Файл: Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пи лотажнонавигационных комплексов самара издательство Самарского университета 2021 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
75
− наличие вмятин, трещин, сколов и деформаций сосудов, контейнера и других деталей батареи
− наличие следов перегревов от внутреннего или внешнего источника тепла, следы коротких замыканий оплавления, частичные потемнения, нагар на борнах, шинах, гайках, розетке, сосудах, контейнере и других деталях батареи.
− наличие коррозии, осаждений солей и карбонатов (соединений электролита с углекислотой) на борнах, гайках, шинах, клапанных пробках и сосудах аккумуляторов. При этом зе- лёный или голубой налёт окиси меди, белый налёт карбонатов не допускаются.
2. Измерение сопротивления изоляции между контейнером и положительным выводом батареи, которое должно быть не менее 20 кОм. Применяют мегаомметр М.
3. Проверка момента затяжки гаек крепления соединительных шин и клапанных пробок с помощью динамометрического торцевого гаечного ключа 0,5…20,0 Нм. Момент затяжки гаек должен соответствовать 4,5…5,5 Нм.
4. Проверка напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой А в течение 4…5 с. Напряжение, измеренное вольтметром класса точности не хуже 1.0, должно быть не ниже 24 В.
5. Измерить НРЦ батареи.
6. Заполнение паспорта батареи, с указанием результатов измерений.
76 При обнаружении дефектов и несоответствий их устраняют. Устранение неисправностей электрического монтажа заряженной батареи проводиться при наличии не менее двух человек, соблюдая максимальные меры предосторожности.
4.6 Заряди разряд батареи Заряди разряд батареи производиться на автоматизированных ЗРУ типа П, УЗА-СЦ, УАЗР-0,6, Пи др. При этом допускается применение других ЗРУ, обеспечивающих следующие режимы заряда и разряда токи заряда 2 А, 5 А, 10 А, 22 А токи разряда 10 А, 22 А. Заряд батареи осуществляется на сухих чистых изоляционных подставках. Во избежание замыканий при заряде и разряде не допускать соприкосновения батарей между собой. Запрещается производить заземление контейнера батареи. Подключение батареи к ЗРУ осуществляется через контактные гнёзда розетки «+» батареи к «+» ЗРУ, «-» батареи к «-»
ЗРУ. Для контроля напряжения используются вольтметры классом точности 1.0, со шкалами 0-3 В, 0-30 В, 0-75 В. Для контроля токов заряда и разряда используются амперметры классом точности 1,5, со шкалами 0-10 А, 0-30 А. Батарея может заряжаться и разряжаться многократно. Однако длительная эксплуатация батарей приводит к старению активных масс и износу батарейных и аккумуляторных деталей, что вызывает потерю емкости.
77
4.7
Доразряд батареи
Доразряд проводится
− при поступлении батареи на ЗАС для проведения периодического технического обслуживания (регламентных работ
− при поиске и устранении отказов, связанных с разборкой батареи и заменой неисправных аккумуляторов
− при постанове батареи на хранение.
Доразряд производится с помощью ЗРУ током 10 А (22 А) до напряжения 20 В на выводах батареи. При доразрядке пробки из аккумуляторов не выворачиваются. Вовремя доразряда каждые минут при разрядном токе 10 Аи каждые 15 минут при разрядном токе 22 А контролируются
− величина разрядного тока
− величина напряжения на выводах батареи. При этом запрещается использование вольтметров классом точности 1,5, встроенных в ЗРУ. Вовремя доразряда дважды контролируется и фиксируется в рабочем журнале напряжение каждого аккумулятора – при напряжениях на выводах батареи 23 и 22 В. При этом, если в батарее имеются аккумуляторы с напряжением ниже 1,1 В, контроль их напряжения осуществляется каждые 2-3 минуты и определяется момент, когда напряжение на них станет равным 1,0 В.
Доразряд завершается при достижении напряжения на выводах батареи 20 В. Батарея отключается от ЗРУ, фиксируется время доразряда.
78 После доразряда оценивается ёмкость батареи и аккумуляторов, у которых напряжение меньше 1,0 В по формулам
рб
p
б
t
I
C
⋅
=
; р, где б –
ёмкость батареи, А·ч;
p
I
– разрядный ток, Арб время разряда батареи до 20 В, ч
ai
C
–
ёмкость го аккумулятора, А·ч; р – время разряда го аккумулятора до 1,0 В, ч.
Ёмкость батареи при доразряде должна быть не менее
20
А·ч в течение гарантийного срока эксплуатации и не менее
18
А·ч по его истечению. Разность между ёмкостью батареи и аккумуляторов, имеющих минимальную ёмкость, не должна превышать 2 А·ч.
4.8 Разборка и чистка батареи При техническом обслуживании выполняется операция разборка и чистка батареи. Перед разборкой необходимо выполнить доразряд батареи. Процедура разборки предполагает извлечение всех аккумуляторов и изоляционных пластин из батареи. Выполняется разборка в соответствии с руководством по эксплуатации батареи.
