Файл: Методические указания по выполнению курсового проекта Выбор типа кабельных линий связи на проектируемом участке. 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

5.14. Охрана труда при строительстве и техническом обслуживании ВОЛС Работа по охране труда на железнодорожном транспорте должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, максимальное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, улучшение техники безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, строгое соблюдение законодательства о труде.Каждая дистанция сигнализации и связи имеет кабинет охраны труда, который должен быть оснащен:- нормативно-технической документацией по охране труда (стандартами, нормами, правилами, инструкциями), директивными, методическими и информационными материалами по вопросам трудового законодательства, технике безопасности, производственной санитарии, технической эстетике, инженерной психологии (эргономике), пожарной безопасности;- наглядными учебными пособиями (плакатами, фотовыставками, альбомами, схемами, макетами, моделями, диафильмами, кинофильмами, натурными образцами защитных средств и др.) по технике безопасности и производственной санитарии;- учебными пособиями (справочниками, учебными книгами, памятками) и периодическими изданиями по охране труда.К работам по строительству и монтажу кабельных линий связи допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, инструктаж и обучение на рабочем месте, проверку знаний правил по охране труда и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей группы. 5.14.1 Обязанности работников, занятых в строительстве и монтаже кабельных линий связи:- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;- пройти обучение безопасным методам труда в объеме технологии ведения работ;- знать и соблюдать правила по охране труда в объеме выполняемых обязанностей, ежегодно подтверждать Ш группу по электробезопасности;- знать порядок проверки и пользования ручным механическим и электроинструментом, приспособлениями по обеспечению безопасного производства работ (стремянки, лестницы и другое), средствами защиты (диэлектрические перчатки и ковры, инструмент с изолирующими рукоятками» индикаторы напряжения, защитные очки);- выполнять только ту работу, которая определена указанием на производство работ, инструкциями по монтажу и наладке оборудования, и при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны;- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;- соблюдать инструкцию о мерах пожарной безопасности;- о каждом несчастном случае на производстве немедленно извещать непосредственного руководителя.5.14.2 Вредные и опасные производственные факторы при строительстве и монтаже кабельных линий связи:- неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура воздуха, повышенная влажность и т.п.);- возможность появления или образования в зоне работы ядовитых, взрыво- и пожароопасных сред;- работа вблизи железнодорожных путей;- работа в охранной зоне нефтепроводов и газопроводов;- работа на территории действующих предприятий;- недостаточная освещённость рабочего места;Работы на кабельных линиях запрещаются:- во время грозы;- при температуре наружного воздуха ниже нормы, установленной местными органами власти.Исключение допускается при ликвидации аварий. В этом случае руководитель работ обязан организовать в непосредственной близости от места работы средства для обогрева.Для оказания пострадавшему доврачебной помощи, бригада должна быть оснащена медицинской аптечкой, а каждый работник должен иметь индивидуальный антисептический пакет.5.14.3 Требования безопасности перед началом работыПеред началом работ руководитель работ должен:- провести инструктаж по мерам безопасности с техническим персоналом;- установить связь со смежными участками сети связи;- обеспечить присутствие персонала на питающем пункте, если по кабелю подаётся дистанционное питание.После получения инструктажа технический персонал обязан:- надеть установленную по действующим нормам специальную одежду и технологическую обувь, застегнуть спецодежду на все пуговицы, надеть головные уборы;- привести в порядок средства коллективной и индивидуальной защиты;- приготовить к работе необходимые инструменты и убедиться в их исправности;- установить необходимые ограждения и предупредительные знаки;- обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных при осмотре на рабочем месте, - доложить старшему бригады для принятия мер к их полному устранению;5.14.4 Требования безопасности во время выполнения работы Прокладка (подвеска) кабелей должна выполняться только по утвержденным чертежам, на которых должны быть указаны находящиеся в пределах рабочей зоны инженерные коммуникации (силовые кабели, кабели связи, газо-, водопроводы и др.). При обнаружении в пределах рабочей зоны инженерных коммуникаций, не указанных на чертежах, работы должны быть остановлены до выяснения всех обстоятельств с их владельцами.На коммутационном оборудовании, при помощи которого снято напряжение дистанционного питания (ДП), должны быть вывешены плакаты с надписью: «Не включать - работы на линии!». Одновременно со снятием напряжения ДП с кабеля снимается напряжение телеуправления и сигнализации. На платы телеуправления и сигнализации также вывешиваются плакаты: «Не включать — работы на линии!».