Файл: Технология беспроблемного общения т. Гордона калугина В. В. группа 1омрсж22.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЯ БЕСПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ Т. ГОРДОНА
Калугина В.В. группа 1ОМ-РСЖ/22
Его книги "Тренинг эффективности родителей" и "Тренинг эффективности учителя" пользуются особой популярностью.
Т. Гордон детально разрабатывает технологию, посредством которой можно практически решить такие сложные проблемы, как уважение потребностей ребенка, воспитание ответственности и установление демократических взаимоотношений в школе и дома. И хотя технологии Т. Гордона адресованы тем, кто общается с детьми, использовать их можно в общении с человеком любого возраста. В основе технологии Т. Гордона лежат идеи экзистенциально-гуманистических психологов:
о присущем человеку стремлении к реализации своих возможностей;
о необходимости безусловного принятия и самопринятия;
о долге каждого человека за любым поведением рассмотреть тенденцию к позитивному, конструктивному развитию, направленную к самоактуализации, зрелости, социальности и др.
В основе теории Т. Гордона лежит концепция «владения проблемой».
Проблемы взрослого − это такие проблемы, которые непосредственно мешают ему работать и комфортно ощущать себя. Если взрослый расстроен, зол и т.д., это означает, что именно у него и возникли проблемы, и их надо разрешить, так как это мешает ему чувствовать себя комфортно в своем пространстве.
Проблемы ребенка − это такие проблемы, которые беспокоят самого ребенка. Взрослый обязан узнать, что беспокоит ребенка, чтобы помочь ему «вернуться» в комфортное состояние.
Взрослый может узнать «что чье», задав себе вопросы:
«Оказывает ли поведение ребенка реальное, ощутимое или конкретное действие на меня?»,
«Чувствую ли я, что поведение ребенка неприемлемо, потому что оно мешает мне, раздражает меня?»
Если взрослый отвечает «Да», значит, проблема его собственная. Если «Нет» − ребенка.
Барьеры в общении по Т. Гордону
Обвинение
Поучение, наставление
Предостережение
Подход мученика
Сарказм
Пророчество
Приказы
Интерпретирование, диагноз
Успокаивание, утешение
Допрашивание, «вынюхивание»
Игнорирование содержания послания
Осмеивание, пристыживание
Связанные с отправителем
эмоциональная связь, непонятный или несвойственный слушателю код
Связанные с получателем
ожидания, (предварительный опыт общения)
Связаны с внешними условиями
эмоциональное либо временное давление, присутствие других людей и их ожидания, шум, несоответствующая температура, плохое физическое состояние
6 шагов технологии разрешения конфликтов по Т. Гордону
1. определение проблемы
2. поиск вариантов решения
3. обсуждение и оценка вариантов решения
4. выбор лучшего решения
5. поиск способов реализации решения, контракт
6.оценка найденного способа решения проблемы
Шаг 1 Определение проблемы
Выяснить причины неприемлемого поведения ребенка. Выслушать, применив методы "открывания дверей", пассивного и активного слушания.
Сообщить ему о своих потребностях и переживаниях, используя "Я-замечание".
Первый шаг надо завершить определением или формулировкой проблемы ("Как извлечь пользу из неинтересного урока?", "Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?").
Технологии эффективной коммуникации по Т. Гордону
Пассивное слушание (тишина).
Реакции признания, подтверждения.
«Открывание дверей».
Активное слушание
Технология слушания «открытая дверь»
Это ответы, которые не передают никаких собственных идей, суждений, чувств слушателя, но в то же время приглашают ребенка поделиться своими чувствами, идеями, суждениями. Они "открывают ему дверь".
"Я вижу",
"Интересно",
"правда?",
"неужели?", "не шутишь?" и т.п.
Другие более явно передают приглашение сказать больше:
"Расскажи мне об этом".
"Я хочу услышать об этом".
"Мне интересна твоя точка зрения".
"Давай обсудим это".
"Похоже, что это важно для тебя".
Эти сообщения побуждают людей начать или продолжать говорить. Они не создают эффекта, что у него "отняли мяч", как бывает при таких ваших сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т.п. "Открытая дверь" оставляет ваши мысли и чувства вне коммуникации. "Открытая дверь" предполагает принятие ребенка, его уважение как личности, например: "Ты имеешь право выражать свои чувства "; "Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами"; "Я могу научиться чему-то у тебя"; "Я действительно хочу узнать твою точку зрения"; "Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать"; "Я заинтересован в тебе".
