Файл: Методические указания по выполнению курсового проекта Выбор типа кабельных линий связи на проектируемом участке. 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

5.14. Охрана труда при строительстве и техническом обслуживании ВОЛС Работа по охране труда на железнодорожном транспорте должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, максимальное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, улучшение техники безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, строгое соблюдение законодательства о труде.Каждая дистанция сигнализации и связи имеет кабинет охраны труда, который должен быть оснащен:- нормативно-технической документацией по охране труда (стандартами, нормами, правилами, инструкциями), директивными, методическими и информационными материалами по вопросам трудового законодательства, технике безопасности, производственной санитарии, технической эстетике, инженерной психологии (эргономике), пожарной безопасности;- наглядными учебными пособиями (плакатами, фотовыставками, альбомами, схемами, макетами, моделями, диафильмами, кинофильмами, натурными образцами защитных средств и др.) по технике безопасности и производственной санитарии;- учебными пособиями (справочниками, учебными книгами, памятками) и периодическими изданиями по охране труда.К работам по строительству и монтажу кабельных линий связи допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, инструктаж и обучение на рабочем месте, проверку знаний правил по охране труда и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей группы. 5.14.1 Обязанности работников, занятых в строительстве и монтаже кабельных линий связи:- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;- пройти обучение безопасным методам труда в объеме технологии ведения работ;- знать и соблюдать правила по охране труда в объеме выполняемых обязанностей, ежегодно подтверждать Ш группу по электробезопасности;- знать порядок проверки и пользования ручным механическим и электроинструментом, приспособлениями по обеспечению безопасного производства работ (стремянки, лестницы и другое), средствами защиты (диэлектрические перчатки и ковры, инструмент с изолирующими рукоятками» индикаторы напряжения, защитные очки);- выполнять только ту работу, которая определена указанием на производство работ, инструкциями по монтажу и наладке оборудования, и при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны;- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;- соблюдать инструкцию о мерах пожарной безопасности;- о каждом несчастном случае на производстве немедленно извещать непосредственного руководителя.5.14.2 Вредные и опасные производственные факторы при строительстве и монтаже кабельных линий связи:- неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура воздуха, повышенная влажность и т.п.);- возможность появления или образования в зоне работы ядовитых, взрыво- и пожароопасных сред;- работа вблизи железнодорожных путей;- работа в охранной зоне нефтепроводов и газопроводов;- работа на территории действующих предприятий;- недостаточная освещённость рабочего места;Работы на кабельных линиях запрещаются:- во время грозы;- при температуре наружного воздуха ниже нормы, установленной местными органами власти.Исключение допускается при ликвидации аварий. В этом случае руководитель работ обязан организовать в непосредственной близости от места работы средства для обогрева.Для оказания пострадавшему доврачебной помощи, бригада должна быть оснащена медицинской аптечкой, а каждый работник должен иметь индивидуальный антисептический пакет.5.14.3 Требования безопасности перед началом работыПеред началом работ руководитель работ должен:- провести инструктаж по мерам безопасности с техническим персоналом;- установить связь со смежными участками сети связи;- обеспечить присутствие персонала на питающем пункте, если по кабелю подаётся дистанционное питание.После получения инструктажа технический персонал обязан:- надеть установленную по действующим нормам специальную одежду и технологическую обувь, застегнуть спецодежду на все пуговицы, надеть головные уборы;- привести в порядок средства коллективной и индивидуальной защиты;- приготовить к работе необходимые инструменты и убедиться в их исправности;- установить необходимые ограждения и предупредительные знаки;- обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных при осмотре на рабочем месте, - доложить старшему бригады для принятия мер к их полному устранению;5.14.4 Требования безопасности во время выполнения работы Прокладка (подвеска) кабелей должна выполняться только по утвержденным чертежам, на которых должны быть указаны находящиеся в пределах рабочей зоны инженерные коммуникации (силовые кабели, кабели связи, газо-, водопроводы и др.). При обнаружении в пределах рабочей зоны инженерных коммуникаций, не указанных на чертежах, работы должны быть остановлены до выяснения всех обстоятельств с их владельцами.На коммутационном оборудовании, при помощи которого снято напряжение дистанционного питания (ДП), должны быть вывешены плакаты с надписью: «Не включать - работы на линии!». Одновременно со снятием напряжения ДП с кабеля снимается напряжение телеуправления и сигнализации. На платы телеуправления и сигнализации также вывешиваются плакаты: «Не включать — работы на линии!».