Производить переключения на высоковольтном коммутационном оборудовании необходимо в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.Необходимо убедиться при помощи переносного вольтметра или индикатора в отсутствии напряжения на токоведущих частях оборудования и кабеля.Разрезать и вскрывать кабель и муфты можно только в присутствии руководителя работ. При этом электромонтёр должен быть в диэлектрических галошах, диэлектрических перчатках и защитных очках. После вскрытия кабеля его необходимо разрядить на землю и, убедившись в отсутствии напряжения, работать без средств защиты. Ножовка, используемая при разрезании кабеля, должна быть заземлена.Электроизмерительные работы при настройке, испытаниях и измерениях проводятся бригадами, состоящими не менее чем из двух человек, на каждом конце измерительного участка.Подключение и отключение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, должны выполняться при полном снятии напряжения.Подключение и отключение измерительных приборов, не требующих разрыва первичной электрической цепи, допускаются под напряжением при условии применения проводов с высокой электрической изоляцией и специальных наконечников с изолирующими рукоятками. Размер изолирующей рукоятки должен быть не менее 200 мм.Во время измерений металлические корпуса приборов и кожуха трансформаторов должны быть заземлены.Электрические измерения кабельных линий связи, подверженных опасному влиянию ЛЭП или электрифицированных железных дорог переменного тока, необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.Не следует без ведома руководителя работ вносить какие-либо изменения в схемы испытаний (измерений) и изменять установленный порядок работы.Испытательное напряжение подается на линию после того, как от всех бригад, работающих на линии, получены подтверждения о готовности к проведению испытания;Включение и выключение напряжения ДП производятся ответственным дежурным участка сети связи по указанию лица, ответственного за проведение испытаний. Время включения и выключения ДП фиксируется в журнале дежурного. В тот же журнал записываются фамилии руководителей работ, сообщивших о готовности к включению ДП.Все операции по измерениям, в том числе подача напряжения ДП, производятся по команде, передаваемой по служебной связи.При работе на волоконно-оптических линиях связи, для монтажа оптического кабеля используется передвижная лаборатория, оборудованная на базе автомобиля. В автомобиле расположен комплект для сварки оптического кабеля, небольшой запас растворителя (0,3-0,5 л) нефрас 50/170 в металлической емкости.После снятия внешней оболочки необходимо удалить гидрофоб, применяя нефрас. Работы следует производить при включенной приточно-вытяжной вентиляции, так как нефрас - легковоспламеняющаяся жидкость, относящаяся к вредным веществам.Работник, производящий монтаж волоконно-оптического кабеля, должен быть осторожен со сколотым волокном: не разбрасывать его, складывать в определённое место и следить, чтобы частицы этого волокна не попали через одежду на тело. Для этой цели необходимо пользоваться защитным фартуком.Монтажный стол и пол в монтажно-измерительной автомашине после каждой смены следует обрабатывать пылесосом, а затем протирать мокрой тряпкой. Тряпку следует отжимать в плотных резиновых перчатках.При работе с устройством для сварки оптических волокон необходимо соблюдать следующие требования:все подключения и отключения приборов, требующих разрыва электрических цепей или соединения с высоковольтными цепями устройства, производить при полном снятии напряжения;- корпус прибора заземляется;- во время наладочных работ следует помнить, что трансформатор, высоковольтные провода и электроды в режиме сварки находятся под высоким напряжением;- запрещается эксплуатация устройства со снятым защитным кожухом блока электродов;- не реже одного раза в неделю производить проверку исправности изоляции высоковольтных проводов. Запрещается работать на устройстве при повреждении изоляции высоковольтных проводов.- для наблюдения за сваркой работник обязан применять защитные очки.5.14.5 Требования безопасности в аварийных ситуациях Каждый работник, обнаруживший нарушения требований настоящей инструкции и правил по охране труда или заметивший неисправность оборудования, представляющую опасность для людей, обязан сообщить об этом непосредственному руководителю. В тех случаях, когда неисправность оборудования представляет угрожающую опасность для людей или самого оборудования, работник, ее обнаруживший, обязан принять меры по прекращению действия оборудования, а затем известить об этом непосредственного руководителя. Устранение неисправности производится при соблюдении требований безопасности.Если во время работы произошел несчастный случай, необходимо немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, доложить о случившемся своему непосредственному начальнику и принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, а в случае работы на высоте принять меры, предупреждающие его от падения.При возникновении пожара следует немедленно приступить к его тушению имеющимися средствами и вызвать пожарную часть.