Файл: Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«ЛОВУШКИ»
В ЗАДАНИЯХ №25-28
В ЕГЭ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
по материалам ФИПИ

Извлечения из Методических
рекомендаций Рособрнадзора
https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy- subektov-rf#!/tab/173729394-9
https://fipi.ru/ege/videokonsultatsii- razrabotchikov-kim-yege

№25

ФПУ

№25
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о трёх любых видах инфляции в зависимости от темпов;
− одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о
соответствующих аспектах понятия.)

Ответ (4 балла)
Инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен
1.
С информацией о трёх любых видах инфляции в
зависимости от темпов, например:
1.
В зависимости от темпов инфляции условно
различают
инфляцию
умеренную
(ползучую),
галопирующую, высокую и гиперинфляцию.
(Ответ может быть засчитан только при указании трёх
или более видов инфляции в зависимости от темпов.)
2. Любое последствие инфляции, например:
В условиях инфляции замедляется экономический рост,
поскольку фирмам становится недоступно приобретение
новой, более совершенной техники.

№26
• Назовите и
проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (В каждом случае сначала назовите функцию,
затем приведите соответствующий пример, Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Ответ (3 балла)
1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии
Иван изучил строение
Солнечной системы);
2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока,
вежливо общаться с
учителями и
одноклассниками);
3)
развитие способности общаться и
взаимодействовать с другими людьми (например,
работая в
группах,
ученики научились сотрудничеству в учебных целях).
Засчитываются только примеры, сформулированные
развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не
засчитываются в качестве примеров).


Эксперты выставили 2 балла.


Эксперты выставили 2 балла.

Комментарий Названы три функции,
засчитываются примеры,
иллюстрирующие 1 и 2 функции (так как уверенность в себе
– тоже следствие социализации (автор указывает, что именно учителя помогли девочке стать более открытой и уверенной в себе).

Комментарий Можно засчитать все названные функции, но более-менее корректный пример только к мировоззренческой функции.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

№27
• Матвей и
Арина решили заключить брачный договор.
Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа.
Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта.
Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните.
Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

№27. Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: да / действия нотариуса правомерны и т.п.
2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;
3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре:

свои права и обязанности по взаимному содержанию;

способы участия в доходах друг друга;

порядок несения каждым из них семейных расходов;

определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;

любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках
Дан правильный ответ на вопрос, приведено пояснение, названы два аспекта (всего четыре элемента)
3
Дан правильный ответ на вопрос, приведены любые два других элемента ответа
2
Дан правильный ответ на вопрос, приведен любой один другой элемент ответа
1
Дан только правильный ответ на вопрос.
ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (или ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3


Комментарий
Дан правильный ответ на вопрос, приведены два других элемента ответа (пояснение, один аспект
(позиция о выборе фамилии относится к личным неимущественным правам супругов)
Эксперты оценили этот ответ 2 баллами

Комментарий Правильно дан ответ, приведено пояснение,
названы два аспекта
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть
по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трёх пунктов,
непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в
подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не
менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны
только два подпункта.)
Один из вариантов плана раскрытия данной темы, согласно предлагаемому варианту
верного ответа, может быть таким:
1. Научное познание – один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование

Оглавление п. 3.1 – некорректное употребление слова «критерии»; Формулировка п 3.1 представлена как исчерпывающий перечень характеристик /признаков научного познания 3балла из 4

РЕСУРСЫ
Ссылки Вы можете найти в специализированном разделе сайта ФГБНУ
«ФИПИ» или по ссылке http://fipi.ru/materials
1) Официальный информационный портал единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru/ru/)
2) Открытый банк заданий ЕГЭ
3) -Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 г. по обществознанию
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2020 г. ЕГЭ по обществознанию.
4) Видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ:
ЕГЭ- 2020. Обществознание. Видеоконсультация. https://vk.com/video30558759_456239754?list=5f448bdb43f5dc381f
ЕГЭ-2019. Обществознание. Видеоконсультация. Рособрнадзор. ФИПИ https://www.youtube.com/watch?v=FK8_yWTM-nw