79 После разборки выполняется дефектация аккумуляторов на предмет наличия тепловых, механических повреждений, утечек электролита. Чистка аккумуляторов выполняется влажной хлопчатобумажной тканью. При необходимости аккумуляторы промываются водой и вытираются насухо. Вовремя промывки водой пробки аккумуляторов должны быть закрыты. Детали аккумуляторной батареи продуваются сжатым воздухом, давлением 1…2 кг/см
2
или сушатся в нормальных условиях в течение 1 часа. Сборка батареи осуществляется в обратной последовательности Особенности эксплуатации Техническая эксплуатация батареи осуществляется по состоянию с контролем следующих параметров емкости батареи и аккумуляторов напряжения батареи и каждого аккумулятора плотности электролита расхода дистиллированной воды за межрегламентный период. Периодичность технического обслуживания батарей неизменна, а объем выполняемых работ может изменяться в зависимости от результатов контроля технического состояния. Длительная эксплуатация батарей приводит к старению активных масс и износу батарейных и аккумуляторных деталей, что вызывает потерю емкости. Уровень электролита в аккумуляторах в зависимости от степени разрежённости и срока хранения батареи в заряженном состоянии изменяется вши роких пределах без изменения объема электролита за счет абсорбции (поглощения) активными массами электродов и сепарацией. Однозначное соответствие уровня и объема электролита наблюдается только в конце контрольного или рабочего заряда на полностью заряженной батарее. Категорически запрещается корректирование уровня электролита в межрегламентный период. Эксплуатация батареи прекращается при наступлении двух событий емкость батареи, определенная при контрольном разряде менее 22 А·ч при разряде током 10 А количество аккумуляторов, замененных в батарее сначала эксплуатации, равно семи. Гарантийный срок эксплуатации – 3 года в пределах гарантийного срока хранения. Гарантийный срок хранения – 3 года со дня изготовления. Назначенный срок службы батареи не менее
5 лет. Батарею после рабочего заряда допускается устанавливать на самолет не ранее, чем через 1 час. На самолете батарея может работать параллельно с основными источниками постоянного тока в буферном режиме при номинальном напряжении бортовой сети в соответствии с ГОСТ
19705-
89. При этом она допускает длительные непрерывные пе- резаряды. Оптимальным напряжением заряда батарей является напряжение В, что необходимо учитывать при выполнении периодических регулировок в системе электроснабжения самолета.
81 Эксплуатация батареи при напряжениях выше 30 В приводит к ее интенсивному разогреву выше допустимых температур, что может привести к возгоранию батареи. Повышенное напряжение особенно опасно для батарей со значительными сроками эксплуатации. Категорически запрещается корректирование уровня электролита в межрегламентный период. После использования батареи при отказе основных источников питания самолета необходимо батарею отправить на ЗАС, выполнить внеочередное 3- месячное техническое обслуживание с корректировкой уровня электролита. Техническое состояние аккумулятора оценивается следующими параметрами
− емкостью при разряде током 10 Ане менее 22 А·ч в течение гарантийного срока эксплуатации и не менее 20 А·ч – по его истечении
− напряжением в конце заряда не менее 1,56 В ив конце разряда равным 1,0 В При замене аккумуляторов в батарее необходимо выполнять следующее условие емкость вновь устанавливаемого аккумулятора не должна отличаться от емкости батареи более, чем на 2 А·ч. Разбаланс емкости более, чем на 2 А·ч, ведет к тому, что у аккумуляторов с меньшей емкостью напряжение в конце разряда уменьшается ниже 1,0 В, при заряде наблюдается их перезаряд, что снижает их срок службы.
82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В учебном пособии были рассмотрены различные типы аккумуляторных батарей, их конструкция. Отмечены достоинства и недостатки того или иного типа аккумуляторной батареи. Рассмотрены вопросы технической эксплуатации аккумуляторных батарей.
83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кириллов, А.В. Авиационные аккумуляторные батареи Текст / МА. Ковалев, В.И. Соловьев. ‒ Самара Изд-во Самарского университета, 2020. ‒ 80 с.
2.
Синдеев, ИМ. Системы электроснабжения воздушных судов Текст / ИМ. Синдеев, А.А. Севелов. – М Транспорт,
1990. –
210 с.
3.
Зотов, В.М. Системы электроснабжения летательных аппаратов Текст / В.М. Зотов, Б.В. Куприн. – М ВВИА НЕ. Жуковского, 1988. – 110 с.
4.
Брусникин, Д.Э. Основы электрооборудования летательных аппаратов Текст / Д.Э. Брусникин, Н.Т. Коробан, ВТ. Мо- розовский, ИМ. Сиднеев, В.А. Шумихин. – М Высшая школа с.
5.
Лебедев, А.А. Автоматическое и электрическое оборудование летательных аппаратов Текст /А.А. Лебедев. – М Военное издательство министерства обороны СССР, 1979. – 187 с.
84 Учебное издание Кириллов Алексей Владимирович,
Ковалёв Михаил Анатольевич,
Соловьёв Вячеслав Иванович ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ Учебное пособие Редактор И.И. Спиридонова Компьютерная верстка И.И. Спиридоновой Подписано в печать 19.05.2021. Формат х 1/16. Бумага офсетная. Печ. л. 5,25. Тираж 120 экз. (й з-д 1-25). Заказ . Арт. – 21(Р1У) /2021. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
443086 Самара, Московское шоссе, 34. Издательство Самарского университета.
443086 Самара, Московское шоссе, 34.