Пример диалога при активном слушание
А: Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.
Б.: Ты действительно устала от школы.
А: Иногда я ненавижу ее.
Б: Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.
А: Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.
Б: Ты просто ненавидишь все, связанное со школой. С: Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже всех.
А: Ты ненавидишь какую-то одну. Так?
Структура «Я-высказывания» включает в себя четыре основных составляющих (1-4) и одну дополнительную (5):
Факт. Изначально описывается безоценочно фактическая сторона события, то есть то, что происходило, как можно точнее и конкретнее. Обычно подобное высказывание начинается со слова «когда».
Чувства. На данном этапе говорящий называет собеседнику свои чувства и эмоции, которые он испытал в связи с произошедшим фактом (например, «я почувствовал (а)» или «мне понравилось/не понравилось»).
Объяснение. Говорящий называет и объясняет причины, в связи с которыми возникло данное чувство. Подобное высказывание обычно содержит в себе такие речевые обороты как: «потому что», «из-за того, что» и т. д.
Желание. Говорящий предлагает желаемый вариант развития ситуации: «я хочу».
Намерения. Высказывание говорящего о том, что он собирается делать и как, в связи с произошедшим фактом (например, «я собираюсь», «я буду», «я не буду» и т. д.)
Стиуации для формирования «Я-высказывания»
Студенты включают zoom, но не слушают лекции
Ребенок говорит «я не пойду больше в школу, там неинтересно»
Коля– дурак, я его ненавижу
Пример
Мне трудно говорить, когда кто-то еще разговаривает параллельно со мной. Если у тебя есть какой-то вопрос — задай его после того, как я договорю. Также, возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Мне не нравится, когда меня игнорируют и не слушают, ведь я говорю довольно важные вещи. Пожалуйста, будь чутче к тому, что я говорю.
В данной ситуации меня очень расстроило твое поведение. Ведь я знаю, что ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан
Шаг 2 Поиск вариантов решения
Искать надо вместе.
Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они на первый взгляд не годятся.
Предлагается любая идея и ни одна из них не критикуется.
Способы нашей псевдопомощи разнообразны.
Т. Гордон насчитывает двенадцать основных блоков. Все они похожи одним: закрывают пути разрешения проблем ребенка, мешают ему.
Способы, якобы предлагающие ребенку разрешение проблемы:
Приказы, команды, указания (например: "Хватит тебе жаловаться, работай хорошенько!").
Предупреждение, угроза (например: "Тебе лучше бы заняться делом, если ты собираешься получить хорошую оценку").
Морализирование, поучение, наставление, указание обязанностей (например: "Ты знаешь, что учеба - это твоя работа", "Тебе следует оставлять свои заботы дома, там им место").
Совет, предлагаемые решения и предложения (например: "Тебе надо разработать хороший распорядок дня, тогда ты будешь все успевать делать").
Поучение, наставление, убеждение, приведение логических аргументов (например: "Давай взглянем на факты. Вспомни: осталось всего 34 школьных дня до экзаменов!").
ПОСЛЕДСТВИЯ:
Эти виды высказываний в скрытой форме коммуницируют ребенку отсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым его как личности, недоверие к его компетентности и способности самому принять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению к родителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой и властью. Следующие четыре блока содержат осуждение, оценку и подавление.
Порицание, критика, несогласие, осуждение (например: "Ты попросту большой лентяй (или страшный бездельник)!").
Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипизация (например: "Ты ведешь себя, как четвероклассник, а не старшеклассник").
Истолковывание, оценка, "диагноз" (например: "Ты просто стараешься увильнуть от этого задания").
Поощрение, соглашение, положительная оценка (например: "Ты действительно очень способный мальчик. Я уверен, ты найдешь выход из этой ситуации").
Одобрение, симпатия, поддержка (например: "Ты не первый, кто переживает такое. У меня тоже были такие же трудности. Поверь, ты привыкнешь и станет легче").
ПОСЛЕДСТВИЯ:
недоверие ребенка к мере компетентности и авторитету самого взрослого;
неспособность самостоятельно разрешать поставленные задачи, проявлять инициативу, блокирует развитие личностной автономии;
чувство личностной неадекватности и неполноценности, которое может стать основой формирования комплекса неполноценности, причиной борьбы за власть, превосходство, определить выбор неадекватных жизненных стратегий
Следующий блок - вопросы.
