Файл: 19. Клиникопедагогическая классификация нарушений речи в организации образования детей с тнр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи в организации образования детей с ТНР.
Примечание: похоже, в этом вопросе нужно рассказать только первую классификацию, она встречается в разных источниках как «клинико-педагогическая» (у Волковой Л.С. она названа именно так)!
Логопеду необходимо сопоставлять 2 классификации:

  • клиническая (Ляпидевский Сергей Семенович)

  • псих-педагогическая (Левина Роза Евгеньевна)


В основе клинической классификации (Ляпидевский С.С.) лежит изучение причин (органические и функциональные) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности.

Органические делятся в зависимости от нахождения очага поражения:

  • центральное поражение речевого аппарата (корковая, бульбарная дизартрия, алалия, дисграфия),

  • поражение периферических отделов речевого аппарата. Это могут нарушения в одном из 3 отделов: дыхание, голос, артикуляция – ринолалия, заикание, др.

Функциональные – возникающие вследствие опред.периода в онтогенезе. (например: функциональная дислексия – она возрастная, у детей 5-7 лет смена передних молочных зубов).
У Волковой из учебника:

Эта клиническая классификация позволяет выделить сходные по внешнему виду дефекты на основе след.данных:

1) какими факторами обусловлено нарушение речи? (социальные или биологические),

2) на каком фоне оно развивается? (органическом или функциональном),

3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется? (центральном или периферическом),

4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи?

5) время его наступления.
КЛИНИКО-ПЕД. КЛАССИФИКАЦИЯ: выделяют 2 вида нарушений:

  • нарушения устной речи (1, 2, 3, 4 группы),

  • нарушения письменной речи (5 группа).


1 группа. Нарушения произносит.стороны речи (осн.дефект – произношение.). Это:


  • дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата),

  • дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата),

  • ринолалия (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата).



2 группа. Нарушения голоса. Это:

  • дисфония (частичные расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата) или афония (полная), мутации (фальцет у мальчиков, истерический мутизм – перевозбуждение нервной системы, когда человек говорит всегда на срыве своих голосовых ресурсов).


3 группа. Нарушения темпоритмической организации речи. Это:

  • тахилалия (патологически ускоренный темп речи. Полтерн – тоже самое, но сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием),

  • заикание (нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата),

  • брадилалия (патологически замедленный темп речи).


4 группа. Нарушения системного характера (когда страдает вся речевая система. Еще их называют «нарушения структурно-семантического оформления высказывания»). Это:

  • алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития) и основные ее формы: моторная, сенсорная или смешанные формы,

  • ранняя детская афазия (диагноз ставится только: после 3 лет и, если были травмы головы или перенесенные инфекционные болезни, ранее (до 3х лет) – только алалия!)

  • афазия (полная или частичная утрата речи, обусловлена локальными поражениями головного мозга).


5 группа. Нарушения письменной речи. Это:

  • дисграфия (частичное специфическое нарушение процесса чтения), аграфия (полное нарушение),

  • дислексия (частичное специфическое нарушение процесса письма), алексия (полное нарушение).




Р.Е.Левина выделяет 3 группы классификации речевых нарушений

(для определения схожести в группах при проведении занятий).

Это психолого-педагогическая классификация:
1 БОЛЬШАЯ ГРУППА «Нарушения языковых средств общения» включает:

1 группа. Фонетические нарушения речи (страдает только звукопроизносительная сторона речи, функ.дислалия или вследствие смены зубов в возрасте 5-7 лет), укороченная связка под языком)

2 группа. Фонетико-фонематические нарушения. (страдает не только произносительная, но и страдают фонемат.процессы (восприятие звуков), ребенок путает на слух звуки, отдельные слова. (например: дизартрия).

3 группа. Общее недоразвитие речи. ОНР (страдают все уровни языковой системы: произносительные навыки, от отсутствия звуков до замен звуков, ограничение лекс.запаса, грамматические нарушения и связная речь. Может быть при дизартрии.).

ОНР Левина Р.Е. разделила на 3 вида, а позднее Филичева Т.Б. выделила 4ый уровень.
2 ГРУППА «Нарушения в применении средств общения» - ЗАИКАНИЕ.

Эти 2 классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы необходимо разрабатывать приемы и методы коррекционно-логопедической работы.