Файл: Реферат по теме Первобытная культура Автор работы И. О. Русскин подпись, дата.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С точки зрения Эриха Фромма, можно выделить три группы символов:
1. Индивидуальные
2. Групповые (договорные)
3. Универсальные
Формирование симоволов может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Для религиоведческого исследования наибольший интерес представляют договорные и универсальные символы, поскольку именно в них отражена религиозно-мифологическая информация.
Типы мифов
Система мифов многообразна, но, как правило, большинство мифов организуются вокруг так называемых этиологических повествований, т.е. повествований, объясняющих возникновение чего-либо или кого-либо. Иными словами, мифы отвечают на вопросы «откуда», «почему», «когда» и т.д. Исследователи предлагают определенную типологию мифов для удобства их изучения:
1. Космогонические мифы – мифы, которые повествуют о возникновении мира в целом
2. Теогонические мифы («теос» - бог), рассказывают о происхождении богов
3. Астрогонические мифы – мифы, которые повествуют о возникновении отдельных космических явлений или планет
4. Антропогонические мифы – мифы, которые рассказывают о происхождении человека
5. Этногонические мифы (тотемические мифы) – мифы, повествующие о возникновении (о истории) какого-либо народа
6. Эсхатологические мифы, т.е. мифы, которые повествуют о конце света (как правило через крупные катаклизмы, Страшный Суд)
7. Календарные мифы – мифы об умирающей и воскрешающей природе – эти мифы повествуют об особенностях земледельческой и скотоводческой деятельности человека, которая носит цикличный (сезонный) характер
8. Мифы о культурных героях – повествуют о персонажах, сыгравших важную роль в истории человечества (Прометей, Геракл)
9. Большое внимание структурному изучению мифологии уделил еще один известный европейский исследователь – М. Элиаде, который в своей работе «аспекты мифа» предложил выделить несколько основных характеристик мифа:
а) мифы часто представляют собой историю подвигов сверхъестественных существ
б) мифологические сказания представляются как абсолютно истинные для мифотворца и для соответствующего коллектива
в) миф всегда имеет отношение к созданию, т.е. рассказывает о возникновении явлений, предметов, человека, мира и т.д.
г) познавая мир, человек как бы познавал окружающее социальное и космическое пространство
На современном этапе развития человечества религиозная мифология так же сохраняет свои определенные позиции, но при этом большое распространение в современном мире получила социально-политическая мифология, которая рисует определенные перспективы построения благостного общества (история России – попытка коммунизма, Германия - фашизма)
ПЕРВОБЫТНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Термин «форма религии» в отношении первобытных обществ был разработан советской этнографической науки и в частности большой вклад в разработку данной категории и в изучение конкретных ранних форм религии был сделан Токаревым. Под формой религии Токарев предлагает понимать определенную совокупность связанных между собой верований и обрядов, которые определенным образом отражают тип общественных отношений или какой либо вид человеческой деятельности.
Перед исследователями стоит несколько важных вопросов, которые касаются во первых времени появления религиозной жизни, во вторых важной проблемой является вопрос о том, какие формы религии более ранние, а какие сформировались позднее, третий вопрос – сущность этих форм религии.
Сложение религиозной жизни в виде погребального обряда и тотемизма вероятно можно отнести к эпохе жизни неандертальцев, но достоверно погребальный обряд фиксируется примерно со 100тысяч лет назад. Поэтому исследователи отмечают, что зарождение религиозной жизни произошло позднее, чем стали формироваться физиологические типы людей («хомохабилес», «хомоэбилес»).
На протяжении двух столетий исследователи по мере изучения первобытных верований приходили к выводу, что наиболее древними формами религии были анимизм; другие говорили, что это фетишизм; третьи говорили что тотемизм; четвертые – погребальный обряд как форма религии; пятые – магия.
С точки зрения современной науки, наиболее ранними формами религии являются погребальный обряд и тотемизм.
Погребальный обряд – это совокупность действий и верований, связанных с процессом погребения умершего человека или животного. С точки зрения исследователей, формирование погребальной обрядности обусловлено двумя основными факторам: первый – стремление избавиться от тела умершего человека из чувства дискомфорта, страха перед умершим; второе – горечь утраты близкого и желание вновь с ним встретиться.
Существует несколько основных типов погребений:
1. Ингумация – обычное трупоположение умершего в могилу или другое погребальное сооружение. Наиболее древний и распространенный тип погребения
2. Кремация – сжигание полное или не полное
3. Воздушное погребение – тела умерших людей подвешивали за ноги на деревья
4. Подводное погребение – тело умершего предавали воде (в лодку, плот; заворачивали в простыню, на доску и в море; переграждали русло, хоронили туда и опять разграждали русло
5. Вторичное погребение – тело умершего в течении определенного периода времени находилось в определенном месте, потом через некоторое время повторно хоронили
6. Захоронение отдельных частей умершего человека, прежде всего головы
В погребальном обряде важную роль играют такие элементы как погребальное сооружение, сопроводительный инвентарь, как правило, особенности погребального инвентаря в древности и средневековье отражали социальный статус и имущественное положение умершего. Важное значение погребального обряда, если оно совершено по традиции ингумации, имеет положение тела умершего в могиле и его ориентация либо относительно сторон горизонта, либо относительно каких-то географических и иных объектов.
Всё разнообразие погребальной обрядности и всей её составляющей направлены на то, чтобы обеспечить благоприятный переход души умершего или иной субстанции в загробный мир.