Вопрос-допытывание (например: "Ты думаешь, что задание слишком трудное? Сколько времени ты на него потратил? Сколько же часов ты убил на него?").
Последствия: ощущение зависимости и беспомощности
перед взрослым.
И последний блок - смена темы, отвлечение.
Уход, отвлечение, сарказм, юмор, развлечение (например: "Успокойся, давай поговорим о чем-нибудь приятном", "Сейчас не время", "Давай возвратимся к уроку", "Кажется, кто-то сегодня не с той ноги встал").
Последствия: переживание ребенком эмоционального отвержения взрослым его и его чувств, возрастание тревожности, связанной с угрозой вторжения в мир его внутренних переживаний
Это все как раз те способы, которые профессиональные психотерапевты и консультанты стараются избегать в работе с детьми.
Шаг 3 Обсуждение и оценка
Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения.
Исходный принцип: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон - и ребенка и взрослого.
Шаг 4 Выбор лучшего решения
Задавать друг другу вопросы: "Если мы используем эту идею, что получится?"; "Будет ли каждый доволен?"; "Нет ли здесь недостатков?"; "В чем ошибки этого варианта решения?"
Принятое решение можно зафиксировать письменно. Пусть обе стороны подпишут "контракт". Так надежнее, хотя на первый взгляд кажется, что и ни к чему.
Шаг 5 Поиск путей выполнения решения
Что надо делать в начале, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт "контракта".
Шаг 6 Оценка
Насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом можно спросить друг друга: "Решена проблема?", "Вы довольны тем, что мы сделали?"
Мнение Т. Гордона относительно поощрения
Когда у ребенка возникают свои проблемы, которые обычно означают несчастье или недовольство собой, поощрение либо не имеет успеха, либо не будет услышано. Ребенок подумает, что взрослый его не понимает или нарочно «издевается»
Когда отношения «ребенок − взрослый» находятся в беспроблемной сфере, спонтанное, естественное поощрение воспринимается всего лишь как положительная реакция на успешную деятельность ребенка.
Калугина В.В. группа 1ОМ-РСЖ/22
Его книги "Тренинг эффективности родителей" и "Тренинг эффективности учителя" пользуются особой популярностью.
Т. Гордон детально разрабатывает технологию, посредством которой можно практически решить такие сложные проблемы, как уважение потребностей ребенка, воспитание ответственности и установление демократических взаимоотношений в школе и дома. И хотя технологии Т. Гордона адресованы тем, кто общается с детьми, использовать их можно в общении с человеком любого возраста. В основе технологии Т. Гордона лежат идеи экзистенциально-гуманистических психологов:
о присущем человеку стремлении к реализации своих возможностей;
о необходимости безусловного принятия и самопринятия;
о долге каждого человека за любым поведением рассмотреть тенденцию к позитивному, конструктивному развитию, направленную к самоактуализации, зрелости, социальности и др.
В основе теории Т. Гордона лежит концепция «владения проблемой».
Проблемы взрослого − это такие проблемы, которые непосредственно мешают ему работать и комфортно ощущать себя. Если взрослый расстроен, зол и т.д., это означает, что именно у него и возникли проблемы, и их надо разрешить, так как это мешает ему чувствовать себя комфортно в своем пространстве.
Проблемы ребенка − это такие проблемы, которые беспокоят самого ребенка. Взрослый обязан узнать, что беспокоит ребенка, чтобы помочь ему «вернуться» в комфортное состояние.
Взрослый может узнать «что чье», задав себе вопросы:
«Оказывает ли поведение ребенка реальное, ощутимое или конкретное действие на меня?»,
«Чувствую ли я, что поведение ребенка неприемлемо, потому что оно мешает мне, раздражает меня?»
Если взрослый отвечает «Да», значит, проблема его собственная. Если «Нет» − ребенка.
