Файл: Логический анализ текста А. Г. Алексин Третий в пятом ряду.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации _____________________________________________________

(наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)
ЭССЕ


По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю

«Логика (гуманитарный кластер)»








На тему

Логический анализ текста А. Г. Алексин «Третий в пятом ряду»










Выполнил (-а) обучающийся (-аяся):

Микшин Владислав Сергеевич




(Ф.И.О.)




Направление подготовки / специальность:

37.05.02 Психология служебной деятельности




(код и наименование)




Курс: 1




Группа: 141210





Руководитель:

Ненашева М.В., доцент кафедры философии и социологии, к.ф.н.

Тетенков Н.Б., доцент кафедры философии и социологии, к.ф.н., доцент



(Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

Отметка о зачете



















(отметка прописью)




(дата)

Руководитель










Тетенков Н.Б.







(подпись руководителя)




(инициалы, фамилия)




Архангельск 2022

ЗАДАНИЕ

  1. Из выбранного произведения необходимо выписать центральные концепты (1-3), раскрыть их смысловой характер, опираясь непосредственно на текст.

  2. Выписать понятия, которые использует автор для более детальной проработки различных смысловых аспектов центральной проблемы, показать, почему именно эти понятия используются, как они связаны с основными смыслами, какие из них являются терминами той или иной предметной области, дать логическую характеристику двух понятий.

  3. Отметить, какие простые суждения являются для автора текста наиболее важными, характеризующими его точку зрения. Для двух простых суждений сделать анализ распределенности терминов, показав отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера.

  4. Выписать до 3-х сложных суждений, раскрывающих позицию автора текста. Обосновать, почему именно эти суждения Вы выбрали. Перевести два сложных суждения на символический язык.

  5. Сформулировать кратко один из тезисов автора (центральную идею). Какие аргументы Вы могли бы привести в ее поддержку, опираясь на текст, другую известную Вам литературу и свой опыт? Составьте один категорический силлогизм и одно умозаключение другого типа, содержащее этот тезис.

  6. Логический анализ текста в целом: необходимо выписать главные идеи, как они обосновываются автором (с опорой на такие-то концепты и понятия, такими-то способами аргументируются) и почему, по вашему мнению, автор использует именно такой характер обоснования (например, этого требует специфика гуманитарного знания или смысловая структура концепта, опыт автора и т.д.). Этот заключительный этап работы должен давать представление как о тексте, так и свидетельствовать о вашей логической культуре.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. В произведении А. Г. Алексина «Третий в пятом ряду» можно выделить несколько центральных концептов: ошибки прошлого, Ваня Белов, воспоминания, учитель. Следовательно, все они раскрываются в тексте, который повествует нам об одной пожилой женщине, которая раньше была учителем. Ещё в довоенное время у неё был ученик - Ваня Белов, воспоминания о котором привели её к осознанию ошибок своего прошлого.

  2. В данном произведении автор чаще всего использует такие понятия, как учитель, самопожертвование, жертвы, характер, внучка и совпадение. Алексин заложил в свой рассказ несколько основных смыслов. Так, например он подчёркивает, что у каждого человека есть свой неповторимый характер, и что благодаря ему некоторые люди готовы идти на самопожертвование. Особое внимание автор уделяет таким идеям, как жертвы и совпадения. Последнии особенно часто преследовали главную героиню, из-за чего в конце она пришла к выводу, что всё в этой жизни не случайно, у всего есть своё предназначение.


Далее я дам логическую характеристику понятий: учитель и характер.

«Учитель» – конкретное, безотносительное, непустое, общее, регистрирующее, несобирательное.

«Характер» – абстрактное, безотносительное, непустое, общее, нерегистрирующее, собирательное.

  1. Я считаю, что для автора являются важными следующие простые суждения: «У Вани был свой характер», «Опыт стоит жертв», «Учитель не имеет права на ошибку», «Все люди разные», «некоторые поступки Вани Вера Матвеевна не могла понять»

Рассмотрим суждение «все люди разные». Это общеутвердительное суждение «все S есть P». S – «Люди», P – «те кто разные», квантор общности - «все». Субъект распределен, так как мыслится в полном объёме, а предикат не распределён, так как разными могут быть не только люди. Распределённость терминов в данном простом суждении изображена на рисунке 1.