При обнаружении постороннего напряжения на рабочем месте необходимо немедленно прекратить работу и доложить старшему бригады.При прекращении электропитания во время работы с электроинструментом или перерыве в работе электроинструмент должен быть отключен от электросети.При обнаружении запаха газа надо немедленно вызвать аварийную газовую службу, не включать и не выключать токоприемников, обеспечить естественную вентиляцию помещения.5.14.6 Требования безопасности по окончании работы. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.Сообщить старшему бригады о всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.Спецодежду нужно убрать в специально отведенное место.Необходимо тщательно вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. После выполнения работ, связанных со сваркой оптических волокон, необходимо тщательно прополоскать рот.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОМБИНИРОВАННЫЕ КАБЕЛИ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И УСТРОЙСТВ СЦБКабели предназначены для организации каналов технологической связи и линейных цепей автоблокировки на сети железных дорог Российской Федерации. Они содержат оптические волокна, высокочастотные и низкочастотные четверки (пары). По низкочастотным парам могут работать устройства СЦБ при номинальном напряжении 380 В переменного тока частотой 50 Гц и 700 В постоянного тока. Особенностью конструкций комбинированного кабеля является использование водо-блокирующих материалов в виде лент и корделя для обеспечения продольной водонепроницаемости кабеля. Поэтому этот кабель не требует постановки под избыточное воздушное давление при его эксплуатации.Комбинированные кабели могут использоваться при строительстве и реконструкции устройств связи и СЦБ на малодеятельных участках дорог с воздушными линиями связи и сигнальными проводами, подвешенными на высоковольтных линиях автоблокировки.Для участков с тепловозной тягой и электротягой постоянного тока разработаны модификации кабелей с экраном из алюмополиэтиленовой ленты типа МКПВБЭпП, а для участков с электротягой переменного тока с алюминиевой оболочкой типа МКПВБАШп. В маркировке комбинированных кабелей буквами Эп обозначен экран из алюмополиэтиленовой ленты, а буквами ВБ – обозначен водо-блокирующий материал.Конструкция кабелей марки МКПВБЭпП - 2х4х1,05+9х2хО,7/ОКЗ 2х4-0,36/0,22 показана на рисунке П 1. 1-контрольная жила; 2-лента из водо-блокирующего материала; 3-поясная изоляция; 4-экран из алюмополиэтиленовой ленты (или алюминиевая оболочка); 5-оболочка из полиэтилена; 6-алюмополиэтиленовая лента (алюминиевая оболочка); 7-контактная проволока; 8-модули-заполнители из полиэтилена; 9-.центральный силовой элемент из стеклопластика; 10-оптические модули; 11-трубка из полиэтилена; 12, 13, 16-кордели из водо-блокирующего материала; 14-изолированные жилы высокочастотных четверок; 15-высокочастотная четверка; 17-звездная четверка вспомогательных жил; 18-изолированная жила вспомогательных пар (четверок); 19-вспомогательная пара, скрученная из двух изолированных жил. Рисунок П.1- Конструкция комбинированного кабеля МКПВБЭпПОптический элемент сердечника кабеля представляет собой пучок, скрученных вокруг силового элемента, оптических модулей и корделей-заполнителей. Оптический элемент размещается в трубке из полиэтилена. Межмодульное пространство заполнено гидрофобным заполнителем, который не вытекает из сердечника оптического элемента до температуры 50°С.Стандартная комплектация кабеля содержит два оптических модуля: один - красного цвета, другой - зеленого. Оптический модуль представляет собой трубку из полибутилентерефталата, внутри которого расположены четыре оптических волокна, имеющих оранжевый, белый, синий и зеленый цвет. Сочетание цветов оптических волокон одинаковое во всех модулях. Номинальный наружный диаметр оптического модуля 2,0 мм.Оптические волокна удовлетворяют требованиям рекомендации G.652 Международного союза электросвязи (МСЭ). Оптические волокна имеют следующие параметры: коэффициент затухания - не более 0,36 дБ/км на длине волны 1310 им и не более 0,22 дБ/км на длине волны 1550 нм; хроматическая дисперсия не более 3,5 пс/нм в диапазоне волн 1285-1330 нм и не более 18 пс/нм в диапазоне длин волн 1525-1375 нм. В оптическом элементе, по требованию заказчика, может быть увеличено число оптических волокон с 8 до 20, за счет использования 3-х дополнительных оптических модулей, вместо корделей-заполнителей. Высокочастотные четверки скручены из четырех изолированных жил с пленкопористой изоляцией разного цвета вокруг корделя-заполнителя из водо-блокирующего материала (ВБМ). Сердечник кабеля может содержать 1, 2 или 3 высокочастотные четверки. В четверке две жилы, расположенные по диагонали, образуют рабочую пару. Изоляция жил первой пары каждой четверки - красного и белого цветов, второй - синего и зеленого. Номинальный диаметр неизолированных токопроводящих жил - 1,05 мм, изолированных - 3,7 мм.Низкочастотные четверки скручены из четырех изолированных жил, имеющих сплошную полиэтиленовую изоляцию.В таблице П 1 приведены варианты комплектации сердечника комбинированного кабеля.Таблица П.1 - Варианты комплектации сердечника комбинированного кабеля