Производить переключения на высоковольтном коммутационном оборудовании необходимо в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.Необходимо убедиться при помощи переносного вольтметра или индикатора в отсутствии напряжения на токоведущих частях оборудования и кабеля.Разрезать и вскрывать кабель и муфты можно только в присутствии руководителя работ. При этом электромонтёр должен быть в диэлектрических галошах, диэлектрических перчатках и защитных очках. После вскрытия кабеля его необходимо разрядить на землю и, убедившись в отсутствии напряжения, работать без средств защиты. Ножовка, используемая при разрезании кабеля, должна быть заземлена.Электроизмерительные работы при настройке, испытаниях и измерениях проводятся бригадами, состоящими не менее чем из двух человек, на каждом конце измерительного участка.Подключение и отключение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, должны выполняться при полном снятии напряжения.Подключение и отключение измерительных приборов, не требующих разрыва первичной электрической цепи, допускаются под напряжением при условии применения проводов с высокой электрической изоляцией и специальных наконечников с изолирующими рукоятками. Размер изолирующей рукоятки должен быть не менее 200 мм.Во время измерений металлические корпуса приборов и кожуха трансформаторов должны быть заземлены.Электрические измерения кабельных линий связи, подверженных опасному влиянию ЛЭП или электрифицированных железных дорог переменного тока, необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.Не следует без ведома руководителя работ вносить какие-либо изменения в схемы испытаний (измерений) и изменять установленный порядок работы.Испытательное напряжение подается на линию после того, как от всех бригад, работающих на линии, получены подтверждения о готовности к проведению испытания;Включение и выключение напряжения ДП производятся ответственным дежурным участка сети связи по указанию лица, ответственного за проведение испытаний. Время включения и выключения ДП фиксируется в журнале дежурного. В тот же журнал записываются фамилии руководителей работ, сообщивших о готовности к включению ДП.Все операции по измерениям, в том числе подача напряжения ДП, производятся по команде, передаваемой по служебной связи.При работе на волоконно-оптических линиях связи, для монтажа оптического кабеля используется передвижная лаборатория, оборудованная на базе автомобиля. В автомобиле расположен комплект для сварки оптического кабеля, небольшой запас растворителя (0,3-0,5 л) нефрас 50/170 в металлической емкости.После снятия внешней оболочки необходимо удалить гидрофоб, применяя нефрас. Работы следует производить при включенной приточно-вытяжной вентиляции, так как нефрас - легковоспламеняющаяся жидкость, относящаяся к вредным веществам.Работник, производящий монтаж волоконно-оптического кабеля, должен быть осторожен со сколотым волокном: не разбрасывать его, складывать в определённое место и следить, чтобы частицы этого волокна не попали через одежду на тело. Для этой цели необходимо пользоваться защитным фартуком.Монтажный стол и пол в монтажно-измерительной автомашине после каждой смены следует обрабатывать пылесосом, а затем протирать мокрой тряпкой. Тряпку следует отжимать в плотных резиновых перчатках.При работе с устройством для сварки оптических волокон необходимо соблюдать следующие требования:все подключения и отключения приборов, требующих разрыва электрических цепей или соединения с высоковольтными цепями устройства, производить при полном снятии напряжения;- корпус прибора заземляется;- во время наладочных работ следует помнить, что трансформатор, высоковольтные провода и электроды в режиме сварки находятся под высоким напряжением;- запрещается эксплуатация устройства со снятым защитным кожухом блока электродов;- не реже одного раза в неделю производить проверку исправности изоляции высоковольтных проводов. Запрещается работать на устройстве при повреждении изоляции высоковольтных проводов.- для наблюдения за сваркой работник обязан применять защитные очки.5.14.5 Требования безопасности в аварийных ситуациях Каждый работник, обнаруживший нарушения требований настоящей инструкции и правил по охране труда или заметивший неисправность оборудования, представляющую опасность для людей, обязан сообщить об этом непосредственному руководителю. В тех случаях, когда неисправность оборудования представляет угрожающую опасность для людей или самого оборудования, работник, ее обнаруживший, обязан принять меры по прекращению действия оборудования, а затем известить об этом непосредственного руководителя. Устранение неисправности производится при соблюдении требований безопасности.Если во время работы произошел несчастный случай, необходимо немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, доложить о случившемся своему непосредственному начальнику и принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, а в случае работы на высоте принять меры, предупреждающие его от падения.При возникновении пожара следует немедленно приступить к его тушению имеющимися средствами и вызвать пожарную часть.