияния приучают школьника жить так, как подсказывает искусство, жить по законам красоты, добра, честности, справедливости. [6] Общение с подлинным искусством побуждают личность к собственному творчеству.
Известный скульптор Огюст Роден говорил:
«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание».
Человек не рисует. Подумаешь беда, скажете вы. И верно, большинство не рисует и как будто не жалеет, даже не замечает, что им чего-то не хватает. А не хватает не только искусства. Они не видят тонкой прелести природы, красоту вокруг себя. Именно художественное творчество открывает искусство для каждого, обаяние природы для всех
По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения[7].
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
Итак, роль искусства в жизни младшего школьника столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой. Все это принесет разнообразие и яркие краски в его жизнь, поспособствует стремлению жить лучше, интереснее. Вокруг нас много духовного богатства и роль искусства в современном мире занимает не последнее место. Однажды дав возможность прикоснуться к прекрасному, современный школьник будет пытаться внести в свою жизнь как можно больше красивых вещей, будетстремится к совершенству своего тела и речи, правильному поведению и общению с другими людьми. Изучая и общаясь с искусством, появится желание самому придумывать что-то новое и оригинальное, захочется творить и изобретать.
Недооценивать роль искусства в жизни
детей нельзя. Без эмоций и чувств личность будет однобокой и неинтересной. Она должна развиваться всесторонне, чувство прекрасного играет в этом не последнюю роль. Уверен, в мире нет человека, которого не интересовал бы абсолютно никакой вид искусства. Умение видеть прекрасное дано человеку природой. И он или развивает это чувство, или нет. А искусство помогает нам увидеть это прекрасное. Мы замираем от тонких звуков музыки, проникающих в самое сердце. Смотрим на красивые статуи, здания и удивляемся легкости руки скульптора, который превратил тяжелый серый камень в изящное изваяние. Завораживаемся картинами художников, часами разглядывая сюжеты и образы в цветовой палитре. Слушаем и внимаем художественное слово, которое раскрывает нам суть жизни. Наслаждаемся игрой актеров, мастерски владеющих своим телом и языком. Как скучна и неинтересна была бы жизнь без искусства! Искусство учит нас созерцать красоту и получать от этого великое удовольствие.
-
Апанасенко, О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - 150 с. -
Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. -М.: Политиздат, 1989. - 448 с -
Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 1987. - 96 с. -
Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с. -
Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание. -
Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988. - 104 с. -
Фроловская, М.Н. Педагогика искусства. - Барнаул: Издательство АГУ, 2007. -
Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. – 1992.