Защитные оболочки и покровы электрических кабелей для применения на участках железных дорог, электрифицированных по системе переменного тока. Для электрических кабельных магистралей, прокладываемых вдоль железных дорог, электрифицированных по системе переменного тока, выпускаются кабели с алюминиевой оболочкой, обладающей повышенным коэффициентом защитного действия по сравнению с другими металлическими оболочками. Для увеличения экранирующих свойств кабеля могут также применяться броневые покровы из материалов с высокой магнитной проницаемостью.

В пояснительной записке по данному разделу необходимо привести обоснование выбора марки электрических и оптических кабелей связи с краткой характеристикой основных конструктивных элементов. Обосновать емкость оптических и электрических кабелей. Для кабелей каждого участка (А-К и Д-Н) в табличной форме привести распределение волокон и четверок (пар) кабелей, по форме аналогичной таблице 6 и 7.

5.3. Организация связи и цепей автоматики на кабельной магистрали


Магистральная, дорожная и отделенческая связь. При разработке схемы организации связи необходимо учитывать, что каналы магистральной и дорожной связи, организуемые по оптическим волокнам с применением аппаратуры STM-1 (STM-4), вводятся лишь в оконечные пункты проектируемой кабельной магистрали. В случае необходимости ответвления от магистрального оптического кабеля в служебные здания осуществляются шестью оптическими волокнами. Поэтому оптический кабель ответвления в пассажирские здания (посты ЭЦ) на всех промежуточных станциях для аппаратуры ТЛС-31 должен иметь не менее 12 волокон, так как ввод осуществляется шлейфом.

Схема организации дорожной и магистральной связи на участке А-К с применением аппаратуры STM-1 приведена на рисунке 3, а схема организации отделенческой связи с применением аппаратуры ТЛС-31 - на рисунке 4. Особенностью организации связи с применением аппаратуры ТЛС-31 является возможность выделения на каждой промежуточной станции необходимого числа цифровых каналов Е1 для организации всех видов отделенческой связи.



Напомним, что канал Е1 содержит 30 каналов тональной частоты или 30 основных цифровых каналов со скоростью передачи 64 кбит/с. Мультиплексированием называется объединение нескольких сравнительно низкоскоростных (низкочастотных) каналов внутри одного высокоскоростного (высокочастотного) канала (передающий конец), а обратная процедура называется демультиплексированием (приемный конец).

В связи с тем, что в объединенном высокоскоростном канале передается дополнительная служебная информация, то скорость передачи в объединенном канале, например, для аппаратуры ТЛС-31 (34 Мбит/с) больше, чем произведение числа объединяемых каналов на скорость передачи в каждом из них (16 х 2 Мбит/с = 32 Мбит/с).

Оперативно-технологическая связь (ОТС). Цепи ОТС организуются по симметричному кабелю и предназначены для оперативного управления движением поездов и управления работой различных подразделений на участке железной дороги, поэтому они вводятся в соответствующие служебные объекты, расположенные вдоль кабельной магистрали на перегонах и станциях.

Виды отделенческой телефонной связи, которые используются на железнодорожном участке, зависят от конкретных особенностей участка и определяются требованиями ПТЭ. В условиях курсового проектирования каждый из этих видов связи организуется по отдельной двухпроводной цепи в тональном спектре частот. Цепи ОТС, как правило,

являются групповыми, т.е. между проводами могут быть подключены параллельно несколько десятков телефонов.