Барьеры в общении по Т. Гордону
Обвинение
Поучение, наставление
Предостережение
Подход мученика
Сарказм
Пророчество
Приказы
Интерпретирование, диагноз
Успокаивание, утешение
Допрашивание, «вынюхивание»
Игнорирование содержания послания
Осмеивание, пристыживание
Связанные с отправителем
эмоциональная связь, непонятный или несвойственный слушателю код
Связанные с получателем
ожидания, (предварительный опыт общения)
Связаны с внешними условиями
эмоциональное либо временное давление, присутствие других людей и их ожидания, шум, несоответствующая температура, плохое физическое состояние
6 шагов технологии разрешения конфликтов по Т. Гордону
1. определение проблемы
2. поиск вариантов решения
3. обсуждение и оценка вариантов решения
4. выбор лучшего решения
5. поиск способов реализации решения, контракт
6.оценка найденного способа решения проблемы
Шаг 1 Определение проблемы
Выяснить причины неприемлемого поведения ребенка. Выслушать, применив методы "открывания дверей", пассивного и активного слушания.
Сообщить ему о своих потребностях и переживаниях, используя "Я-замечание".
Первый шаг надо завершить определением или формулировкой проблемы ("Как извлечь пользу из неинтересного урока?", "Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?").
Технологии эффективной коммуникации по Т. Гордону
Пассивное слушание (тишина).
Реакции признания, подтверждения.
«Открывание дверей».
Активное слушание
Технология слушания «открытая дверь»
Это ответы, которые не передают никаких собственных идей, суждений, чувств слушателя, но в то же время приглашают ребенка поделиться своими чувствами, идеями, суждениями. Они "открывают ему дверь".
"Я вижу",
"Интересно",
"правда?",
"неужели?", "не шутишь?" и т.п.
Другие более явно передают приглашение сказать больше:
"Расскажи мне об этом".
"Я хочу услышать об этом".
"Мне интересна твоя точка зрения".
"Давай обсудим это".
"Похоже, что это важно для тебя".
Эти сообщения побуждают людей начать или продолжать говорить. Они не создают эффекта, что у него "отняли мяч", как бывает при таких ваших сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т.п. "Открытая дверь" оставляет ваши мысли и чувства вне коммуникации. "Открытая дверь" предполагает принятие ребенка, его уважение как личности, например: "Ты имеешь право выражать свои чувства "; "Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами"; "Я могу научиться чему-то у тебя"; "Я действительно хочу узнать твою точку зрения"; "Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать"; "Я заинтересован в тебе".
Пример диалога при активном слушание
А: Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.
Б.: Ты действительно устала от школы.
А: Иногда я ненавижу ее.
Б: Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.
А: Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.
Б: Ты просто ненавидишь все, связанное со школой. С: Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже всех.
А: Ты ненавидишь какую-то одну. Так?
Структура «Я-высказывания» включает в себя четыре основных составляющих (1-4) и одну дополнительную (5):
Факт. Изначально описывается безоценочно фактическая сторона события, то есть то, что происходило, как можно точнее и конкретнее. Обычно подобное высказывание начинается со слова «когда».
Чувства. На данном этапе говорящий называет собеседнику свои чувства и эмоции, которые он испытал в связи с произошедшим фактом (например, «я почувствовал (а)» или «мне понравилось/не понравилось»).
Объяснение. Говорящий называет и объясняет причины, в связи с которыми возникло данное чувство. Подобное высказывание обычно содержит в себе такие речевые обороты как: «потому что», «из-за того, что» и т. д.
Желание. Говорящий предлагает желаемый вариант развития ситуации: «я хочу».
Намерения. Высказывание говорящего о том, что он собирается делать и как, в связи с произошедшим фактом (например, «я собираюсь», «я буду», «я не буду» и т. д.)
Стиуации для формирования «Я-высказывания»
Студенты включают zoom, но не слушают лекции
Ребенок говорит «я не пойду больше в школу, там неинтересно»
Коля– дурак, я его ненавижу
Пример
Мне трудно говорить, когда кто-то еще разговаривает параллельно со мной. Если у тебя есть какой-то вопрос — задай его после того, как я договорю. Также, возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Мне не нравится, когда меня игнорируют и не слушают, ведь я говорю довольно важные вещи. Пожалуйста, будь чутче к тому, что я говорю.
В данной ситуации меня очень расстроило твое поведение. Ведь я знаю, что ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан
Шаг 2 Поиск вариантов решения
Искать надо вместе.
Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они на первый взгляд не годятся.
Предлагается любая идея и ни одна из них не критикуется.
