Файл: Отчет о работе педагогапсихолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога

МОУ Останкинская СОШ

за 2021/2022 учебный год


Деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом цели и задач, определённых планом воспитательной работы школы.

Цели работы: Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие.

Задачи:

1.Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.

2.Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.

3.Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска» и детей ОВЗ.

4.Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

5.Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.

6.Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения.

7. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Приоритетные направления в работе на 2021-2022 учебный год:

  1. Мониторинг сформированности УУД в начальной школе.

  2. Психологическая поддержка учащихся 1 и 5 классов в период адаптации.

  3. Психологическое сопровождение учащихся 1-9 классов в работе ФГОС ООО.

  4. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

  5. Психологическое сопровождение детей «группы риска».

  6. Психологическое сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП.

  7. Предпрофильная и профильная подготовка учащихся, профориентация.

  8. Развитие психологической компетентности субъектов образовательных отношений.

  9. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ, ОГЭ.

  10. Поддержка исследовательской деятельности учащихся.




  1. Анализ выполненной работы

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Консультативное направление

За прошедший период было проведено 170 консультаций (индивидуальных и групповых): 149 для учащихся, а также 23 – для педагогов школы и родителей учащихся. Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлым годом, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии и о росте доверия к психологической службе.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме;

в) кроме того, родителям и учителям давались рекомендации по взаимодействию с ребенком и способам преодоления трудностей.

В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста и родители учащихся, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.

Основная тематика консультаций:

  • трудности в общении со сверстниками;

  • эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

  • проблемы в детско-родительских отношениях;

  • трудности в профессиональном самоопределении;

  • трудности обучения;

  • трудности в отношениях между учащимися, родителями и педагогами;

  • консультации по результатам диагностики.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер.

Диагностическое направление

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.



Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Диагностическая работа проводилась согласно плана работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей на протяжении всего учебного года.

В равной мере использовались групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.

Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:

1-й класс. 

На начало учебного года было проведено обследование учащихся 1-х классов на готовность к школьному обучению.

Всего было обследовано 86 человек – 29 ученика – 1-а класс, 31 – 1-б класс, 26 учеников – 1-в класс.

Работа проводилась по методике Н. Семаго и М. Семаго.

Детям было дано пять заданий, которые позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определённого уровня работоспособности, а также умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

Были получены следующие результаты:

1-а класс.

Из 29-и обследованных первоклассников:

1-й уровень - готовы к регулярному обучению в школе – 22 человека 76%

2-й уровень - условно готовы к регулярному обучению в школе- 5 человек – 17%

3-й уровень - условно не готовы к регулярному обучению в школе – 2 человека– 7%

4-й уровень - не готовы к регулярному обучению в школе- 0

1-б класс.

Из 31 обследованных первоклассников:

1-й уровень - готовы к регулярному обучению в школе – 19 человек 61%

2-й уровень - условно готовы к регулярному обучению в школе- 7 человек – 23%

3-й уровень - условно не готовы к регулярному обучению в школе – 3 человек– 10%

4-й уровень - не готовы к регулярному обучению в школе- 2 человека – 6%

1-в класс.

Из 26-и обследованных первоклассников:


1-й уровень - готовы к регулярному обучению в школе – 14 человека 54%

2-й уровень - условно готовы к регулярному обучению в школе- 6 человек – 23%

3-й уровень - условно не готовы к регулярному обучению в школе – 5 человек– 19%

4-й уровень - не готовы к регулярному обучению в школе- 1 человек – 4%

Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, изучение адаптационных возможностей учащихся, посещение уроков.

По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, дети с угрозой риска школьной дезадаптации не выявлены. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Проведено углубленное обследование детей с угрозой риска школьной дезадаптации, на основании которого составлены рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведенные исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем.

5-й класс. 

Нужно отметить диагностическую работу в 5-х классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость.

В соответствии с планом работы, в сентябре в 5-х классах была проведена фронтальная диагностика по «Методике ДОН». Тест предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемый тест-опросник был разработан коллективом авторов в 1992 году.

Сущность предлагаемого теста-опросника охватывает шесть основных шкал проявления невротических расстройств, с которыми сталкиваются школьные психологи, врачи-педиатры и специалисты смежных специальностей.

Результаты диагностики:

5-а класс-

ШКАЛЫ




Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Депрессия

100%

0%

0%

Астения

95%

5%

0%

Нарушения

86%

9%

5%

Вег. расстройства

90%

5%

5%

Нарушения сна

59%

18%

23%

Тревога

91%

9%

0%

Ложь

77%

23%

0%


5-б класс-

ШКАЛЫ




Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Депрессия

72%

28%

0%

Астения

66%

27%

7%

Нарушения

83%

17%

0%

Вег. расстройства

59%

20%

21%

Нарушения сна

38%

41%

21%

Тревога

76%

11%

3%

Ложь

83%

17%

0%

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень проявления невротических расстройств у детей: депрессии; астении; нарушений поведения; вегетативных расстройств; нарушений сна; тревоги в основном на низком и среднем уровне.

Так по результатам диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям. Большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "Появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Очень нравится учиться, много хороших учителей".

Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классе достаточно серьезной: "Трудные уроки, учиться стало сложнее", Стало труднее".

Классные руководители 5-х классов старались создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний.

Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-11 классах, а также для выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование – изучение адаптационных возможностей учащихся 10-х классов, выявление уровня школьной тревожности.

В октябре- ноябре проводилось прослеживание хода адаптации учащихся 10 класса и 11 классов(вновь прибывших в школу).