Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты обследования по «Тесту школьной тревожности Филипса»в среднем получились:
1. Общая тревожность в школе – 27%
2. Переживание социального стресса – 16%.
3.Фрустрация потребности в достижении успеха – 34%
4. Страх самовыражения – 41%
5. Страх ситуации проверки знаний – 39%
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – 28%
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 11%
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – 13%
Средние показатели не превышают норму, не было выявлено учащихся с высокой школьной тревожностью, что говорит о благоприятном психологическом климате в классе.
Результаты анкетирования по «Опроснику САН» показали, что самочувствие, активность и настроение в среднем по классу находится на нормальном уровне, что говорит о благоприятном состоянии испытуемых. Но у 2-х учеников в классе самочувствие и активность находятся на низком уровне при показателях настроения выше нормы. Эти результаты позволяют нам предположить, что эти учащиеся испытывают некоторый дискомфорт, который может отразиться как на успеваемости учащихся, так и на их психологическом состоянии.
Результаты по «Шкале реактивной и личностной тревожности Спибергера – Ханина» :
Личностная тревожность умеренная у 100% опрошенных.
Ситуативная тревожность высокая у 2- учащихся.
Ноябрь 2021г.- 10 класс. Диагностика профессионального самоопределения. Приняли участие25 обучающихся. С помощью диагностики определилась выраженность интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности:
«человек-человек» | «человек - природа» | «человек-техника» | «человек- знаковая система» | «человек –художественный образ» |
44% | 11% | 37% | 52% | 28% |
Часто на одного обучающегося приходилось несколько выборов. С результатами диагностики ознакомлены обучающиеся, родители, классные руководители.
Наблюдения за учащимися во время уроков показали также, что в классах есть достаточное количество учащихся, имеющих хорошую мотивацию к обучению на уровне среднего образования. В 10-ом классе отношения с классом учителя выстраивали на основе взаимопонимания и уважения, конфликтные ситуации разрешали умело и профессионально, поддерживали доброжелательные и доверительные отношения, что является важным аспектом в процессе адаптации. Классный руководитель эмоционально принимаем и не вызывает у учащихся негативного отношения. В основном все учащиеся подготовлены к изучению учебного материала на новом уровне обучения. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.
В течение учебного года проводилась индивидуальная диагностика с 2, 3, 6, 7, 8, 9 классами по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей (тревожность, темперамент, характер, самооценка, САН и т. д., диагностика взаимоотношений в коллективе), развитие познавательных процессов по запросу, при личном обращении обучающихся и родителей, выявление склонностей. Особенно часто в индивидуальной диагностической работе использовались проективные методики – «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек», цветовой тест Люшера. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Также с обучающимися 13-16 лет было проведено СПТ (социально-психологическое тестирование), которое проходило в два этапа.
Также в течение года был проведён мониторинг УУД (1-9 классы) и мониторинг уровня воспитанности (1-11 классы).
Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная).
Работа проводилась в соответствии планом работы.
-
Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе 1-ые классы в ноябре – декабре 2020 г.
Цель: Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников.
-
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением, 1- 6 классы, в течение учебного года.
Цель: Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска».
-
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия, в ноябре- декабре 2020 г.
Цель: Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия.
-
Групповые занятия с обучающимися 11-х классов по подготовке к ЕГЭ «Путь к успеху», в течение года.
Цель: Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе.
-
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы с учениками начальной школы.
Цель: Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений.
-
Занятия по программе «МОЙ выбор» с учениками 9-х классов в течение года.
Цель: Развитие временной перспективы у старшеклассников.
-
Групповые занятия с обучающимися 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено, в апреле- мае.
Цель: Развитие словесно-логического мышления.
Индивидуальная, подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7 классах, в соответствии с расписанием работы.
Коррекционно-развивающая работа была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.
С детьми «группы риска» по заявкам классных руководителей и администрации проводилась следующая работа:
1) исследование личностных особенностей детей
2) диагностика эмоционального состояния, настроения и самочувствия (методика «Эмоциональные сферы» - индивидуально);
3) диагностика детско-родительских отношений в семье;
4) формирование положительной учебной мотивации;
5) изучение склонностей и интересов, учащихся в формировании активной жизненной позиции;
6) коррекционные занятия с детьми «группы риска»
7) консультирование родителей и педагогов.
Работа просветительского направления включала в себя следующие мероприятия:
1.Психологический практикум для учащихся:
-беседы
-
лекции , психологические игры и др.
-
Выступления на родительских собраниях по программе обучения родителей (законных представителей) основам детской психологии.
3. Психолого-педагогический практикум для учителей:
- «Пути успешной адаптации»
-«Гиперактивный ребенок в школе»
4. Занятия для учащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ
-
« Подросток и наркотики» -
« Страдания от кибермании» -
« Влияние на здоровье личности аддиктивного поведения» -
Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ
-Работа по сохранению и укреплению здоровья участников.
- Психологическое просвещение по запросу.
Вывод. Организация просветительской деятельности реализовывалась согласно плану и запросов, поступающих из вне. Особое внимание уделялось таким моментам, как информационная оснащённость, а так же совершенствование способов подачи информации на родительских собраниях
, семинарах и др.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
-
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. -
Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей. -
Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей. -
Оформление документации педагога-психолога.
В целом, методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. Усилить помощь классным руководителям в методическом плане.
Анализируя итоги, необходимо выделить проблемы, которые необходимо решить в следующем учебном году и пути их решения.
-
В области психопрофилактики и психологического просвещения необходимо сделать особый акцент на повышение психологической компетентности педагогического коллектива, и в особенности классных руководителей, и родителей. С этой целью разработать проведение целого цикла лекций, круглых столов, психолого-педагогических мастерских, родительских собраний по темам, связанным с возрастными особенностями учащихся, а также с особенностями одаренных детей. -
В начальной школе необходимо уделить особое внимание проблеме формирования универсальных учебных действий. -
Осуществлять совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития. -
Общей для всех возрастных ступеней в лицее является тема адаптации к сложным и быстроменяющимся условиям социальной среды, и напрямую связанные с этой темой вопросы учебной мотивации, тревожности и агрессивности у детей. -
По мере возможности, совместно с администрацией школы в целях профилактики дезадаптации определять заранее педагогов и будущего классного руководителя 5 класса. -
Преподавателям, классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного интереса учащихся и приемах и способах тренировки умственных способностей. А при планировании воспитательной работы учитывать и развитие познавательных способностей (беседы об окружающем, интеллектуальные конкурсы, проекты).
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сделать вывод о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям, поставленные задачи были реализованы. В течение учебного года были проведены все запланированные диагностические процедуры, профилактические и просветительские мероприятия, групповые и индивидуальные консультации. Диагностические результаты были доведены до сведения классных руководителей, воспитателей и родителей в виде рекомендаций.
Задачи на 2022/2023 учебный год:
1.Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе.
2.Держать под контролем переходные моменты жизни ребенка с целью помощи в адаптации к новым условиям обучения.
3.Изучать индивидуальные особенности детей с целью определения подходов в обучении.
4.Создавать условия для преодоления школьных трудностей.
5.Содействовать вариативности выбора образовательного маршрута каждым учащимся.
6.Консультировать администрацию школы, учителей, родителей, учащихся по психологическим проблемам обучения и воспитания.
7.Проводить психологическое просвещение участников образовательного процесса с целью повышения их психологической компетентности в связи с переходом на новые стандарты образования.
8.Разрабатывать развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе.
Педагог-психолог ______________/Елизарьева О.Д./