Способы нашей псевдопомощи разнообразны.
Т. Гордон насчитывает двенадцать основных блоков. Все они похожи одним: закрывают пути разрешения проблем ребенка, мешают ему.
Способы, якобы предлагающие ребенку разрешение проблемы:
Приказы, команды, указания (например: "Хватит тебе жаловаться, работай хорошенько!").
Предупреждение, угроза (например: "Тебе лучше бы заняться делом, если ты собираешься получить хорошую оценку").
Морализирование, поучение, наставление, указание обязанностей (например: "Ты знаешь, что учеба - это твоя работа", "Тебе следует оставлять свои заботы дома, там им место").
Совет, предлагаемые решения и предложения (например: "Тебе надо разработать хороший распорядок дня, тогда ты будешь все успевать делать").
Поучение, наставление, убеждение, приведение логических аргументов (например: "Давай взглянем на факты. Вспомни: осталось всего 34 школьных дня до экзаменов!").
ПОСЛЕДСТВИЯ:
Эти виды высказываний в скрытой форме коммуницируют ребенку отсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым его как личности, недоверие к его компетентности и способности самому принять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению к родителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой и властью. Следующие четыре блока содержат осуждение, оценку и подавление.
Порицание, критика, несогласие, осуждение (например: "Ты попросту большой лентяй (или страшный бездельник)!").
Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипизация (например: "Ты ведешь себя, как четвероклассник, а не старшеклассник").
Истолковывание, оценка, "диагноз" (например: "Ты просто стараешься увильнуть от этого задания").
Поощрение, соглашение, положительная оценка (например: "Ты действительно очень способный мальчик. Я уверен, ты найдешь выход из этой ситуации").
Одобрение, симпатия, поддержка (например: "Ты не первый, кто переживает такое. У меня тоже были такие же трудности. Поверь, ты привыкнешь и станет легче").
ПОСЛЕДСТВИЯ:
недоверие ребенка к мере компетентности и авторитету самого взрослого;
неспособность самостоятельно разрешать поставленные задачи, проявлять инициативу, блокирует развитие личностной автономии;
чувство личностной неадекватности и неполноценности, которое может стать основой формирования комплекса неполноценности, причиной борьбы за власть, превосходство, определить выбор неадекватных жизненных стратегий
Следующий блок - вопросы.
Вопрос-допытывание (например: "Ты думаешь, что задание слишком трудное? Сколько времени ты на него потратил? Сколько же часов ты убил на него?").
Последствия: ощущение зависимости и беспомощности
перед взрослым.
И последний блок - смена темы, отвлечение.
Уход, отвлечение, сарказм, юмор, развлечение (например: "Успокойся, давай поговорим о чем-нибудь приятном", "Сейчас не время", "Давай возвратимся к уроку", "Кажется, кто-то сегодня не с той ноги встал").
Последствия: переживание ребенком эмоционального отвержения взрослым его и его чувств, возрастание тревожности, связанной с угрозой вторжения в мир его внутренних переживаний
Это все как раз те способы, которые профессиональные психотерапевты и консультанты стараются избегать в работе с детьми.
Шаг 3 Обсуждение и оценка
Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения.
Исходный принцип: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон - и ребенка и взрослого.
Шаг 4 Выбор лучшего решения
Задавать друг другу вопросы: "Если мы используем эту идею, что получится?"; "Будет ли каждый доволен?"; "Нет ли здесь недостатков?"; "В чем ошибки этого варианта решения?"
Принятое решение можно зафиксировать письменно. Пусть обе стороны подпишут "контракт". Так надежнее, хотя на первый взгляд кажется, что и ни к чему.
Шаг 5 Поиск путей выполнения решения
Что надо делать в начале, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт "контракта".
Шаг 6 Оценка
Насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом можно спросить друг друга: "Решена проблема?", "Вы довольны тем, что мы сделали?"
Мнение Т. Гордона относительно поощрения
Когда у ребенка возникают свои проблемы, которые обычно означают несчастье или недовольство собой, поощрение либо не имеет успеха, либо не будет услышано. Ребенок подумает, что взрослый его не понимает или нарочно «издевается»
Когда отношения «ребенок − взрослый» находятся в беспроблемной сфере, спонтанное, естественное поощрение воспринимается всего лишь как положительная реакция на успешную деятельность ребенка.