Файл: Практикуму по теме Основы риторики Публичное выступление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейсы/Ситуационный практикум | Кейсы/Ситуационный практикум
Работу выполнил студент 1 курса очной формы
обучения группы ВБПОо-104фзк
Котенев Максим Игоревич
1. Типовое задание к ситуационному практикуму по теме «Основы риторики»
«Публичное выступление». Выберите один из афоризмов в качестве темы для выступления. Смысл афоризма должен быть вам понятен, а рассматриваемая в нем проблема – близка и интересна. Подготовьте пятиминутное выступление на практическом занятии, построив свою речь в соответствии с риторическим каноном, постарайтесь убедить аудиторию в справедливости (несправедливости) выбранного вами афористического утверждения. Слушатели оценивают выступление, аргументацию оратора, убедительность и логичность речи.
2. Определите стили представленных ниже текстов. Объясните, чем различаются описания дуба в данных отрывках. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (сфера применения; основная функция; использованная лексика; основные черты).
…Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Рост дуба продолжается очень долго, лет 150 – 200 и больше. За это время дуб развивает очень мощную крону. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью. | На краю дороги стоял дуб … Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами. (Л. Толстой) |
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (сфера применения; основная функция; предполагаемый жанр; использованная лексика; основные черты).
Каждый человек есть живой излучающий личный центр. Каждый взгляд, каждое слово, … каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света.
Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя… Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти. Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия. Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз и никогда больше с ним не встречаться. Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая
-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство…
Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь старую, незаживающую рану его сердца? Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения.
Я должен обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело больным человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. Я должен посылать ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор, пока он не восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне.
Ненависть исцеляется любовью и только любовью. Излучение любви действует умиряюще и обезоруживающе... Всё это не пустые слова: любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир вселенной. А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана духовного эфира исцелится и зарастёт. Тогда мы оба будем радоваться радостью избавления и услышим, как высоко над нами всё, ликуя, празднует до самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви едина и целостна во всей Вселенной. (По И.А. Ильину.)
4. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (сфера применения; основная функция; предполагаемый жанр; использованная лексика; основные черты).
Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине XX в. на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики, книговедения, социологии.
Исследователей текста (например, П. Хартманна, С. Якобсона, Г. Ейгера, В. Звегинцева, М. Гвенцадзе, О. Каменскую и др.) интересует прежде всего типология текстов и потому в качестве первоочередной ставится задача разработки самих принципов классификации текстов.
Придавая большое значение типологии текста (как теоретическое, так и практическое), ученые признают, что достаточно полная и единая классификация текстов, которая отвечала бы всем требованиям, еще не создана. А раз так, то, видимо, целесообразнее всего начать с уточнения самого понятия «тип текста» и тех критериев, которые должны быть положены в основу типологизации. Интересно отметить, что выделить типы текстов интуитивным путем гораздо легче, чем подвести под их классификацию теоретическую базу. Дело в том, что «образцы текстов» вполне социально осознанны: так, даже читатель
-неспециалист различит текст художественный и нехудожественный; текст официального письма и дружеского послания; текст сообщения по радио и текст рекламы и т.д.
Усложняется задача разработки типологии текстов и тем, что не существует общепринятой терминологии в теории текста. Без четкой дифференциации используются термины «тип текста», «класс текстов», «вид текста», «тип дискурса», «тип речи», «форма текста» и даже «сорт текста».
В настоящее время наиболее последовательной и гибкой представляется система текстов (их типология), основанием которой является теория функциональных стилей при учете коммуникативно-прагматических условий текстообразования.
Важным в данном случае оказывается тот факт, что функциональная стилистика учитывает соотнесение экстра- и интралингвистических факторов в различных социо-коммуникативных разновидностях текста.
5. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ, указав на характерные стилевые черты (сфера применения; основная функция; предполагаемый жанр; использованная лексика; основные черты).
Когда я вошел в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: "Здравствуй", — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный.
Он был со мною всю зиму. В ту долгую, грозную для меня зиму болезни он один никогда и никуда не торопился. Я всегда его видел в окне, и своей холодной и неизменной снежной белизной он успокаивал меня.
Потом пришла весна, и однажды утром, после теплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зеленое, дымчатое, неопределенное… Это было как чудо. Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться.
Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.
Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом…
Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, темной и чадной, узкой, как гроб, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре.
Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зеленый шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.
6. Определите значение образных выражений, приведённых ниже. Составьте с ними словосочетания или предложения. В текстах каких функциональных разновидностей русского литературного языка употребляются данные фразеологизмы?
Буриданов осел
Гордиев узел
Объятия Морфея
Бабушкины сказки
Гусь лапчатый
Медвежья услуга
Мокрая курица
Метать бисер перед свиньями
Подложить свинью
Считать ворон
7. Произведите стилистическую коррекцию предложений с неоправданным употреблением «высокой», «сниженной», эмоционально окрашенной лексики. Аргументируйте необходимость коррекции данных предложений.
1) Строители обещали воздвигнуть здание в сентябре, а к октябрю — завершить все отделочные работы. 2) Все рабочие фабрики являются поборниками технического прогресса. 3) Бригадир так быстро мотался по стройке, что поймать его было невозможно. 4) У бригады есть возможность начать работу без раскачки. 5) Кара за небрежность в работе постигнет любого нарушителя.