Разрабатывая схему организации ОТС, следует иметь в виду, что по электрическому кабелю могут организовываться не только диспетчерские цепи связи: ПДС, ЭДС, СДС, но и ОПС (цепь связи между дежурным охраняемого переезда и дежурным по станции), отдельные цепи ТУ и ТС (телеуправление тяговыми подстанциями и телесигнализация). Число цепей, вводимых в промежуточные пункты, зависит от их назначения. Например, в пассажирское здание промежуточной станции или пост ЭЦ, где размещаются обычно все служебные станционные помещения, заводятся все виды отделенческой связи. В релейные шкафы проходных сигнальных точек автоблокировки кроме линейных цепей автоблокировки заводится перегонная связь (ПГС), служебная диспетчерская связь (СДС), аварийно – восстановительная связь (АВС), что позволяет при необходимости организовать с перегона три телефонных линии со станциями, ограничивающими перегон. Типовые решения по вводу цепей в некоторые промежуточные пункты приведены на рисунке 5.

Цепи оперативно технологической связи в промежуточные пункты могут вводиться либо «шлейфом» (с разрезом линейных проводов), либо параллельно (параллельным подключением к линии установок связи). Ввод цепей «шлейфом» имеет эксплуатационные преимущества, поскольку позволяет устраивать замену поврежденных участков одних видов связи исправными цепями других; отключать поврежденные установки связи с сохранением нормальной работы остальных установок; организовывать необходимые виды связи с местами восстановительных работ и т.д.

Ответвления цепей СЦБ осуществляются всегда «шлейфом».



Все цепи связи вводятся в пассажирские здания или посты ЭЦ «шлейфом» или имеют оконечный ввод. Ответвления от магистрального кабеля в другие объекты, расположенные на железнодорожной станции, как правило, не делаются, а необходимые цепи связи и автоматики вводятся в них кабелем вторичной коммутации, проложенным от пассажирского здания или поста ЭЦ.


В пояснение к данному разделу проекта необходимо составить схему организации магистральной, дорожной и отделенческой связи, исходя из требуемого числа цифровых каналов. При этом необходимо иметь в виду, что в курсовом проекте каналы отделенческой связи организуются отдельно от каналов магистральной и дорожной связи, т.е. с применением разных волокон и специализированной каналообразующей аппаратуры. На схемах организации связи необходимо указать номера оптических волокон, по которым работает аппаратура магистральной, дорожной и отделенческой связи. Пояснить вариант организации оперативно-технологической связи принятый в проекте. Указать особенности ввода цепей связи и СЦБ в различные служебные объекты железнодорожного транспорта на проектируемом участке.

5.4 Выбор трассы кабельной линии и устройство ее переходов через преграды


От правильного выбора трассы зависит стоимость сооружения кабельной линии, её долговечность, а также надежность и бесперебойность работы. Поэтому трасса кабельной магистрали выбирается по наиболее короткому пути с учетом выполнения минимального объема земляных работ с той стороны железнодорожного полотна, на которой имеется преобладающее число перегонных и станционных объектов связи. При этом должны выполняться требования по габаритам приближения строений и сооружений, необходимые для нормальной эксплуатации ВОЛС. Трасса выбирается с таким расчетом, чтобы число переходов кабеля через железную дорогу было минимальным, а необходимые переходы устраивались в местах с наименьшим количеством путей.

Выбор места и способа прокладки кабелей (трубопроводов)должен обеспечивать: максимально возможную надежность и ремонтопригодность кабельной линии; наиболее полную механизацию всего комплекса строительно-монтажных работ; наименьшие трудозатраты как при строительстве, так и при эксплуатации кабельной магистрали.

На перегонах и в пределах небольших станций трасса кабельной магистрали прокладывается, как правило, в пределах полосы отвода железной дороги, ширина которой на перегонах составляет около 50 м в обе стороны от головки ближнего рельса железнодорожного пути. Лишь на отдельных участках при соответствующем обосновании, в особенности на подходах к крупным станциям, трасса кабеля может .быть выбрана за пределами полосы отвода.

Во всех случаях, на участках с электротягой переменного тока, минимальное удаление электрического кабеля от контактной сети определяется на основании расчетов опасных влияний тягового тока на кабельные цепи связи (см.п. 5.8 настоящих указаний). При этом минимальное расстояние трассы кабеля до опор контактной сети допускается не менее 3 м, кроме случаев прокладки кабелей или полиэтиленовых трубопроводов рельсовым кабелеукладчиком в тело земляного полотна железной дороги.

Если на участке имеется высоковольтная линия автоблокировки, то предпочтение обычно отдается варианту прокладки трассы кабельной линии на противоположной стороне железной дороги.