Рисунок 1

Разберём суждение «некоторые поступки Вани Вера Матвеевна не могла понять». Это частноотрицательное суждение «некоторые S не есть P». S – «Поступки Вани», P – «То, что Вера Матвеевна могла понять», квантор общности - «некоторые». Субъект распределен, так как мыслится в полном объёме, а предикат распределён, так как мыслится отдельно от субъекта. Распределённость терминов в данном простом суждении изображена на рисунке 2.



Рисунок 2

  1. Из данного произведения можно выписать следующие сложные суждения, которые раскрывают смысл и передают содержание произведения.

Если любишь человека (a), ты должен научиться, не навязывать ему своё мировоззрение (b) и не заставлять его жить своим призванием (c).

A → (B ˄ C)

Вера Матвеевна поняла истинные мотивы поступков Вани Белого (a) и его самого как личность (b) только тогда, когда её внучка оказалась в смертельной опасности (c).

(A ˄ B) <=> C

  1. Анализируя позицию автора, можно сформулировать следующий тезис: «Осознание ошибок прошлого приходит в переломный момент, который всегда является самым тяжёлым временем». Автор говорит, что осознать и принять свои ошибки очень непросто, обычно для этого требуется какое-нибудь стечение обстоятельств и часто не самых приятных. Но только в такие моменты, в тяжёлые моменты, у людей открываются глаза. Они будто бы воспринимают эти неудачи, как наказание за то, что прежде считали праведным и верным в своих действиях.


Из сформулированного тезиса можно составить категорический силлогизм:
Переломный момент (M+), это самые тяжёлые времена (P-).

Осознание ошибок прошлого (S+), это переломный момент (M-).


Следовательно, осознание ошибок прошлого (S+), это самое тяжёлое временя (P-).

Проанализировав данный силлогизм, и проверив его по правилам посылок и терминов, я могу сделать вывод, что данное умозаключение истинное.

  1. В произведении «Третий в пятом ряду» А. Г. Алексина затрагиваются такие идеи, как влияние призраков прошлого на жизнь человека в настоящем, а так же сложность пути в принятие своих ошибок. На примере истории Веры Матвеевны автор показывает нам, что каждая крупица нашего прошлого влияет на наше же настоящее. Такими крупицами могут быть давние истории, ситуации и даже целые люди, как в нашем примере. Таким человеком для главного героя стал Ваня Белов. Ведь именно через переосмысление его поступков Верой Матвеевной, мы видим её личностное развитие, как персонажа и человека в целом. Ваня стал её призраком и её ангелом, который в трудный жизненный момент поднял её на ноги и вдохнул уверенность в будущее.

так же этот рассказ навёл меня на мысль, что не всегда всё происходило именно так, как мы это запомнили, ведь сделали мы это, безусловно, субъективно, под влиянием сильных эмоций, узкого кругозора на сложившуюся ситуацию и личного отношения к тем или иным людям. Всё это может создать ложную картинку в наших воспоминаниях, которые в последующем могут управлять нашими действиями.

Алексин очень динамично описывал все события происходившие в данном произведении. Чем ближе мы подбирались к кульминации, тем чаще осуществлялись переходы с описания, внешней ситуации на мысли главного героя и его переживания. Тем самым автор хотел показать динамику изменения Веры Матвеевны, динамику её внутреннего роста. Я лишь могу догадываться, что тем самым автор хотел рассказать свою историю. Историю того, как быстро может, манятся человек, если у него нашлись силы признать свою неправоту.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. А. Г. Алексин. Третий в пятом ряду. [Электронный текст]. URL: http://www.lib.ru/PROZA/ALEKSIN/tretij.txt (дата обращения: 04.12.2022)

  2. Скидан О.П., Ненашева М.В. Классическая логика в гуманитарных текстах: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова». Архангельск: САФУ, 2020. 183 с.