Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ
СРЕДЫ НА ТРАНСПОРТЕ
Самара
2022
Самарский государственный университет путей сообщения
Конспект лекций для обучающихся направления подготовки
27.03.01 Стандартизация и метрология профиль Метрология и метрологическое обеспечение
Харитонова М.Н. Организация доступной среды на транспорте : конспект лекций –
Самара: СамГУПС, 2022. – с.
Конспект лекций по дисциплине «Организация доступной среды на транспорте» предназначен для обучающихся для обучающихся направления подготовки
27.03.01 "Стандартизация и метрология", разработан на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и рабочей программы дисциплины. В конспекте представлены материалы лекций по восьми темам, списки рекомендуемой литературы по темам, иллюстративный материал и вопросы для самоконтроля. Конспект лекций окажет существенную помощь обучающимся при самостоятельном изучении дисциплины, а также при подготовке к аудиторным занятиям, итоговому тестированию и промежуточной аттестации.
Автор: М.Н. Харитонова, доцент кафедры "Экономика и финансы" СамГУПС
УДК
Рецензенты: М.Ю. Карышев, профессор кафедры "Экономика и финансы" СамГУПС
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Основные сведения о требованиях законодательства об обеспечении
доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта..
5 1.1. Международная правовая основа для обеспечения инвалидам равных с другими гражданами прав и свобод…........................................................... 5 1.2. Требования законодательства Российской Федерации по организации доступной среды для инвалидов……………………………………………..... 8 1.3. Обязанности по обеспечению для инвалидов доступной среды……………. 13
2.
Участники процесса формирования доступной среды для инвалидов
и МГН на транспорте………………………………………………………… 20 2.1. Общие положения……………………………………………………………… 20 2.2. Участники процесса формирования доступной среды для инвалидов и
МГН и их функции……………………………………………………………... 21 2.3. Взаимодействие участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и МГН на пассажирском транспорте………………………... 22
3.
Понимание потребностей инвалидов в помощи на объектах
транспортной инфраструктуры…………………………………………….. 30 3.1. Группы инвалидов……………………………………………………………... 30 3.2. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН……………………………… 33 3.3. Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений…………………………………………………………………… 36
4.
Общение с инвалидами и МГН. Действия работников транспортного
комплекса при оказании ситуационной помощи…………………………
45 4.1. Этика общения с инвалидами………………………………………………….. 45 4.2. Правила этикета при общении с инвалидами………………………………… 49 4.3. Способы общения с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении, имеющими нарушение зрение или незрячими, имеющими нарушение слуха, по интеллекту………………………………... 53 4.4. Оказание ситуационной помощи инвалидам на транспорте………………… 58
5.
Организация перевозки инвалидов и маломобильных пассажиров
на транспорте (по видам транспорта)……………………………………...
61 5.1. Организация пассажирских перевозок и технологии обслуживания инвалидов и маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте………………………………………………………………………. 61 5.2. Организация пассажирских перевозок и технологии обслуживания инва- лидов и маломобильных пассажиров на воздушном транспорте………….. 72
6.
Стандарты качества доступности объектов и услуг для инвалидов и
МГН организаций пассажирского железнодорожного транспорта…….
83
4 6.1. Критерии качества объектов и услуг для нужд маломобильных пассажиров……………………………………………………………………… 83 6.2. Система управления качеством пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте………………………………………………… 85 6.3. Стандарты качества доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов и МГН…………………………… 93
7.
Методика оценки доступности, паспортизации доступности объектов
и услуг организаций пассажирского транспорта………………………...
99 7.1. Алгоритм оценки доступности для маломобильных пассажиров объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг…………………. 99 7.2. Оценка параметров доступности объектов пассажирской инфраструктуры и предоставляемых услуг для пассажиров из числа инвалидов……………. 100 7.3. Уровни доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пасса- жирских поездов и предоставляемых услуг…………………………………. 106 7.4. Оформление паспорта доступности…………………………………………... 107 7.5. Основные показатели доступности, вносимые в реестр доступности……… 108
8.
