Файл: Институциональные аспекты медицины и здравоохранения.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В структуре медицинской субкультуры как системе можно выделить следующие блоки: гносеологический (когнитивный), организационно-деятельностный, коммуникативный, информационный, институциональный, нормативно-регулирующий и аксиологический.
  • 1. Гносеологический блок – наиболее объёмный и значимый в любой профессиональной субкультуре. В медицинской субкультуре он включает системы общих и специальных медицинских знаний, особенности биомедицинского познания, культуру и логику клинического, этического и биоэтического мышления. В соответствии с этим в нём выделяются два уровня: эмоционально-психологический и рационально-логический.
  • 2. Организационно-деятельностный блок медицинской субкультуры включает в себя наличие особых профессиональных умений и навыков, организаторские способности в медицинской сфере, практический опыт врачебной деятельности.
  • 3. Коммуникативный блок определяется спецификой медицины как «деятельности общения». Он требует от своих представителей высокой коммуникативной культуры – комплекса навыков и умений, необходимых врачу для профессионального общения.
  • 4. Информационный блок медицинской субкультуры тесно связан в условиях современной медицины с коммуникативной и организационной культурой. Он определяет взаимодействие всех субъектов профессиональной медицинской субкультуры на основе обмена информацией. Данный блок включает: умение врача владеть техническими средствами диагностики и лечения; его способность к информационно-аналитическому обеспечению принимаемых решений в процессе лечения (компьютерные технологии позволяют создать различные имитационные среды для отработки профессиональных навыков и умений); его компьютерную грамотность. Умение пользоваться Интернетом даёт возможность, с одной стороны, получения информации из электронных версий научных журналов, с другой – быстрой публикации в них результатов собственных исследований и клинических наблюдений; обеспечивает доступ в научные библиотеки разных стран, обмен сведениями о новых методах лечения; создаёт новые профессиональные контакты; способствует дистанционному обучению. Поэтому информационная подготовка – важная часть как общего образования, так и подготовки специалиста, составляющая центральное звено формирования современной медицинской субкультуры.

  • 5. Институциональный блок медицинской субкультуры представляет собой систему институтов, объединяющих и регламентирующих профессиональную деятельность своих представителей. В него входят:
  • государственные и международные институты для организации, координирования, управления, контролирования медицинской профессиональной деятельности (ВОЗ, министерства здравоохранения и др.);
  • институты образования, повышения квалификации в области медицины (медицинские колледжи и университеты, интернатура, клиническая ординатура, курсы повышения квалификации, магистратура, аспирантура, докторантура);
  • научно-исследовательские институты, занимающиеся научной и экспертно-исследовательской деятельностью (например, Институт генетики и цитологии, научно-исследовательские центры, лаборатории и др.);
  • лечебно-профилактические, реабилитационные институты: больницы, клиники, санатории, профилактории и т.п.;
  • хосписы – институты, выполняющие, кроме медицинской, социальную и психолого-терапевтическую функции для безнадёжных больных и их родственников;
  • этические комитеты – новые общественные институты, выполняющие функции контроля, координации, экспертизы медицинской деятельности;
  • общественные объединения и ассоциации (ОО «Белорусская ассоциация врачей», научные сообщества).
  • 6. Нормативно-регулирующий блок медицинской субкультуры представлен системой юридических законов, норм и документов в совокупности с этическими принципами, нормами, традициями, образцами и программами поведения, которые направляют, упорядочивают, регулируют взаимодействие субъектов профессиональной медицинской деятельности. Беларусь в области здравоохранения руководствуется, прежде всего, нормами международного права, а также Национальной стратегией устойчивого развития и Концепцией развития здравоохранения, которые являются базой для принятия правовых актов и общегосударственных программ, определяющих конкретные мероприятия и ресурсы для этико-правового контроля над осуществлением лечебно-клинических мероприятий и биомедицинских исследований.
  • 7. Аксиологический блок медицинской субкультуры – это общечеловеческие, моральные и профессиональные ценности, преобразованные спецификой медицинской деятельности, личностные идеалы, медицинские традиции, обычаи, символика, мифы, которыми руководствуются (либо нет) представители данной профессиональной субкультуры.
  • Медицинская субкультура выполняет ряд функций: идентификационную, адаптационную и интегрирующую, функцию социализации и инкультурации, смыслополагающую и ориентационную, информационно-коммуникативную и трансляционную, регулятивную, идеологическую и компенсаторную.
  • Медицинская субкультура, как любая профессиональная субкультура, проявляется и существует на различных уровнях:
  • а) индивидуальном – профессиональные знания, представления и культура конкретного врача,
  • б) групповом – культура профессиональной общности медиков, определяемая спецификой медицинской деятельности и уровнем развития и ожиданиями социума.

Понятие о медицинских системах, их разновидности (эксклюзивные, толерантные, интегративные).

