Файл: Институциональные аспекты медицины и здравоохранения.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 5. Тема: «Институциональные аспекты медицины и здравоохранения»

  • План:
  • 1. Медицина как социальный институт. Функции и дисфункции здравоохранения.
  • 2. Понятие о медицинской культуре, её уровни и структура.
  • 3. Медицинская контркультура. Альтернативная медицина. Народная медицина (КСР).
  • 4. Понятие о медицинских системах, их разновидности (эксклюзивные, толерантные, интегративные).

Медицина как социальный институт. Функции и дисфункции здравоохранения.

  • Понятие «социальный институт» занимает центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. В научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. Если суммировать всё множество подходов, то социальный институт можно представить как:
  • − ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • − совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • − формальную и неформальную организацию;
  • − совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений;
  • − обособленный комплекс социальных действий.
  • Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга, как и их культуры. Скажем, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многожёнство, что в других странах категорически запрещено.
  • Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция.
  • Институты одновременно выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину.

  • Сфера здравоохранения представляет собой одну из форм социальной организации общества для реального обеспечения прав человека на охрану здоровья путём оказания массовой медико-санитарной и профилактической помощи. Субъектами этой сферы выступают население и медико-социальные системы.
  • Основные измерения медицины как социального института:
  • ценности медицины (цели, принципы), степень их согласованности с ценностями общества;
  • структура и функции медицины;

Основные измерения медицины как социального института:

  • формы её внутриинституциальной организации:
  • − в зависимости от форм собственности и источников финансирования: частная, государственная, страховая, ведомственная, коммунальная, благотворительная;

    − в зависимости от уровня медицинского обслуживания: первичного, вторичного, третичного (амбулатории, поликлиники, больницы и т.д.);

    − другие формы, например, такие как экстренная медицинская помощь, и другие линии анализа: научная − народная медицина, традиционная − альтернативная, добровольная − принудительная, институт самолечения;
  • символы медицины: красный (зелёный) крест, обвивающая чашу змея, белый халат и т.п.;
  • статусы и роли (врачи, медсёстры, пациенты, государство и др.) и регуляция отношений между ними − правовая, этическая и т.д.;
  • система профессиональной стратификации: определение статуса медицинских специальностей и профессий в системе профессиональной стратификации общества; исследование организации внутрипрофессионального неравенства;
  • система профессионального образования и профессионального отбора.
  • Каждый социальный институт выполняет ряд специфических функций, связанных с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определённых социальных практик и отношений. Обычно под функцией подразумевают ту пользу, которою конкретный социальный институт приносит обществу.
  • При анализе института здравоохранения можно выделить следующие функции:
  • - лечебная, связанная с лечением заболеваний человека.
  • - охранительная. Ещё Ф. Бэкон писал: «... первая обязанность медицины - сохранить здоровье, вторая - лечение болезней». Отечественное здравоохранение на протяжении всего своего существования уделяло особое внимание здоровью «больного человека». В современных условиях резко встаёт проблема охраны, улучшения и воспроизводства «здоровья здоровых». Именно с этой функцией связано развитие социальной политики и стратегии охраны здоровья, реализация которых на практике ведёт к сокращению смертности и заболеваемости населения Беларуси. Сюда, например, относится и охрана материнства и детства, что представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребёнка.
  • - социально-профилактическая, включающая в себя систему социально-экономических мероприятий, направленных на профилактику болезней и заботу о здоровье населения. Данная функция связана с различными сферами деятельности человека, включая деятельность по преобразованию условий труда, быта, самого образа жизни личности, направленную на охрану здоровья населения, предупреждение причин и факторов риска заболеваний. В таком широком понимании данная функция выходит за пределы института здравоохранения. Для её реализации необходимы как условия, создаваемые в институте здравоохранения, так и поддержка государства.

  • - диагностическая. Суть этой функции состоит в том, что ее реализация направлена на укрепление здоровья и трудоспособности населения, на предупреждение возникновения и распространения заболеваний и создание наиболее благоприятных условий внешней среды, формированию ориентаций на здоровый образ жизни. Ю.П. Лисицин отмечает, что через эту функцию здравоохранение осуществляет синтез двух других функций ‒ социально-профилактической и лечебной. Это должно достигаться, во-первых, за счёт активного обследования определённых групп населения и выявления факторов риска возникновения заболевания. Их учёт осуществляться путем проведения диспансерных и различных профилактических осмотров, а также посредством выявления больных с наличием различных клинических проявлений болезни при первичном обращении к врачу. Во-вторых, за счёт обеспечения правильного физического развития и сохранения здоровья здоровых, предупреждения возникновения у них заболевания путём своевременного и длительного проведения намеченных оздоровительных мероприятий.
  • - социализирующая, связанная с формированием определённых норм и ценностей, направленных на развитие у различных социальных групп культуры здоровья, а фактически ориентаций на здоровый образ жизни. Реализация этой функции на практике должна превратить «моду на здоровье» в здоровье как важную жизненную ценность и формировать на этой основе стратегию оздоровительной практики личности.
  • - пропагандистско-воспитательная, включающая в себя информирование населения, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, что ведёт к формированию ориентаций населения на здоровый образ жизни. Это могут быть мероприятия, проводимые совместно с институтами образования и спорта. Важное место здесь должны занимать оздоровительные мероприятия, проводимые при самих медицинских учреждениях.