С погребальным обрядом очень тесно связан поминальный обряд и поэтому очень часто исследователи используют термин «погребально-поминальная обрядность», поскольку это понятие отражает единый цикл, направленный на благоприятный переход души умершего в иной мир. Весь этот погребально-поминальный цикл может охватывать период от нескольких дней до одного года.
Тотемизм – изучению тотемизма посвящено большое количество научной литературы, и данная форма религии является одной из наиболее дискуссионных в отечественном и зарубежном религиоведении. Сам термин «тотемизм» происходит от слова «ототеман», что в переводе с языка североамериканских индейцев означает «его род». В научный обиход этот термин впервые был введен в конце XVIII века, когда в 1791г английский путешественник Дж. Лонг опубликовал книгу под названием «Путешествия и странствия индийского переводчика и купца». Правда в этой книге он дал несколько ложное толкование данному термину, считая, что тотем обозначает духа покровителя отдельного человека, который является ему в виде животного. Более дасканально и более научно проблема тотемизма стала изучаться во 2й половине XIX столетия, в частности в 1870году Дж. Мак-Ленан опубликовал свою знаменитую работу о почитании животных и растений и именнов этой работе прозвучал не «тотем», а термин «тотемизм» и в этой книге ученый сделал вывод о том, что тотемизм – это особая стадия, которую прошли все народы и сущность его представления тетемизма заключалась в поклонении животным и растениям.
С критикой концепции Мак-Ленона выступил английский исследователь Тайлор, по мнению Тайлора тотемизм нельзя сводить к простому поклонению животным и растениям, как это делал Мак-Ленон. В целом Тайлор утверждал, что он обнаружил в тотемизме стремление человека классифицировать мир и его предметы, поэтому в целом Тайлор рассматривал тотемизм как отношения между определенным видом животного и племени (социальный организм), кроме того, Тайлор был против того, чтобы считать тотемизм основой религиозной жизни человечества и не случайно Тайлор сформулировал свою концепцию, согласно которой самой ранней формой религии является анемизм, то есть воодушевление всего окружающего мира. В тоже время и Мак-Ленан и Тайлор, не смотря на различные взгляды, справедливо отметили, что в тотемизме человек переносит на всю природу черты собственного общественного устройства, поэтому тотемизм имеет не только религиозный, но и социальный аспект. Наибольший вклад в разработку теории тотемизма внёс еще один английский исследователь – Дж. Фрезер. В 1887 году появляется его первая книга по данной проблеме, назвавшаяся «тотемизм», содержавшая в себе большое количество фактических данных, но конкретного определения не дает данному явлению, а вот в 1890году выходит первое издание его книги – золотая ветвь и в этой работе он пытается объяснить сущность тотемизма с позиций представления о «внешней душе». «Внешняя душа» - это одна из душ человека, которая храниться в каком-либо предмете или объекте внешнего мира. Соответственно, с жизнью и сохранностью этого предмета связана и жизнь самого человека. Большое внимание Фрезер уделял обряду инициации (переход ребенка от детской жизни во взрослую). Во время таки инициаций душа человека, переносится в животное или иной объект, которое и становиться его тотемом. И происходит обратная связь – душа животного переносится в самого человека. Таким образом устанавливается особая связь между человеком и его тотемом и отсюда возникает представление о том, что если убить тотем, автоматически означает убить самого себя. В 1910 году выходит другая его знаменитая книга «Тотемизм и экзогамия» (экзогамия – это запрет на брачные отношения между представителями родственного коллектива, противоположный термин – эндогамия). В этой работе ученый обобщил огромное количество фактической информации по проблеме тотемизма и собрал энциклопедию тотемизма, которая по фактической информации не потеряла своего веса до настоящего времени. В этой же работе ученый уделил внимание теоретическим аспектам в изучении тотемизма.
Происхождение искусства
Художественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) "один из видов искусства. Слово "искусство" многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла) .мыслителями XVIII-ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между "искусно сделанными вещами" и "произведениями искусства".
Искусство - это прежде всего явление эстетическое. Его сфера - созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.
Две эстетические теории происхождения искусства:
Исторически первым опытом рассмотрения художественного творчества как познания явилась теория подражания (мимесиса), возникшая и упрочившаяся в Древней Греции. Первоначально подражанием называли воссоздание человеческих движений в танцах, позже - любое воспроизведение предметов. По словам Аристотеля, люди тем "отличаются от остальных живых существ, что склонное всех к подражанию"; первые познания приобретаются путем подражания, результаты которого "всем доставляют удовольствие.
В эпоху эллинизма (на основе теории подражания и одновременно как ее преодоление) обозначилась, а в средние века упрочилась иная концепция познавательных начал искусства: художественное творчество стало мыслиться не только как воспроизведение единичных предметов (главным образом видимых), но ив качестве "восхождения" к неким универсальным сущностям, бытийным и смысловым. Эта концепция была предварена Платоном, который говорил о подражании космической гармонии в музыке. Ее центр - учение о символе, выступавшем прежде всего в роли религиозно-философской категории.
Специфика» искусства заключается в том, что оно формирует и организует сферу чувственного (то есть «эстетического») восприятия человеком окружающего мира. Огромная роль искусства в совокупном развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что специфически человеческая «чувственность» (в том широком значении этого слова, в котором оно фигурирует в философии) есть культурно-исторический продукт, а вовсе не простой дар матушки-природы. Специфическая роль силы воображения в акте познания заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не «формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет. Между тем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.