  • Как уже отмечалось ранее, термин «здоровье» имеет широкий диапазон интерпретации. Его трактовка варьируется на разных исторических этапах и в различных культурах. Представление о здоровье, равно как и о болезни, у отдельных людей и конкретных социальных групп зависят от их социального положения, уровня образования, этнической принадлежности и т.д.
  • В мире существовало и существует множество разнообразных культур, формирующихся в процессе жизнедеятельности представителей отдельных этнических общностей. Достижения современной официальной медицины не привели к полному вытеснению традиционной медицинской культуры и, соответственно, не вытеснили полностью представления о здоровье и болезни, сохранившиеся в этнической культуре.
  • Культурный контекст развития каждого этноса, исторические особенности его существования, доминирующие в нём религиозные убеждения, обычаи, традиции, система воспитания, ценностные ориентации влияют на представления о здоровье человека и сообщества. В свою очередь эти представления не ограничиваются только сферой сознания, но имеют также практическое значение, поскольку определяют конкретные модели самосохранительного поведения в различных этнокультурных сообществах. Исследователи фиксируют ситуацию, когда в традиционной культуре частые и незначительные изменения в здоровье объясняются примерно так же, как и в научной медицине (усталостью, неправильным питанием, стрессом и т.д.), в то время как сильные расстройства или резко ухудшающееся здоровье увязывается с факторами мистического, метафизического и морального порядка.
  • Одно и то же состояние может восприниматься в одних обществах как болезнь, а в других как нормальное состояние. Так, в современном западном обществе булемия считается болезнью, тогда как в Древнем Риме чревоугодие и вызванный им избыточный вес воспринимались как аристократическая практика. То, что сегодня в США трактуется как синдром хронической усталости, в XIX веке называлось неврастенией. То, что с XIX века на Западе стало восприниматься как безумие, прежде считалось неразумным поведением, а ещё раньше формой религиозной одержимости (бесноватые, юродивые и т.п.).
  • Привычным типом медицины для нас является та, к которой мы привыкли. Сегодня в Беларуси существует два основных типа медицинских практик:
  • а) клинические медицинские практики, характерные для государственных больниц и лицензированных коммерческих клиник,
  • б) практики «народной медицины», дозволенные законом и осуществляемые как в специальных медицинских центрах, так и в частном порядке. Несомненно, наряду с ними действуют и иные типы практик, которые принято называть целительством.

В каждой стране сегодня действует своя национальная система здравоохранения. Можно выделить три большие группы медицинских систем.

  • Первую группу составляют эксклюзивные медицинские системы. Здесь существует государственная монополия на медицину, и государство активно вмешивается в порядок медицинских практик, регулирует процесс подготовки медицинских специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.
  • Советская модель. Существовала в СССР и странах советского блока. Её наследие сохраняется и сегодня. Медики являются госслужащими, нанятыми на работу Министерством здравоохранения. Все прочие группы целителей были запрещены в 1923 году.
  • Французская модель. Эта модель берёт начало с попыток централизованного государства установить контроль над всеми недипломированными и «нелегальными» врачевателями. Она сложилась после Великой французской революции в начале XIX века. Государство превратило врачей в госслужащих, чтобы они практиковали медицину, преподавали и занимались исследовательской деятельностью на местах. При этом зарегистрированные доктора могли практиковать в частном порядке, а аптекари – консультировать и продавать лекарства. Результатом этого стала смешанная государственная медицинская система, в которой врачи приобрели высокий социально-политический статус. Государство предоставляло лицензии лишь квалифицированным медицинским школам, имеющим государственную поддержку. Эту модель приняли многие страны Латинской Америки.
  • Американская модель. Здесь государство поддержало больничную медицину, а альтернативные системы отчасти были соединены с господствующей медицинской субкультурой. Общественные дебаты сосредоточились вокруг юридических проблем недобросовестного лечения и преступлений, совершаемых врачами (эвтаназия, аборты, хирургические ошибки и пр.). В США государство аккредитует независимые институты, такие, как медицинские школы, исследовательские институты, больницы и системы страховой медицины. Именно эти институты формируют региональные группы медиков и обеспечивают повышение их профессионального статуса. Результатом этого является высокая конкуренция на рынке медицинских профессий.

  • Вторую группу составляют толерантные медицинские системы. В рамках этих систем государство позволяет существовать альтернативным медицинским практикам, отличающимся от тех, которые приняты в рамках госпитальной медицины.
  • Британская модель. Здесь действует система, которая чисто юридическим способом определяет, кого из практикующих экспертов по болезни можно считать «врачом». Англичане, оказываясь на рынке медицинских услуг, имеют возможность выбирать, к кому из экспертов обратиться за помощью. Большинство британских медиков работает на контрактной основе в Британской Национальной Службе Здоровья (National Health Service). Её финансирует государство. Все хирургические и стоматологические медицинские центры действуют в рамках NHS. Существует государственный контроль над продажей лекарств, а сами лекарства можно отпускать только по назначению врачей. Действует также государственный контроль в отношении хирургических вмешательств и вообще всякой практики, касающейся надрезов кожи. Государственная политика лицензирования медицинских профессий не запрещает неортодоксальные практики. Однако существует ограничение на рекламу этих практик и соответствующих услуг в масс-медиа. При этом сами целители могут соревноваться на рынке за своих клиентов с врачами, имеющими государственную поддержку.
  • В Великобритании допускается создание профессиональных ассоциаций для представителей любых медицинских систем, а также создание специальных колледжей. Однако их представителям запрещено называть себя врачами.
  • Германская модель. Здесь обращает на себя внимание особый случай лицензирования народных лекарей. Они должны сдавать государственные экзамены на знание государственного законодательства по проблемам регулирования медицинской практики. Целителей в Германии называют «специалистами по здоровью» (Heilpraktiker).
  • Третью группу составляют интегративные медицинские системы. Они являются плюралистичными и соединяют в себе разные медицинские традиции.
  • Индийская и китайская модели. При британском колониальном владычестве в Индии успешно развивались национальные медицинские традиции: Аюрведа, Сидхи и Унани. С конца 1940-х годов индийское национальное правительство стало активно развивать больничную медицину (британская модель), в том числе сеть сельских диспансеров. Старые колледжи, где готовили специалистов по Аюрведе, стали испытывать трудности с набором учащихся. Другие системы целительства стали развиваться маргинальным способом, без финансовой поддержки правительства, за счёт благотворительности, на фестивалях и в храмах. Почти все они имеют религиозную основу. Системы, подобные индийской, широко распространены в Азии.