Функции и дисфункции здравоохранения

  • - информационная. Современная ситуация в Беларуси в целом и в здравоохранении, в частности, требует нового взгляда на статистическую и информационную деятельность института здравоохранения. Она должна ориентироваться, в первую очередь, не на оценку уровня заболеваемости, а на развитие служб здравоохранения и отслеживание этапов этого развития. Реализация данной функции связана и с информационным обменом об использовании современных средств лечения, профилактики и диагностики заболеваний между специалистами - медицинскими работниками, а также информированием органов управления (республиканского и местного уровней) в отношении современных проблем здоровья и медицинского обеспечения населения.
  • - социально-медицинской экспертизы. Именно медицинские работники, с одной стороны, должны сегодня являться экспертами принимаемых в государстве решений, касающихся проблем здоровья человека, а с другой - экспертами трудоспособности населения.

  • Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
  • Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестаёт действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
  • Неудовлетворённая общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. Примером подобной деятельности может служить появление значительного числа целителей и колдунов. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

2. Понятие о медицинской культуре, её уровни и структура.

  • Любая значимая социальная профессия обладает не просто набором техник для делания какой-то полезной работы, но и определяет конкретный аспект жизни общества. Медицинская профессия не является здесь исключением, а потому в отношении индивида (и общества в целом) к здоровью большую роль играет уровень развитости медицинской культуры.
  • Личностная медицинская культура, существующая на обыденном уровне, представляет собой совокупность духовных медицинских ценностей человека, созданных путём осмысления и переработки медицинских знаний, результаты которых материализуются в медицинской деятельности и в отношении к своему здоровью. К числу носителей (субъектов) личностной медицинской культуры правомерно отнести каждого человека, который озабочен состоянием своего здоровья, осуществляет поиск доступного медицинского знания и переводит эти знания в личностные ценности.

  • Своеобразие медицинского познания, общения и деятельности, обусловливающее особенности стиля мышления медика и определяющее специфические требования к его знаниям и ценностям, умениям и навыкам, его личностным качествам и поведению, позволяет говорить о феномене профессиональной медицинской субкультуры.
  • Социальная группа, представляющая эту субкультуру, включает в себя всю многочисленную профессиональную общность медицинских работников.
  • Под термином «медицинская субкультура» мы понимаем своеобразное мировоззрение, систему ценностей, идеалов, норм и образцов поведения данной группы, а также мифы, символы, традиции, обычаи, составляющие в совокупности своеобразный, отличный образ жизни, детерминированный спецификой профессиональной медицинской деятельности.
  • В медицинской субкультуре сочетаются признаки доминирующей культуры и профессиональной субкультуры. Доминирующая культура играет роль основания субкультуры, она диктует представителям медицинской субкультуры устоявшиеся общечеловеческие ценности, нормы и стереотипы. Вместе с тем, сами ценности и предписания общей культуры обретают здесь особый смысл в силу того, что вся медицинская деятельность проникнута духом гуманизма и протекает в непосредственном общении с людьми.
  • Профессиональная медицинская субкультура представляет собой относительно самостоятельную подсистему культуры, в основе которой лежит специфика врачебной профессиональной деятельности. В неё входит основной субъект этой деятельности – врач с его знаниями, личностно-психологическими качествами, ценностями и идеалами; образцы поведения (паттерны); традиции, сложившиеся социальные отношения, социокультурные нормы и стереотипы; врачебные символы и артефакты; специальные институты, в совокупности образующие пространство медицинской субкультуры.
  • С одной стороны, медицинская субкультура представляет собой целостный феномен. С другой стороны, в ней проявляются некоторые «центробежные силы» – особенности медицинских специальностей и специализаций, вызывающие образование внутри неё своеобразных «мини-субкультур». Разнообразие специальностей (которых сегодня в медицине насчитывается более 80) стало особенностью врачебной профессии в конце ХХ – начале XXI веков. Общеизвестно, например, различие мировоззрения, отношения к профессии, к своему предназначению у терапевтов, хирургов, психиатров, обусловливающие их статус внутри профессии и их отношение друг к другу. Кроме того в медицинской субкультуре можно выделить ее подтипы – народную медицину, альтернативную, восточную, которые составляют свою самостоятельную субкультуру.