При обнаружении постороннего напряжения на рабочем месте необходимо немедленно прекратить работу и доложить старшему бригады.При прекращении электропитания во время работы с электроинструментом или перерыве в работе электроинструмент должен быть отключен от электросети.При обнаружении запаха газа надо немедленно вызвать аварийную газовую службу, не включать и не выключать токоприемников, обеспечить естественную вентиляцию помещения.5.14.6 Требования безопасности по окончании работы. По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.Сообщить старшему бригады о всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.Спецодежду нужно убрать в специально отведенное место.Необходимо тщательно вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. После выполнения работ, связанных со сваркой оптических волокон, необходимо тщательно прополоскать рот.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОМБИНИРОВАННЫЕ КАБЕЛИ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И УСТРОЙСТВ СЦБКабели предназначены для организации каналов технологической связи и линейных цепей автоблокировки на сети железных дорог Российской Федерации. Они содержат оптические волокна, высокочастотные и низкочастотные четверки (пары). По низкочастотным парам могут работать устройства СЦБ при номинальном напряжении 380 В переменного тока частотой 50 Гц и 700 В постоянного тока. Особенностью конструкций комбинированного кабеля является использование водо-блокирующих материалов в виде лент и корделя для обеспечения продольной водонепроницаемости кабеля. Поэтому этот кабель не требует постановки под избыточное воздушное давление при его эксплуатации.Комбинированные кабели могут использоваться при строительстве и реконструкции устройств связи и СЦБ на малодеятельных участках дорог с воздушными линиями связи и сигнальными проводами, подвешенными на высоковольтных линиях автоблокировки.Для участков с тепловозной тягой и электротягой постоянного тока разработаны модификации кабелей с экраном из алюмополиэтиленовой ленты типа МКПВБЭпП, а для участков с электротягой переменного тока с алюминиевой оболочкой типа МКПВБАШп. В маркировке комбинированных кабелей буквами Эп обозначен экран из алюмополиэтиленовой ленты, а буквами ВБ – обозначен водо-блокирующий материал.Конструкция кабелей марки МКПВБЭпП - 2х4х1,05+9х2хО,7/ОКЗ 2х4-0,36/0,22 показана на рисунке П 1. 1-контрольная жила; 2-лента из водо-блокирующего материала; 3-поясная изоляция; 4-экран из алюмополиэтиленовой ленты (или алюминиевая оболочка); 5-оболочка из полиэтилена; 6-алюмополиэтиленовая лента (алюминиевая оболочка); 7-контактная проволока; 8-модули-заполнители из полиэтилена; 9-.центральный силовой элемент из стеклопластика; 10-оптические модули; 11-трубка из полиэтилена; 12, 13, 16-кордели из водо-блокирующего материала; 14-изолированные жилы высокочастотных четверок; 15-высокочастотная четверка; 17-звездная четверка вспомогательных жил; 18-изолированная жила вспомогательных пар (четверок); 19-вспомогательная пара, скрученная из двух изолированных жил. Рисунок П.1- Конструкция комбинированного кабеля МКПВБЭпПОптический элемент сердечника кабеля представляет собой пучок, скрученных вокруг силового элемента, оптических модулей и корделей-заполнителей. Оптический элемент размещается в трубке из полиэтилена. Межмодульное пространство заполнено гидрофобным заполнителем, который не вытекает из сердечника оптического элемента до температуры 50°С.Стандартная комплектация кабеля содержит два оптических модуля: один - красного цвета, другой - зеленого. Оптический модуль представляет собой трубку из полибутилентерефталата, внутри которого расположены четыре оптических волокна, имеющих оранжевый, белый, синий и зеленый цвет. Сочетание цветов оптических волокон одинаковое во всех модулях. Номинальный наружный диаметр оптического модуля 2,0 мм.Оптические волокна удовлетворяют требованиям рекомендации G.652 Международного союза электросвязи (МСЭ). Оптические волокна имеют следующие параметры: коэффициент затухания - не более 0,36 дБ/км на длине волны 1310 им и не более 0,22 дБ/км на длине волны 1550 нм; хроматическая дисперсия не более 3,5 пс/нм в диапазоне волн 1285-1330 нм и не более 18 пс/нм в диапазоне длин волн 1525-1375 нм. В оптическом элементе, по требованию заказчика, может быть увеличено число оптических волокон с 8 до 20, за счет использования 3-х дополнительных оптических модулей, вместо корделей-заполнителей. Высокочастотные четверки скручены из четырех изолированных жил с пленкопористой изоляцией разного цвета вокруг корделя-заполнителя из водо-блокирующего материала (ВБМ). Сердечник кабеля может содержать 1, 2 или 3 высокочастотные четверки. В четверке две жилы, расположенные по диагонали, образуют рабочую пару. Изоляция жил первой пары каждой четверки - красного и белого цветов, второй - синего и зеленого. Номинальный диаметр неизолированных токопроводящих жил - 1,05 мм, изолированных - 3,7 мм.Низкочастотные четверки скручены из четырех изолированных жил, имеющих сплошную полиэтиленовую изоляцию.В таблице П 1 приведены варианты комплектации сердечника комбинированного кабеля.Таблица П.1 - Варианты комплектации сердечника комбинированного кабеля