Подготовка персонала для оказания «ситуационной помощи» инва-
лидам и МГН…………………………………………………………………..
112 8.1. Цели подготовки и классификация категорий персонала для обучения…… 112 8.2. Теоретическое и практическое обучение персонала специализированным действиям при обслуживании пассажиров с инвалидностью и МГН……… 113 8.3. Подготовка персонала предприятий железнодорожного транспорта для обслуживания маломобильных пассажиров…………………………………. 117
5
1. Основные сведения о требованиях законодательства
об обеспечении доступа инвалидов к объектам и услугам
пассажирского транспорта
План лекции:
1. Международная правовая основа для обеспечения инвалидам равных с другими гражданами прав и свобод.
2. Требования законодательства Российской Федерации по организации доступной среды для инвалидов.
3. Обязанности по обеспечению для инвалидов доступной среды.
«Инвалидность является составной частью человеческого существования.
Почти каждый из нас приобретает какую-либо стойкую или временную форму инвалидности на каком-либо этапе своей жизни. Мы должны прилагать больше усилий для устранения барьеров, из-за которых инвалиды во многих случаях оказываются изолированными от общества».
Генеральный директор ВОЗ д-р Маргарет Чен.
1.1. Международная правовая основа для обеспечения инвалидам
равных с другими гражданами прав и свобод
На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учре- ждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте.
Определенный шаг в этом направлении сделали США, где в 1933 году на пост президента страны был избран Франклин Рузвельт, обе ноги которого бы- ли парализованы.
После тяжелой и кровавой Второй мировой войны в мире осталось боль- шое количество инвалидов, которые способствовали популяризации идеи чело- веческого достоинства.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право людей на равные возможности.
6
В 60-х годах прошлого века начала разрабатываться новая концепция ин-
валидности
, тесно увязывающая медицинские аспекты ограничения возмож- ностей инвалидов с характером и структурой окружающей его среды и отноше- нием к нему общества.
1981 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Международ-
ным годом инвалидов,
важным итогом которого явилось принятие резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года Всемирной программы
действий в отношении инвалидов
. Подчеркивалось право инвалидов на рав-
ные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий
жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того,
впервые инвалидность была определена как функция отношений между инва-
лидами и их окружением.
Организация Объединенных Наций провела с 1983 по 1992 годы десяти-
летие инвалидов
и в 1992 году учредила ежегодный Международный день
инвалидов
– 3 декабря.
Конвенция о правах инвалидов
– конвенция ООН, принятая Генеральной
Ассамблеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года.
Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный
протокол
к ней.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам ин-
валидов
– орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рас- сматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним пред- ложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о наруше- ниях Конвенции государствами-участниками Протокола.
В статье 1 Конвенция определяет «смену парадигмы» в том, что касается отношения и подходов к инвалидам: «к инвалидам относятся лица с устой-
чивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными
нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут
мешать их полному эффективному участию в жизни общества наравне с
другими».
В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощре-
нии, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми ин-
валидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении
уважения присущего им достоинства.
7
Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд прин- ципов, на которых базируются все ее остальные положения.
К этим принципам, в частности, относятся:
– полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество;
– равенство возможностей;
– недискриминация по признаку инвалидности;
– доступность для инвалидов окружающей среды.
В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.
В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по при- чине инвалидности, в результате которых инвалид не может реализовать свои права и свободы в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дис-
криминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам рав-
ную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой
почве.
Это, в частности, означает, что государство устанавливает обяза- тельные для исполнения требования, направленные на обеспечение до- ступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.
Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспо-
собления
. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходя- щих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или не- оправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Разумное приспособление заключается в том, что деятельность органи- зации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации пу- тем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надпися- ми шрифтом Брайля, и т. п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инва- лидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т. п.
8
С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов.
Важной составляющей доступной среды является универсальный ди-
зайн
. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в макси- мально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный ди- зайн не исключает ассистивные (т. е. вспомогательные) устройства для кон- кретных групп инвалидов, где это необходимо.
