Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
МОУ Останкинская СОШ
за 2021/2022 учебный год
Деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом цели и задач, определённых планом воспитательной работы школы.
Цели работы: Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие.
Задачи:
1.Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
2.Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
3.Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска» и детей ОВЗ.
4.Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
5.Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.
6.Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения.
7. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Приоритетные направления в работе на 2021-2022 учебный год:
-
Мониторинг сформированности УУД в начальной школе. -
Психологическая поддержка учащихся 1 и 5 классов в период адаптации. -
Психологическое сопровождение учащихся 1-9 классов в работе ФГОС ООО. -
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ. -
Психологическое сопровождение детей «группы риска». -
Психологическое сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП. -
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся, профориентация. -
Развитие психологической компетентности субъектов образовательных отношений. -
Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ, ОГЭ. -
Поддержка исследовательской деятельности учащихся.
-
Анализ выполненной работы
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Консультативное направление
За прошедший период было проведено 170 консультаций (индивидуальных и групповых): 149 для учащихся, а также 23 – для педагогов школы и родителей учащихся. Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлым годом, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии и о росте доверия к психологической службе.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме;
в) кроме того, родителям и учителям давались рекомендации по взаимодействию с ребенком и способам преодоления трудностей.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста и родители учащихся, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
Основная тематика консультаций:
-
трудности в общении со сверстниками; -
эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.); -
проблемы в детско-родительских отношениях; -
трудности в профессиональном самоопределении; -
трудности обучения; -
трудности в отношениях между учащимися, родителями и педагогами; -
консультации по результатам диагностики.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер.
Диагностическое направление
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Диагностическая работа проводилась согласно плана работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей на протяжении всего учебного года.
В равной мере использовались групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:
1-й класс.
На начало учебного года было проведено обследование учащихся 1-х классов на готовность к школьному обучению.
Всего было обследовано 86 человек – 29 ученика – 1-а класс, 31 – 1-б класс, 26 учеников – 1-в класс.
Работа проводилась по методике Н. Семаго и М. Семаго.
Детям было дано пять заданий, которые позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определённого уровня работоспособности, а также умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Были получены следующие результаты:
1-а класс.
Из 29-и обследованных первоклассников:
1-й уровень - готовы к регулярному обучению в школе – 22 человека 76%
2-й уровень - условно готовы к регулярному обучению в школе- 5 человек – 17%
3-й уровень - условно не готовы к регулярному обучению в школе – 2 человека– 7%
4-й уровень - не готовы к регулярному обучению в школе- 0
1-б класс.
Из 31 обследованных первоклассников:
1-й уровень - готовы к регулярному обучению в школе – 19 человек 61%
2-й уровень - условно готовы к регулярному обучению в школе- 7 человек – 23%
3-й уровень - условно не готовы к регулярному обучению в школе – 3 человек– 10%
4-й уровень - не готовы к регулярному обучению в школе- 2 человека – 6%
1-в класс.
Из 26-и обследованных первоклассников:
1-й уровень - готовы к регулярному обучению в школе – 14 человека 54%
2-й уровень - условно готовы к регулярному обучению в школе- 6 человек – 23%
3-й уровень - условно не готовы к регулярному обучению в школе – 5 человек– 19%
4-й уровень - не готовы к регулярному обучению в школе- 1 человек – 4%
Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, изучение адаптационных возможностей учащихся, посещение уроков.
По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, дети с угрозой риска школьной дезадаптации не выявлены. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Проведено углубленное обследование детей с угрозой риска школьной дезадаптации, на основании которого составлены рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведенные исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем.
5-й класс.
Нужно отметить диагностическую работу в 5-х классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость.
В соответствии с планом работы, в сентябре в 5-х классах была проведена фронтальная диагностика по «Методике ДОН». Тест предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемый тест-опросник был разработан коллективом авторов в 1992 году.
Сущность предлагаемого теста-опросника охватывает шесть основных шкал проявления невротических расстройств, с которыми сталкиваются школьные психологи, врачи-педиатры и специалисты смежных специальностей.
Результаты диагностики:
5-а класс-
ШКАЛЫ | | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Депрессия | 100% | 0% | 0% | |
Астения | 95% | 5% | 0% | |
Нарушения | 86% | 9% | 5% | |
Вег. расстройства | 90% | 5% | 5% | |
Нарушения сна | 59% | 18% | 23% | |
Тревога | 91% | 9% | 0% | |
Ложь | 77% | 23% | 0% |
5-б класс-
ШКАЛЫ | | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Депрессия | 72% | 28% | 0% | |
Астения | 66% | 27% | 7% | |
Нарушения | 83% | 17% | 0% | |
Вег. расстройства | 59% | 20% | 21% | |
Нарушения сна | 38% | 41% | 21% | |
Тревога | 76% | 11% | 3% | |
Ложь | 83% | 17% | 0% |
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень проявления невротических расстройств у детей: депрессии; астении; нарушений поведения; вегетативных расстройств; нарушений сна; тревоги в основном на низком и среднем уровне.
Так по результатам диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям. Большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "Появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Очень нравится учиться, много хороших учителей".
Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классе достаточно серьезной: "Трудные уроки, учиться стало сложнее", Стало труднее".
Классные руководители 5-х классов старались создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний.
Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-11 классах, а также для выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование – изучение адаптационных возможностей учащихся 10-х классов, выявление уровня школьной тревожности.
В октябре- ноябре проводилось прослеживание хода адаптации учащихся 10 класса и 11 классов(вновь прибывших в школу).