Реальное проектирование кабельной трассы обычно делится на два этапа. На первом из них в районе проектируемой линии связи изучается существующая техническая документация: трассы существующих линий связи, кабельной канализации, коллекторов и других инженерных сооружений.

На втором этапе проектная документация уточняется и корректируется на месте — визуальным осмотром. На этом этапе осуществляется уточнение мест расположения промежуточных и оконечных муфт, переходов через преграды, вводов кабеля в различные объекты на перегоне и служебные здания на станциях. В процессе ознакомления с трассой особое внимание должно быть обращено на сложные участки: речные переходы; пересечения автомобильных и железнодорожных путей, трубопроводов; прокладку кабеля по мостам и подходам к ним, тоннелям, в заболоченных местах, в тело земляного полотна на прижимных участках железных дорог.

На основании этих данных выбирают способы прокладки кабелей на различных участках трассы с учетом технико-экономических показателей и детализируют технологию строительства: составляют календарный план производства работ по участкам с учетом трудоемкости операций, рассчитывают потребность машин и механизмов, определяют пункты возможного размещения кабельных площадок и помещений для проведения входного контроля ОКС. Кроме того, решаются вопросы организации служебной связи при строительстве и монтаже кабельной линии.

Выбранное направление трассы наносится на схематический план кабельной магистрали, выполняемый на листе удлиненного формата с ориентировочным масштабом по горизонтали 1 :200000 (в 1 см 2 км) и по вертикали 1 :500 (в 1 см 5 м).

На схематическом плане трассы кабельной магистрали указываются: высоковольтная линия автоблокировки и другие линии электропередачи; контуры лесов, лугов и других угодий; расположение станций, усилительных (регенерационных) пунктов ВЧ и НЧ связи, переездов, мостов и других искусственных сооружений с указанием их ординат на трассе, ответвления железнодорожных линий, пересекаемые трассой реки и т. п.

Пример плана трассы линий связи участка железной дороги приведен в приложении 3.


В пояснение к данному разделу проекта необходимо привести обоснование сторонности трассы (справа, слева от железной дороги по счету километров) и расстояний от ближнего рельса до проектируемых трасс волоконно-оптической и электрической кабельных магистралей. Перечислить требования, которым удовлетворяет выбранная трасса прокладки железнодорожных кабелей связи.

5.5 Выбор способа прокладки оптических и электрических кабелей связи


Оптические кабели могут прокладываться теми же механизмами и способами, что и электрические кабели:

- прямо в грунт в полосе отвода или в тело земляного полотна железной дороги;

- в кабельной канализации или полиэтиленовых трубопроводах;

- по техническим эстакадам;

- в кабельных желобах различной конструкции.

Кроме того, оптические кабели могут быть подвешены на опорах контактной сети, опорах высоковольтных сигнальных линий автоблокировки и отдельных столбах.

5.5.1 Прокладка кабелей в пластмассовых трубопроводах

Прокладка кабелей в трубопроводах имеет следующие преимущества:

  • наибольший срок службы оптических кабелей;

  • лучшую защиту от механических повреждений, чем бронированные кабели при непосредственной прокладке в грунт;

  • возможность замены кабеля без выполнения земляных работ, (например, при необходимости увеличения числа волокон или ремонте);

  • возможность укладки резервного кабеля в обход поврежденного участка (при наличии резервной трубки);

  • возможность предоставления права прохода для кабельных линий других операторов;

  • возможность разделения суммарного трафика по отдельным видам с передачей каждого из них по разным оптическим кабелям, например, по одному кабелю передавать международный трафик, по другому - магистральной связи, по третьему - технологической связи и т.д ;

  • выполнение работ по прокладке кабеля при новом строительстве и реконструкции связи по мере надобности и поступления кабелей.

Указанные преимущества прокладки ОКС в предварительно проложенный трубопровод особенно важны для трасс, имеющих многочисленные пересечения подземных коммуникаций, рек и водотоков, проходящих по местности и требующих сезонности работ.

Как известно, большинство специалистов железнодорожного транспорта считают основным способом прокладки ОКС – его подвеску на опорах контактной сети. Этот способ прокладки требует меньше затрат на строительно-монтажные работы и имеет более короткий срок строительства по сравнению с непосредственной прокладкой в грунт и полиэтиленовые трубопроводы.