В целом универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обста- новку, предметы максимально пригодными для использования всеми кате- гориями граждан.
Положения Конвенция ООН о правах инвалидов образуют международ- ную правовую основу для обеспечения инвалидам равных прав и свобод.
1.2. Требования законодательства Российской Федерации
по организации доступной среды для инвалидов
Статистика инвалидов в России насчитывала более 12 млн человек. Прак- тически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста.
По данным Росстата детей-инвалидов в России более 600 тыс. человек.
Статья 39 Конституции РФ 1993 г. гарантирует каждому нуждающемуся социальное обеспечение по инвалидности.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной за-
щите инвалидов в Российской Федерации»
является основным документом, определяющий политику государства в отношении инвалидов и инвалидности.
Проблема существовавшей системы социальной защиты инвалидов заклю- чалась в отсутствии в законодательстве норм, обязывающих все организации оказывать инвалидам помощь в преодолении барьеров, препятствующих им по- лучать услуги наравне с другими.
Конвенция о правах инвалидов
подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 года.
15 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратифи-
кации Конвенции о правах инвалидов»
9
Конвенция ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 года, после чего стала частью российского законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 утверждена государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 годы.
Цель – формирование условий для беспрепятственного доступа инвали- дов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а так- же интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни.
Основные задачи:
– оценка состояния доступности;
– повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в прио- ритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
– устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не яв- ляющихся инвалидами;
– обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам и иные задачи.
Правительство РФ Постановлением от 1 декабря 2015 г. № 1297 утвердило государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
Цели Программы – создание правовых, экономических и институциональ- ных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повыше- нию уровня их жизни.
Задачи Программы:
– обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других мало- мобильных групп населения;
– обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилита- ционным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;
– обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Ответственный исполнитель Программы – Министерство труда и социаль- ной защиты Российской Федерации.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении измене-
ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро-
сам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о
10
правах инвалидов»
содержитряд взаимоувязанных норм, определяющих обя- занности органов государственной власти по созданию для инвалидов безба- рьерной среды.
Основные положения, определяющие государственную политику по во- просам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, включе- ны, в частности, в статью 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Применение «Конвенции о правах инвалидов» на территории страны осу- ществляется путем принятия государственными органами нормативно- правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных поло- жений Конвенции.
Создание доступной среды для инвалидов регулируют:
– Федеральный закон от 24 ноября 2010 года N 181-ФЗ «О социаль- ной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15);
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова- нии в Российской Федерации» (ст. 79);
– Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах соци- ального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19) и др.
Внесены изменения в транспортное законодательство:
– Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
– «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от
07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 09.03.2016).
– Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О же- лезнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015).
– Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
– Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу в силу с 1 января 2016 г.).
– Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспор- та» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015).
11
Структура нормативной базы РФ, регулирующей вопросы обеспечения до- ступности объектов инфраструктуры пассажирского транспорта для инвалидов, представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура нормативной базы РФ, регулирующей вопросы формирования доступной среды для инвалидов
Формализованные требования прямого действия изложены в Федераль-
ном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности
зданий и сооружений»
. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транс- портной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспо- соблениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограни- ченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услу- гами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры (статья 12
Закона).
Установленные на уровне закона требования, обеспечивающие для инва- лидов доступность, конкретизированы в специальных правилах, которые скон- центрированы в документах, которые называются сводами правил.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010
№1047-Р утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил»
Нормативные документы, содержащие требования
обеспечения доступности
Требования
общего характера
- Конвенция о правах
инвалидов;
- №46-ФЗ «О
ратификации
Конвенции о правах
инвалидов»;
- №181-ФЗ «О
социальной защите
инвалидов» и др.
Формализованные
требования
Прямого действия:
- №384-ФЗ «Технический
регламент о
безопасности зданий и
сооружений»;
- СП 59.13330.2012
«Доступность зданий и
сооружений для
маломобильных групп
населения…» и др.
Опосредованные:
Транспортное
законодательство и
подзаконные акты