Файл: Реферат по дисциплине Историч Совместная деятельность народных училищ и церковноприходских школ в конце xix века по просвещению народа.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет Факультет политических и социальных наук |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Историч»
Совместная деятельность народных училищ и церковно-приходских школ в конце XIX века по просвещению народа
(тема реферата)
ФИО студента | Афиатуллова Елизавета Александровна |
Направление подготовки | Социология социальной жизни |
Группа | СОЦ-Б-2-Д-2022-1 |
Москва 2023
Введение:
В статье Н. В. Старостенкова, Н. В. Ляпунова, Л. В. Погосяна, Е. В.Татыева рассматривается проблема взаимодействия светской и церковно-приходских школ в осуществлении общественного воспитания в Российской Федерации в конце XIX столетия. Всё проходило по-разному. На уровне государства в разные годы издавались "Положение о начальных народных школах", "Положение о народных школах", "Положение о церковных школах" и другие документы.
Методологической базой изучения авторов оказался принцип объективности, независимости в оценке и критике документов и исследовательских материалов, посвященных развитию светского и духовного образования в анализируемый промежуток времени.
Публикация была выбрана нами для того, чтобы более подробно узнать о совместной работе народных училищ и церковно-приходских школ по просвещению людей в конце XIX века.
Для того, чтобы добиться цели исследования, были поставлены следующие задачи:
-
Исследовать общую деятельность народных училищ и церковно-приходских школ в конце XIX столетия по просвещению народа
-
Исследовать: анализ, сочетание, обобщение, индукция, дедукция и т.п.
Основная часть:
Согласно взглядам авторов статьи, сегодня в России утверждается правило плюрализма в содержании, формах и способах деятельности по образованию школ различных видов и уровней. Вследствие того, что между церковью и государством налажено сотрудничество в вопросах образовательной политики, в России открылось множество воскресных школ, в которых основы христианского учения преподаются для любого желающего, и так же открывается возможность заниматься творчеством. Богословские факультеты появились в большом количестве светских высших учебных заведений. Они готовили состав для миссионерской деятельности и социального служения. В определенных учебных заведениях было введено занятие "Основы православной культуры". В этом аспекте интересен опыт совместной деятельности народных училищ и церковно-приходских школ в конце XIX века по просвещению народа.
Церковно - приходские учебные заведения практически никак не поддерживались земством. Недостаток централизованного управления начальными школами в городах и селах привело к тому, что помимо министерства в управлении в любом случае участвовали и земства, и церковь. Святейший Синод и Министерство народного просвещения объединили народные и церковные школы для обучения разных классов.
Положение церковно-приходской школы
В прогрессивной России принцип плюрализма фиксируется в содержании, методах и формах воспитательной работы средних учебных заведений разного значения и вида. Вследствие недавнего тесного сотрудничества церкви и страны в вопросах просветительской деятельности, в стране не было закрыто множественное количество воскресных средних школ, где каждый желающий имеет возможность исследовать почву христианского учения, приобщиться к творчеству. Образование и совершенствование церковно-приходских средних учебных заведений во второй половине XIX века создает ряд исторических и политических событий, которые происходят на обозначенном, определенном этапе времени.
Как показывает историческая проверка прошлых лет, возникновение церковно-приходских средних учебных заведений положило начало глобальному этническому образованию в них. В начале XIX столетия в России стали четко и ясно проявляться конфигурации, которые были порождены развитием буржуазных отношений в абсолютно всех областях экономики, и помимо этого причиной так же стал рост международных торговых связей. Развитие промышленности, внедрение энергичных агрономических и технических методов в земледелие, увеличение городов, требовавших развития транспорта и связи, -все это влекло
увеличение потребности не только в специалистах, но и в просто грамотных людях, которые способны были отвечать требованиям времени. К подготовке ряда реформ были привлечены друзья правителя Александра I ( такие как: граф П. А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В. П. Кочубей и др.). В 1801 году они образовали Тайный комитет, обязанный проводить реформы по важным аспектам жизни, в котором обсуждался и вопрос образования.
Следуя из этого в 1802 году было образовано Министерство народного просвещения. Задачей его было: полностью реорганизовать весь образовательный процесс. К 1804 году были размещены результаты работы министерства: "Устав институтов Российской империи" и "Устав учебных заведений, подчиненных университетам".
В соответствии с этими уставами была сформирована система управления учебными заведениями.
Народное образование делилось на 4 этапа:
-
приходская школа
-
окружная школа
-
гимназия
-
университет
Церковно-приходская школа в системе начального образования России (1884 - 1918 гг.)
В 1912 году в соответствии с "Положением о высших начальных школах" все школы городов начали изменяться в высшие начальные школы, в которых был с четырехлетний срок обучения. Для того чтобы поступить в высшие начальные школы, вам необходимо окончить годичную начальную школу Министерства образования или же другую соответствующую ей начальную школу.
Воспитательные намерения высших начальных школ состояли из закона Божьего, русского языка с элементами церковнославянского, математики, начатков географии, естествознания и черчения. Образовательный проект высших учебных заведений рассчитывал познакомить учащихся с алгеброй , геометрией и физикой, в отличие от городских школ. Неизбежными стали пение и гимнастика, хотя были факультативными предметами. Создание Высших школ-источников делало переход в средние более легким, если они сдавали дополнительные экзамены по предметам.
Более 40% всего учебного времени было посвящено предметам, которые должны были быть связаны с религией.
Заключение:
В результате исследование позволяет сделать вывод о том, что роль и значение церковно-приходских школ в истории огромна. Невзирая на существующие проблемы, они привнесли свой массивный вклад в образование народа России, стали хорошим материалом для того, чтобы изучать и анализировать социальное развитие общества.
Список использованной литературы:
-
Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие/ А. С. Агафонова. - Спб.: Питер, 2003. - 416 с.: ил. -
Виленский В. Ю. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие/ В. Ю. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уманский; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192. -
Григорович Л. А. Психология и педагогика: учебник / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2004. - 480 с -
https://www.evkova.org/referat-na-temu-starostenkov-nv-lyapunova-nv-pogosyan-lv-tatyieva-ev-sovmestnaya-deyatelnost-narodnyih-uchilisch -
Каптерев П. Ф. История русского педагога: популярное изд. / П. Ф. Каптерев; под ред. А. А. Королькова. - Спб.: Алетея, 2004. - 560 с.