Файл: 24. Финансовая политика рф на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



24.Финансовая политика РФ на современном этапе 3

49.Общая характеристика органов управления государственными и муниципальными финансами 18

Список литературы 20


24.Финансовая политика РФ на современном этапе


Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на основании базового варианта сценария социально-экономического развития Российской Федерации [15].

Цели и задачи бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021:

1. Расширение потенциала экономики.

В целях повышения инвестиционной активности в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. Правительством разработан план мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП. При этом в части бюджетной политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям: системные меры, стимулирующие налоговые и финансовые меры, отраслевые меры.

Системные меры:

- формирование стабильных налоговых условий. Ключевая цель в части предлагаемых изменений налогообложения не нефтегазового сектора.

– зафиксировать налоговые условия для делового сообщества на ближайшие 6 лет, предусмотрев при этом такую донастройку налоговой системы, которая способствовала бы реализации национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации.

- повышена основная ставка НДС с 18% до 20% с фиксацией на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30%. При этом в целях минимизации влияния повышения ставки НДС на социально-незащищенные группы людей, льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги сохранены.

Стимулирующие налоговые и финансовые меры:

- стимулом для инвестиций в рамках изменений параметров налоговой системы призвана стать отмена сложного и дестимулирующего ускоренное внедрение и развитие технологий отечественной промышленности имущество.

- в целях стимулирования экспорта обеспечено ускорение возмещения НДС экспортерам путём снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три предшествующих года налогов с 7 до 2 млрд рублей.


- совершенствование регулирования инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, в том числе: (1) снятие ограничений на его применение участниками КГН; (2) расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.

- формирование долгосрочных источников финансовых ресурсов путем создания надежной системы пенсионных накоплений на основе накопительного пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала и развития инструментов страхования жизни.

Отраслевые меры:

- развитие инфраструктуры. В том числе для этих целей сформирован в структуре федерального бюджета Фонд развития в размере до 3,5 трлн рублей на период 2019-2024 гг за счет дополнительных государственных заимствований.

- налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора – налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (далее – НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр, расположенных как в традиционных, так и новых регионах нефтедобычи.

2. Развитие системы межбюджетных отношений и пространственное развитие.

Формирование федеральных проектов проводится с учетом включения в них механизмов координации с регионами и муниципальными образованиями. В федеральных проектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов Российской Федерации. Эти показатели затем будут отражены в соглашениях о предоставлении финансовой поддержки бюджетам регионов. Достижение установленных значений показателей будет учитываться при составлении отраслевых рейтингов эффективности работы регионов, а в отдельных случаях - при оценке деятельности губернаторов и при финансовом поощрении регионов за счет грантов.

- пересмотр уровня софинансирования из федерального бюджета в рамках федеральных проектов;

- принятие мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами;

- пролонгация до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций и норматива зачислений по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в целях перераспределения указанных доходов через предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.



3. Операционная эффективность использования бюджетных средств.

Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.

В целях повышения операционной эффективности бюджетных расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур планирования и технологий исполнения бюджета, включая:

- расширение практики внедрения обоснований расходов для получателей бюджетных средств и создание на федеральном уровне единой системы обоснования расходов, включающей в себя обоснования плановых сметных показателей и сформированные на их основе обоснования бюджетных ассигнований;

- введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;

- формирование и ведение реестра конечных получателей субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Таможенно-тарифное регулирование.

На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики. Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Союза станет работа по расширению сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно в целях устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств - членов Союза продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

В этих условиях основными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах - членах ЕАЭС;

- выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства - участника ЕАЭС;


- установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли;

- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в соответствие с принятыми обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.

Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде, сокращение времени проведения таможенных операций;

- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;

- снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок;

- реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции.

Таким образом, целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 - 2021 года относятся:

1) реализация проектного подхода в бюджетном финансировании;

2) объединение масштабных стратегически значимых расходов в составе национальных проектов;

3) трансформация структуры расходов в пользу направлений, обеспечивающих рост инвестиций в экономику и человеческий капитал;

4) формирование Фонда развития.

В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,2% ВВП.


Бюджетная политика.

Особенностью параметров федерального бюджета 2019-2021 гг. является его формирование с профицитом в течение всего трехлетнего цикла. Совокупный объем профицита за 3 года составит почти 4 трлн рублей. Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, сдерживающего рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание государственного долга. Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдержек и противовесов при реализации стимулирующей бюджетной политики.

Принят и вступил в силу Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2022 годов» от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ. Основные параметры бюджета представлены в табл. 1. Представленная в табл. 1 информация свидетельствует о продолжении политики роста утверждаемого объема расходов федерального бюджета под влиянием реализуемой политики увеличения доходов – как нефтегазовых, так и ненефтегазовых.

Таблица 1

Основные прогнозируемые параметры федерального бюджета на 2019-2021 год

Показатели бюджета по годам

2019

2020

2021

Отклонение

2020/2019

Отклонение

2021/2020

Доходы (трлн руб.)

20174

20379

21246

205

867

Расходы (трлн руб.)

18293

19503

20634

1210

1131

Профицит ((млрд руб.)

19676

876051

612504

856375

-263547

Профицит бюджета (в % к ВВП)

1,7

0,8

0,5

-0,9

-0,3

Финансирование нацпроектов (трлн руб.)

1,6

1,8

2,0

0,2

0,2

ВВП (трлн) руб.)

108414

112868

120364

4454

7496

Прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов (трлн руб.)

3,177

2,332

3,968

-0,845

1,636

Объем фонда национального благосостояния (трлн руб.)

3,8

7,5

11,476

3,7

3,976

Верхний предел государственного внутреннего долга (трлн руб.) на конец года

11,613

13,5

15,176

1,887

1,676

Верхний предел государственного внешнего долга на конец года: в млрд долларов США Тот же показатель в млрд евро

54,1

49,2

64,6

56,4

67,6

57,6

10,5

3