Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.
Кроме того, как свидетельствует опыт функционирования систем социального обеспечения в промышленно развитых странах, по мере экономического роста и повышения уровня жизни (улучшения жилищных условий, качества питания и здравоохранения) трансформируется и перечень оснований, с которыми связан риск утраты источника средств к существованию и которые признаются обществом социально уважительными. Такие основания называются социальными рисками.Наряду с основаниями естественного порядка (старостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью, вдовством, материнством, детством) в этот перечень начинают включаться и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений и с которыми связаны издержки в организации социальных условий жизни человека (безработица, расслоение населения по уровню доходов, неспособность человека адаптироваться к этим отношениям и др.).
До сих пор отечественная наука не выработала общепринятого определения понятия социального обеспечения, хотя предлагается множество различных формулировок. Поскольку социальное обеспечение имеет несколько составляющих – экономическую, политическую и правовую, то его понятие может быть раскрыто с указанием соответствующих характеристик.
М. О. Буянова выделяет политические и экономические аспекты. Под социальным обеспечением она понимает "форму выражения государственной социальной политики, направленную на материальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе их развития социально значимыми, с целью выравнивания положения этих граждан по сравнению с другими членами общества. "
С экономической точки зрения наиболее удачным является определение, предложенное Л. И. Прониной. По ее мнению, социальное обеспечение - это совокупность экономических отношений, связанных с созданием, распределением и потреблением части необходимого и избыточного продукта, социализированного на разных уровнях государственного управления и в рамках различных форм собственности, с целью удовлетворения потребностей инвалидов-членов общества и обеспечения, в определенной степени, расширенного воспроизводства населения
Большое теоретическое значение имеет разработка концепции социального обеспечения, разработанной Р. И. Ивановой, как категории, обладающей общечеловеческой ценностью. Она считает, что социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно важных личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) пожилых, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства труда за счет специальных фондов, созданных в обществе, в случаях и на условиях, установленных социальными, в том числе правовыми, нормами.
Единая государственная информационная система социального обеспечения является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обеспечения и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обеспечения и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.
Правовые основы социального обеспечения в современном праве РФ
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.)
2.3. Правовое понимание социального обеспечения
В течение своей жизни человек достаточно часто сталкивается с такими обстоятельствами, которые могут причинить вред его здоровью и трудоспособности и, как следствие, к утрате заработной платы, а также доходов от предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Во многих случаях человек сам не может преодолеть указанные обстоятельства, т.к. они практически не зависят от его воли.
Поскольку качество и содержание жизни каждого человека в отдельности оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества, постольку государство в определенной степени принимает на себя ответственность за наступление неблагоприятных обстоятельств для жизни и деятельности индивида, гарантируя ему те или иные меры социального обеспечения
Право человека на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, которая гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение...". В данной статье также закрепляются основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, необходимость воспитания детей, иные случаи, установленные законом. Перечень, определенный Конституцией, не является исчерпывающим, т.к. законом могут устанавливаться и иные случаи, при которых приобретается право на социальное обеспечение.
Понятие социального обеспечения и его содержание формировались постепенно по мере развития системы социального обеспечения в СССР, а затем в Российской Федерации. Разработка указанного понятия продолжается до настоящего времени. Однако дать полное определение понятию "социальное обеспечение" будет сложно, если его не рассмотреть в соотношении со смежными понятиями, такими как "социальная политика", "социальная защита" и "социальная защищенность". Исследование этих понятий имеет не только научное, но и практическое значение.
Социальная политика выступает как целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, цель которого - улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание
, политические отношения и политическую организацию. Главная цель социальной политики Российской Федерации - предупреждение обнищания народа, роста безработицы сверх приемлемого уровня и создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения
Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социальной защиты.
Социальная защита как понятие отражает содержание двух терминов - "социальное" и "защита". По Словарю русского языка С.И. Ожегова "социальное" - значит "общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе"
Не вдаваясь в дискуссию об определении объема понятия "социальное", сразу оговорим тот факт, что оно может употребляться и в широком смысле, как синоним общественных отношений, и в узком - как разновидность общественного (например, социально-культурные изменения, демографические процессы, медицинское обеспечение и т.д.).
Поэтому употребление термина "социальное" в сочетании со словом "защита" означает:
Практически все социальные отношения заключают в себе элемент правоотношения и поэтому одновременно являются правовыми. Вовлеченная в сферу правового регулирования социальная деятельность получает некоторые иные юридические качества, позволяющие рассматривать ее в виде самостоятельного типа деятельности, а именно социально-правовой защиты.
