Файл: 19. Клиникопедагогическая классификация нарушений речи в организации образования детей с тнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи в организации образования детей с ТНР.
Примечание: похоже, в этом вопросе нужно рассказать только первую классификацию, она встречается в разных источниках как «клинико-педагогическая» (у Волковой Л.С. она названа именно так)!
Логопеду необходимо сопоставлять 2 классификации:
-
клиническая (Ляпидевский Сергей Семенович) -
псих-педагогическая (Левина Роза Евгеньевна)
В основе клинической классификации (Ляпидевский С.С.) лежит изучение причин (органические и функциональные) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности.
Органические делятся в зависимости от нахождения очага поражения:
-
центральное поражение речевого аппарата (корковая, бульбарная дизартрия, алалия, дисграфия), -
поражение периферических отделов речевого аппарата. Это могут нарушения в одном из 3 отделов: дыхание, голос, артикуляция – ринолалия, заикание, др.
Функциональные – возникающие вследствие опред.периода в онтогенезе. (например: функциональная дислексия – она возрастная, у детей 5-7 лет смена передних молочных зубов).
У Волковой из учебника:
Эта клиническая классификация позволяет выделить сходные по внешнему виду дефекты на основе след.данных:
1) какими факторами обусловлено нарушение речи? (социальные или биологические),
2) на каком фоне оно развивается? (органическом или функциональном),
3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется? (центральном или периферическом),
4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи?
5) время его наступления.
КЛИНИКО-ПЕД. КЛАССИФИКАЦИЯ: выделяют 2 вида нарушений:
-
нарушения устной речи (1, 2, 3, 4 группы), -
нарушения письменной речи (5 группа).
1 группа. Нарушения произносит.стороны речи (осн.дефект – произношение.). Это:
-
дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата), -
дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), -
ринолалия (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата).
2 группа. Нарушения голоса. Это:
-
дисфония (частичные расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата) или афония (полная), мутации (фальцет у мальчиков, истерический мутизм – перевозбуждение нервной системы, когда человек говорит всегда на срыве своих голосовых ресурсов).
3 группа. Нарушения темпоритмической организации речи. Это:
-
тахилалия (патологически ускоренный темп речи. Полтерн – тоже самое, но сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием), -
заикание (нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата), -
брадилалия (патологически замедленный темп речи).
4 группа. Нарушения системного характера (когда страдает вся речевая система. Еще их называют «нарушения структурно-семантического оформления высказывания»). Это:
-
алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития) и основные ее формы: моторная, сенсорная или смешанные формы, -
ранняя детская афазия (диагноз ставится только: после 3 лет и, если были травмы головы или перенесенные инфекционные болезни, ранее (до 3х лет) – только алалия!) -
афазия (полная или частичная утрата речи, обусловлена локальными поражениями головного мозга).
5 группа. Нарушения письменной речи. Это:
-
дисграфия (частичное специфическое нарушение процесса чтения), аграфия (полное нарушение), -
дислексия (частичное специфическое нарушение процесса письма), алексия (полное нарушение).
Р.Е.Левина выделяет 3 группы классификации речевых нарушений
(для определения схожести в группах при проведении занятий).
Это психолого-педагогическая классификация:
1 БОЛЬШАЯ ГРУППА «Нарушения языковых средств общения» включает:
1 группа. Фонетические нарушения речи (страдает только звукопроизносительная сторона речи, функ.дислалия или вследствие смены зубов в возрасте 5-7 лет), укороченная связка под языком)
2 группа. Фонетико-фонематические нарушения. (страдает не только произносительная, но и страдают фонемат.процессы (восприятие звуков), ребенок путает на слух звуки, отдельные слова. (например: дизартрия).
3 группа. Общее недоразвитие речи. ОНР (страдают все уровни языковой системы: произносительные навыки, от отсутствия звуков до замен звуков, ограничение лекс.запаса, грамматические нарушения и связная речь. Может быть при дизартрии.).
ОНР Левина Р.Е. разделила на 3 вида, а позднее Филичева Т.Б. выделила 4ый уровень.
2 ГРУППА «Нарушения в применении средств общения» - ЗАИКАНИЕ.
Эти 2 классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы необходимо разрабатывать приемы и методы коррекционно-логопедической работы.