Заметим, что при прокладке полиэтиленовых трубопроводов с применением кабелеукладчиков не происходит удорожания стоимости строительства ВОЛС по сравнению с подвеской на опорах контактной сети самонесущего оптического кабеля или прокладкой ОКС прямо в грунт. Это объясняется меньшей стоимостью ОКС при прокладке в трубопроводе по сравнению со стоимостью кабеля, прокладываемого непосредственно в грунт или подвесным самонесущим кабелем, хотя прокладка кабеля в трубопроводе требует двухэтапности производства работ: сначала выполняют прокладку трубопровода, а затем затягивание в него ОКС.

Эксплуатационные расходы на содержание кабеля, подвешенного на опорах контактной сети, выше, чем при прокладке в трубопроводах за счет того, что обслуживание подвесного кабеля выполняется работниками двух служб: связи и электроснабжения, а также тем, что при производстве работ, связанных с заменой опор контактной сети и обслуживанием высоковольтных линий продольного электроснабжения, требуется одновременное присутствие работников обеих служб.

Прокладка кабелей в трубопроводах повышает надежность работы кабельных линий, увеличивает срок службы оптических кабелей. Мировой опыт эксплуатации кабелей показал, что кабели в трубопроводах повреждаются значительно реже, чем подвесные кабели. При укладке трубок в грунт устраняются причины повреждения подвесных кабелей на опорах контактной сети: разрушение опор контактной сети из-за коррозии арматуры или аварий, возникающих при производстве работ по выборочной или сплошной замене опор контактной сети, пожары, прострелы кабеля охотниками, разрывы ОКС машинами и механизмами служб электроснабжения и пути. Некоторые из перечисленных причин повреждений подвесных кабелей, могут быть исключены за счет размещения ОКС в предварительно подвешенные на опорах контактной сети специальные трубопроводы типа восьмерка, что обеспечит защиту кабеля от механических повреждений, воздействия солнечной радиации, сернистого газа, содержащегося в атмосфере промышленных районов и др.

5.5.2 Подвеска кабеля на опоры контактной сети

Технология подвески кабеля состоит из трех этапов:

1 этап (подготовительный). Установка кронштейнов и подвеска капронового канатика диаметром 8 мм. При
установке кронштейнов необходимо следить, чтобы не было большого перепада высот между соседними кронштейнами. В точке, от которой производится раскатка канатика оставляют несколько полных катушек с канатиком (обычно 5-6 катушек), причем одна из них устанавливается на козлы, с которых производится его раскатка. После того, как весь канатик с катушки размотан, к его концу прикрепляется конец другого канатика с помощью специального соединителя канатиков и следующая полная катушка устанавливается на козлы взамен пустой.

Протяжка канатиков может осуществляться двумя способами:

а) вручную - канатик тянет электромонтер, переходящий последовательно от опоры к опоре;

б) с применением дрезины, оборудованной подъемным механизмом (на железнодорожных путях).

При подъезде к опоре на нее устанавливается кронштейн, к которому при помощи серьги прикрепляется ролик. При углах поворота меньших 45° устанавливается малый ролик, при больших углах - большой ролик.

При раскатке необходимо следить за провисом канатика, чтобы предотвратить перехлест его с проводами контактной сети, автоблокировки, группового заземления, линии освещения и т.п.

2 этап. Раскатка кабеля (диаметром 14-16 мм, удельный вес около 165 кг/км). На одном конце раскатанного канатика устанавливается барабан с кабелем на специальных домкратах. На другом конце устанавливается лебедка. Конец канатика заводится на приемные барабанчики лебедки и далее на пустую катушку для приема выбираемого канатика. К концу канатика со стороны барабана прикрепляется неразрезной самозатягивающийся чулок, который позволяет тянуть за собой кабель. После включения лебедки производится намотка канатика на пустой барабан. На первых 100 м размотки барабана внимательно наблюдают за сходом кабеля с барабана, поскольку возможен перехлест колец кабеля. Номинальная скорость протягивания кабеля составляет 0,5 м/с. При достижении лебедки очередного соединителя километровых длин канатика, полная катушка снимается, а вместо неё устанавливается пустая, в которой закрепляется конец следующего канатика. При подходе кабеля к лебедке (за 15 м до нее) прокладка кабеля прекращается. Затем кабель со стороны барабана анкеруется за опору. После выполнения односторонней анкеровки кабеля устанавливают проектную стрелу провеса проводов. Для этого, в частности, для кабеля подвешенного на участке С.Петербург-Москва, создавали натяжение кабеля до 200 кгс. После установки стрелы провеса, выполняют анкеровку кабеля за опору со стороны лебедки.