Развернутое и убедительное определение социальной защите дает В.Ш. Шайхатдинов <6>. Он считает, что социальная защита - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства
Кроме того, как свидетельствует опыт функционирования систем социального обеспечения в промышленно развитых странах, по мере экономического роста и повышения уровня жизни (улучшения жилищных условий, качества питания и здравоохранения) трансформируется и перечень оснований, с которыми связан риск утраты источника средств к существованию и которые признаются обществом социально уважительными. Такие основания называются социальными рисками.Наряду с основаниями естественного порядка (старостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью, вдовством, материнством, детством) в этот перечень начинают включаться и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений и с которыми связаны издержки в организации социальных условий жизни человека (безработица, расслоение населения по уровню доходов, неспособность человека адаптироваться к этим отношениям и др.).
До сих пор отечественная наука не выработала общепринятого определения понятия социального обеспечения, хотя предлагается множество различных формулировок. Поскольку социальное обеспечение имеет несколько составляющих – экономическую, политическую и правовую, то его понятие может быть раскрыто с указанием соответствующих характеристик.
М. О. Буянова выделяет политические и экономические аспекты. Под социальным обеспечением она понимает "форму выражения государственной социальной политики, направленную на материальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе их развития социально значимыми, с целью выравнивания положения этих граждан по сравнению с другими членами общества. "
С экономической точки зрения наиболее удачным является определение, предложенное Л. И. Прониной. По ее мнению, социальное обеспечение - это совокупность экономических отношений, связанных с созданием, распределением и потреблением части необходимого и избыточного продукта, социализированного на разных уровнях государственного управления и в рамках различных форм собственности, с целью удовлетворения потребностей инвалидов-членов общества и обеспечения, в определенной степени, расширенного воспроизводства населения
Большое теоретическое значение имеет разработка концепции социального обеспечения, разработанной Р. И. Ивановой, как категории, обладающей общечеловеческой ценностью. Она считает, что социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно важных личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) пожилых, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства труда за счет специальных фондов, созданных в обществе, в случаях и на условиях, установленных социальными, в том числе правовыми, нормами.
Единая государственная информационная система социального обеспечения является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обеспечения и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обеспечения и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.
Правовые основы социального обеспечения в современном праве РФ
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.)
2.3. Правовое понимание социального обеспечения
В течение своей жизни человек достаточно часто сталкивается с такими обстоятельствами, которые могут причинить вред его здоровью и трудоспособности и, как следствие, к утрате заработной платы, а также доходов от предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Во многих случаях человек сам не может преодолеть указанные обстоятельства, т.к. они практически не зависят от его воли.
Поскольку качество и содержание жизни каждого человека в отдельности оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества, постольку государство в определенной степени принимает на себя ответственность за наступление неблагоприятных обстоятельств для жизни и деятельности индивида, гарантируя ему те или иные меры социального обеспечения
Право человека на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, которая гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение...". В данной статье также закрепляются основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, необходимость воспитания детей, иные случаи, установленные законом. Перечень, определенный Конституцией, не является исчерпывающим, т.к. законом могут устанавливаться и иные случаи, при которых приобретается право на социальное обеспечение.
Понятие социального обеспечения и его содержание формировались постепенно по мере развития системы социального обеспечения в СССР, а затем в Российской Федерации. Разработка указанного понятия продолжается до настоящего времени. Однако дать полное определение понятию "социальное обеспечение" будет сложно, если его не рассмотреть в соотношении со смежными понятиями, такими как "социальная политика", "социальная защита" и "социальная защищенность". Исследование этих понятий имеет не только научное, но и практическое значение.
Социальная политика выступает как целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, цель которого - улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание
, политические отношения и политическую организацию. Главная цель социальной политики Российской Федерации - предупреждение обнищания народа, роста безработицы сверх приемлемого уровня и создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения
Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социальной защиты.
Социальная защита как понятие отражает содержание двух терминов - "социальное" и "защита". По Словарю русского языка С.И. Ожегова "социальное" - значит "общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе"
Не вдаваясь в дискуссию об определении объема понятия "социальное", сразу оговорим тот факт, что оно может употребляться и в широком смысле, как синоним общественных отношений, и в узком - как разновидность общественного (например, социально-культурные изменения, демографические процессы, медицинское обеспечение и т.д.).
Поэтому употребление термина "социальное" в сочетании со словом "защита" означает:
-
во-первых, социальную защиту в широком, непосредственно-социальном смысле, как систему общественных отношений по созданию условий для нормальной жизнедеятельности человека, для осуществления его права на материальное и духовное благосостояние -
и, во-вторых, социальную защиту в узком, технико-юридическом смысле, как социально-юридическую защиту прав человека.
Практически все социальные отношения заключают в себе элемент правоотношения и поэтому одновременно являются правовыми. Вовлеченная в сферу правового регулирования социальная деятельность получает некоторые иные юридические качества, позволяющие рассматривать ее в виде самостоятельного типа деятельности, а именно социально-правовой защиты.
Развернутое и убедительное определение социальной защите дает В.Ш. Шайхатдинов <6>. Он считает, что социальная защита - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства