Файл: Содержание Введение Возникновение экономики как науки Этапы развития экономической науки Современные тенденции в экономической науке Заключение Список использованной литературы Введение.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………….…………………………………….3
1. Возникновение экономики как науки………………………………………..5
2. Этапы развития экономической науки………………………………..…….11
3. Современные тенденции в экономической науке………………………….20
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………..32
Введение
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
Экономическая теория есть наука о богатстве.
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
Мой выбор пал именно на эту тему потому как экономическая наука прошла много интересных этапов своего развития. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. С течением времени экономическая теория развивалась, и на сегодняшний день мы имеем стройную систему, позволяющую объяснить экономические процессы, происходящие в обществе.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что сегодня интерес образованных людей к экономической науке растет с каждым днем. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом.
Цель курсовой работы – рассмотреть экономику как науку.
Задачи мои следующие: 1) Охарактеризовать возникновение экономики как науки. 2) Выделить этапы развития экономической науки. 3) Проанализировать современные тенденции в экономической науке.
-
Возникновение экономики как науки
Слово «Экономика» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Само название науки, являющееся древнегреческим, говорит о том, что появилась экономика на свет благодаря древнегреческим ученым, философам и историкам.
Можно сказать, что все началось с Сократа (470 -390 до нашей эры). Однако этот философ проповедовал на улицах и площадях, поэтому не оставил после себя никаких письменных работ. По официальному обвинению Сократ •был казнен (принял яд цикуты) за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе (видимо, развращать в старом духе было можно).
Дело Сократа продолжили два его знаменитых ученика - Ксенофонт и Платон, которые и рассказали людям об учении Сократа и его деятельности.
Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями», потому что они рассказывают о Сократе и его учении. Эти произведения являются незаменимым источником не только по социальной и политической, но и по экономической истории Греции.
Кроме того, продолжая научные исследования Сократа, он написал следующие произведения.
- «О доходах», в котором попытался найти выход из экономических трудностей Афин;
- «О домашнем хозяйстве», в котором дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. По сути, это и есть уже экономика.
Платон (около 428-348 до нашей эры)организовал свою знаменитую Академию (слово академия происходит от имени мифического героя Академа) и создал большое количество различных произведений, большинство из которых написано в форме диалога, одним из участников которого является Сократ. В своих произведениях он тоже пытается осмыслить роль денег и правила мудрого ведения домашнего и государственного хозяйства.
Одним из «выпускников» Академии Платона оказался древнегреческий философ и ученый Аристотель (около 384-322 до нашей эры), в последующем воспитатель и наставник Александра Македонского, который по праву считается родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах.
Аристотель начал свои научные изыскания в области экономики с исследования товарно-денежных отношений и вплотную подошел к пониманию разницы между натуральным хозяйством, при котором люди производят все необходимые вещи и продукты питания для самого себя, и товарным производством, при котором люди производят вещи для продажи (запомните, товар - это продукт труда, который произведен не для себя, а именно для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определенных исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке).
Анализируя вопрос купли-продажи, Аристотель заявил о том, что существуют два вида богатства.
Первый вид богатств, по его мнению, образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством.
Если он продаст часть произведенной продукции, то полученные за них деньги тоже будут являться первым видом богатства, потому что эти немногочисленные деньги он потратит на приобретение необходимых вещей.
Однако в мире существуют еще и посредники, которые ничего не производят, а только покупают продукцию у одних и перепродают ее другим. У этих посредников тоже возникает богатство от перепродаж. Такое богатство, по мнению Аристотеля, относится уже ко второму виду, потому что данное богатство накапливается ради самого богатства.
Первый вид богатства Аристотель называл естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности
, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этим богатством.
Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.
В связи с этим, Аристотель разделил экономическую науку на две части: экономию и хрематистику. Экономия должна изучать естественные процессы (производство потребительных стоимостей), а хрематистика должна изучать противоестественные процессы (крупную торговлю, занимающуюся перепродажей товаров, и накопление денег в большом количестве). К хрематистике Аристотель относился отрицательно.
При восприятии утверждений Аристотеля мы должны отдавать себе отчет в том, что свои научные выводы по экономике он делал еще до нашей эры и при этом являлся первопроходцем в данной отрасли знаний.
В то время еще не существовало такого понятия, как энергия, и Аристотель не мог тогда сделать вывод о том, что деньги (богатство) обладают потенциальной энергией, потому способны совершать работу. А работа, совершенная в интересах человека, является благом для человека. Именно поэтому Аристотель не мог сменить своего отрицательного отношения к хрематистике (к накоплению крупного богатства, к крупной торговле) на положительное.
Тем не менее, работы Аристотеля привели к появлению такой науки, как экономика, а желание отделить хрематистику от экономии привело Аристотеля к необходимости сделать научный анализ таким понятиям как товар и обмен.
Дальнейшие размышления Аристотеля привели его к мысли о том, что существует как бы две стоимости товаров.
Одна стоимость (производственная) формируется из тех затрат, что понес человек при изготовлении товара (при изготовлении двери человек тратит дерево, краску, гвозди, свой труд, свое время и т.д.)
Вторая стоимость (потребительная) формируется из желаний и способностей людей приобрести этот товар. Предположим, человек затратил на изготовление двери 100 рублей, плюс две недели своего рабочего времени, но люди на рынке эту дверь не покупают до тех пор, пока цена не окажется равной 80 рублям. Или наоборот, люди с радостью покупают эту дверь за триста рублей. Другими словами, потребительная стоимость двери не зависит напрямую от производственной стоимости, и в первом случае она равняется 80 рублям, а во тором - 300 рублям. Потребительная стоимость возникает не из затрат производителя, а из желаний и денежных возможностей покупателей.
Все эти размышления приводят Аристотеля к мысли о том, что в процессе производства и продажи товаров приходится сравнивать между собой несравнимые вещи: двухнедельный труд человека сравнивается с пятью килограммами краски, для того, чтобы определить, что из них дороже. Красивое ожерелье сравнивается с полезной сохой и т.д.
В результате Аристотель приходит к выводу о том, что сравнить эти вещи между собой помогут деньги и ничто другое.
К. Маркс считал учение Аристотеля вершиной древнегреческой философии и писал о нем следующее:
«Гении Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV- III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слове, а второй – уделом “простолюдинов”, основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции.
Считается, термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял «экономику» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и «хрематистику» (искусство наживать богатство, делать деньги).