ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составьте классификацию неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов (не менее 10 примеров по каждому процессу)
Неосознаваемые процессы — это процессы и явления течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Они делятся на три класса: | неосознаваемые механизмы сознательных действий |
неосознаваемые побудительные сознательные действия | |
надсознательные процессы |
Бессознательным называется вся совокупность неосознаваемых процессов.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Данный процесс включает в себя три подкласса:
неосознаваемые автоматизмы | действия или акты, которые совершаются без участи сознания. |
неосознаваемые установки | готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. |
неосознаваемые сопровождения сознательных действий | они не реализуют действие, как автоматизмы и не подготавливают его как установка. А именно сопровождают: непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека. |
Неосознаваемые автоматизмы
Данный подкласс делится на 2 типа:
-
Первичные автоматизмы; -
Неосознаваемые установки.
Первичные автоматизмы – это процессы, которые никогда не осознавались. К ним относятся врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, чаще всего в течение 1-го года жизни человека. Примеры:
-
Ходьба; -
Сосательные движения; -
Движения тела; -
Мигание; -
Схватывание предметов; -
Поднятие бровей; -
Ползанье; -
Переворачивание положения тела (к примеру: на живот); -
Чесание кожи; -
Сидение; -
И другие.
Вторичные автоматизмы – это процессы, которые прошли через сознания и перестали осознаваться. Это те действия, которые делаются «на автомате», к тому же у человека появляется возможность на изучение более сложных действий.
Примеры:
-
Игра на фортепиано (сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение руки, ночи, пальцы на клавиши, учиться играть мелодию, изучать аккорды – все это основа игры на фортепиано, для перехода к изучению и игре художественных музыкальных композиций); -
Умение быстро и не глядя на клавиши печатать на клавиатуре компьютера; -
Езда на велосипеде; -
Плавание; -
Танцы; -
Рисование; -
Кулинария; -
Домашняя уборка; -
Плетение кос; -
Прыжки на скакалке; -
И другие.
Благодаря «пути» от простых действий к сложным человек приобретает опыт и мастерство. Со временем в навыке достигается совершенство и человек уже делает те же действия, не задумываясь о том, что ему нужно сделать, он уже делает все автоматически без сознательного контроля. Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и границу, за которой начинается область неосознаваемого. Все это накладывается на сложные действия «слой за слоем» и действие происходит «на автомате».
Неосознаваемые установки
Установка— это готовность человека совершить какое-либо действие или реагировать в определенном направлении. А во время того, как совершается данное действие, появляется навык.
моторная установка | умственная установка | перцептивная установка |
это мышечная преднастройка к осуществлению физического действия. | Это готовность решать проблемы и задачи определенным способом. | это готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом. |
Примеры: | Примеры: | Примеры: |
Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку; Малыш, который пытается подстроить руку под определенный предмет и схватить его; Пловец готовится к прыжку в воду; Велосипедист готовится стартовать. | Решение тригонометрического примера именно тригонометрическими формулами, хотя его можно решить и простыми алгебраическими; Написание реферата, изучая книги в библиотеке, хотя можно было посмотреть в интернете туже информацию. | Кажущиеся звуки во время чувства страха; Стереотипизация полученной информации и новостей; Ускорение шага или переход на бег из-за чувства страха в темноте; Человек ловит предмет «автоматом», если что-то падает рядом. |
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
Различают немалое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. К таким действиям относятся непроизвольные движения, изменение тона голоса, мимика и множество вегетативных движений. Эти действия – дополнительное средство коммуникации, объективные показания различных психических характеристик человека, его намерений, отношений, желаний, мыслей.
Примеры:
-
ребенок высовывает язык, когда пишет; -
на лице человека, наблюдающего за кем-то улыбающимся, появляется ответная улыбка, и он не замечает этого; -
женщина красит ресницы с открытым ртом и не замечает этого; -
человек грызет ногти, когда смотрит фильм, не замечая этого; -
школьник грызет ручку, когда задумался; -
человек не заметил, как съел весь попкорн во время просмотра фильма в кинотеатре; -
офисный работник не заметил, как выпил кофе, увлекшись работой; -
человек плачет если видит фильме или читает в книге, что-то грустное, хотя умом понимает, что это выдумка, но слезы текут сами собой; -
когда человек пьет воду и задумался, оставляет воду во рту, перемещая ее в щеки и держа так, не замечая этого процесса; -
родители что-то делают по дому, при этом не замечают, как начинают подпевать детским мультикам; -
и другие.
Неосознаваемые побудители сознательных действий — это те действия, которые человек делает бессознательно, но имеют осмысленный характер.
Поведение человека управляется желаниями и влечениями, которые даже могут находиться глубоко в подсознании, но все, же иметь влияние и даже управлять поведением человека. Данное понятие связано с одним широко известным именем З. Фрейда. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное.
Предсознание – это скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание.
Примеры:
-
Человек очень хорошо знает имя и отчество своегородственника, но до того, как кто-то упомянет его, эти знания прибывали вне поля осознания, после упоминания совершается переход знаний из предсознания в сознание; -
Человек знает хорошо свой день рождения и сколько ему лет, но до того, как эта информация станет необходимой, она находится в предсознании. После того как информация понадобится (к примеру, в регистратуре поликлиники) данная информация переходит из предсознания в сознание; -
Все хорошо знают теорему Пифагора, но они не присутствует постоянно в нашем сознании, переходя в сознание при необходимости; -
Все учили в школе таблицу умножения, но она тоже находится постоянно в нашем предсознание, переходя в сознание при необходимости.
Содержание бессознательного, по мнению З.Фрейда, это психическая жизнь человека, которая определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы).
Свойства бессознательных представлений
Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.
«Надсознательные процессы»
В данный класс относится то, что образуется по итогу сильной сознательной работы. Часто эти результаты работы "вторгаются" в сознательную жизнь человека и, как правило, сильно меняют ее течение. Эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы куда больше всего того, что может уместить сознание; перемещаясь внутри сознания отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами. Отличие от сознания. С одной стороны, субъект не знает того итога, к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата. С другой стороны, неизвестен момент,
когда надсознательный процесс прекратится, часто он заканчивается неожиданно для субъекта. Сознательные же действия предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда он будет достигнут.
Пример:
-
человек сначала анализирует, находит возможные решения данной нелегкой задачи, затем находит решение поставленной перед ним задачи. И вот это появление решения остается для нас неосознанным. Это и есть интуиция. Интуиция – это «озарение», она не является результатом преднамеренного действия. Это скорее случайное событие, определяемое различными внешними и внутренними обстоятельствами, но никак не акт суждения. Интуитивное восприятие более сходно с восприятием органами чувств, которое также иррационально, коль скоро зависит, прежде всего, от объективных раздражителей физического, а не ментального происхождения»; -
творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении. Как говорит известный физик, академик П. Капица: «везде, где человек действует не по инструкции»; -
сущность творчества - в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность; -
озарение; -
процесс горевания, возникновение высшего чувства (любви); -
процессы переживания значимых жизненных событий; -
кризисы чувств; -
кризис личности; -
перегорание (потеря интереса к чему-либо) -
и другие.