Файл: Лекция Коммуникационный процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект лекций по основам теории коммуникации
Лекция 4. Коммуникационный процесс.
Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной литературе.
Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы.
Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля. Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь –
Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор –
Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает практически любой коммуникативный акт.
Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

-Кто сообщает?
-Что сообщает?

-По какому каналу?
-Кому?

-С каким эффектом?
«Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.
Модель Шеннона—Уивера. Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.
Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.
Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда
неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации. Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается.
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации.
Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; она абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Модель М. де Флер. За основу этой модели взята идея, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают. В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею
(«значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким. Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает возможность коммуникаторам увеличить соответствие между отправленным и принятым значениями.
Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П.
Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая
СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в два этапа.
На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — СМИ.
На втором этапе лидеры передают послание дальше в межличностном общении. Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных
«лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией.
Нелинейные модели коммуникации. Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в

реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся информацией. Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.
В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке. Где, К – коммуникатор; С – сообщение; Р – реципиент. В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия.
Предсказуемость
– ценнейшее качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.
Единицы анализа коммуникации. Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.
Источник сообщения.
Коммуникатор – создатель сообщения. Источником может быть лицо, организация, группа лиц или индивид, передающие это сообщение. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю.
В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации. Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь. Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю. Сообщения состоят из знаков различного рода (вербальных и невербальных).
Средство и канал коммуникации.
Данные термины используются для определения различия между типом используемого кодирования (средство) и маршрутом, по которому сообщение направляется (канал). Обычно каналы делятся на технические
(СМИ) и межличностные. Коммуникант (адресат, получатель) – лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение.
Получатель информации должен уметь: быстро выделить тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание; восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определить замысел высказывания. Эти умения соотносятся с

системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию.
Барьеры коммуникации — помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех. Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) и его технические неисправности.
Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения.
Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.
Языковые помехи возникают на фонетическом и семантическом уровне. На фонетическом - из-за неразличимости звуков, плохого произношения, неприятия темпа речи, а на семантическом — по причине непонимания обозначенного смысла.
Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.
Культурно-национальные помехи. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.
Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может быть вызвано как недостаточностью, так и избыточностью информации, заложенной в сообщении. Недостаточность информации восполняется путем применения повторных запросов или же домысливается, достраивается. Проблемы информационных перегрузок решаются путем регулирования, фильтрации, постановки на очередь сообщений.
Уменьшению искажения информации способствует также устранение посредников в потоках информации.
Под обратной связью понимают процесс получения информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости — предприняты определенные действия, предписанные в сообщении. Эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Эффект может быть положительным
(коммуникация успешна) и отрицательным (когда поставленных целей коммуникатору достичь не удалось).
Эффективность - соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.


Рекомендованная литература по лекциям.
1.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
2.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
3.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
4.
Голуб О.Ю. Теория коммуникации: учебник/О.Ю. Голуб,
С.В. Тихонова. - М.: изд.-торг.корпорация «Дашков и Ко», 2016.
5.
Гриффин Эм. Коммуникация: теория и практики. Пер с англ.- Х.: изд- во «Гуманитарный центр», Науменко А.А., 2015.
6.
Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
7.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
8.
Межличностная коммуникация: теория и жизнь/ О.И. Матяш, В.М.
Погольша, Н.В. Казаринова, С. Биби, Ж.В, Зарицкая. Под науч. Ред. О.И.
Матьяш. - СПб.: Речь, 2011.
9.
Основы теории коммуникации: под ред. проф. М.А. Василика. – М.,
2003.
10.
Основы успешной коммуникации: учеб. пособие/ А.А. Шунейко, И.А.
Авдеенко. - М.: ФЛИНТА: наука, 2016.
11.
Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М., 2002.
12.
Шарков Ф.И. Коммуникология: теория и практика массовой информации: учебник для бакалавров/Ф.И. Шарков, В.В. Силкин. - М.: изд.- торг.корпорация «Дашков и Ко», 2017.
13.
Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). - М., 2004.
14.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.