Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента курсовая работа обеспечение экономической безопасности в нефтегазовом секторе российской федерации.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2 – Косвенные показатели оценки уровня экономической безопасности нефтегазового сектора
Организационные показатели | Экологические показатели |
Индекс юридических прав | Эффективность системы экологического менеджмента |
Индекс кредитной информации | Учет энергопотребления |
Индекс открытости | Учет выброса парных газов |
Индекс защиты интересов инвесторов | Эффективность программ по снижению выбросов газов |
Уровень инвестиционной привлекательности | Удельные валовые выбросы в атмосферу |
Налоговые поступления | Уровень утилизации природного попутного газа |
Государственная | Отношение площади загрязненных земель на начало и конец года |
Стоимость экспорта | Удельное количество разлитой нефти, конденсата и нефтепродуктов в результате аварий |
| Доля высокоэкологичного топлива |
Таким образом, для оценки конкурентоспособности стран по уровню экономической безопасности нефтегазового сектора необходимо разработка единой методологии. В настоящее время существует множество проблем, препятствующих разработки предполагаемого индекса, большинство из которых связаны с национальными различиями стран. Разработка единого методологического подхода позволит ранжировать страны по эффективности обеспечения экономической безопасности нефтегазового комплекса.
3 Угрозы экономической безопасности в нефтегазовом секторе и пути их нейтрализации
3.1 Потенциальные и реальные угрозы обеспечения экономической безопасности в нефтегазовом комплексе
Все угрозы экономической безопасности будь то потенциальные или реальные можно разделить на внешние и внутренние. Однозначно дать ранг опасности и наибольшую важность каких-либо групп угроз нельзя, поскольку каждая из них оказывает существенное влияние на состояние экономической безопасности.
Длительное время одной из важнейших внешних угроз была проблема транспортировки каспийской нефти. Регион обладает значительным потенциалом: добыча нефти и газа из года в год увеличивается, компания проявляют все больший интерес к разработке Каспийских месторождений; однако, логистические потоки налажены не в полной мере. В целях увеличения реализации добытого сырья организации занимаются поиском новых путей транзита топлива. Каждая страна определяет наиболее выгодные для себя направления будущих трубопроводов. На данный момент наиболее реальными и целесообразными являются два сценария: транспортировка через Турцию, Болгарию, Армению, Грузию, Грецию и прикаспийские страны; транспортировка через Афганистан, Индийский океан в Европу. Оба сценария являются реально опасными для экономической безопасности России, поскольку она остается в стороне от транзитных потоков.
Стоит отметить, что российские компании значительно распространены в данном регионе. Это связано с тем, что себестоимость добычи нефти на Каспии ниже, чем в той же Сибири; а транспортировка дешевле в связи с тем, что трубопровод короче. Однако если будет построен трубопровод в обход России, то ситуация ухудшится. Для обеспечения безопасности Россия должна усилить свои позиции, поддерживать положение на Каспийском море, контролировать действия государств, имеющих свои интересы в отношении данного региона; предлагать конструктивные решения, защищающие безопасность государства.
Еще одной внешней проблемой являются антироссийские санкции. Основным импортером российских нефтепродуктов является именно Европа, поэтому ограничения, проявляющиеся наряду со снижением энергетической зависимости стран от российской нефти, наносят существенный урон безопасности государства. Пока позиция Европейского Союза остается неизменной – угроза экономической безопасности и конкурентоспособности РФ остается. Кроме того, элементом санкций стал запрет на использование импортных нефтегазовых технологий российскими компаниями – новые научные достижения, позволяющие увеличить добычу, переработку сырья, России недоступны. Все это повлияло на то, что темпы роста добытых объемов ресурсов сокращаются, снижается долгосрочная эффективность отечественного нефтегазового сектора. Краткосрочными результатами санкций стала необходимость поиска источников финансирования, помощи государства, снижение реализации инвестиционных программ ряда компаний.
Можно сказать, что в результате действия санкций, Россия оказалась исключена из системы МРТ, и применяемая в России модель «поставка сырья –получение оборудования» сыграла злую шутку. Российская экономика зависит от иностранных технологий, отсутствие каналов их получения наносит серьезный ущерб всем экономическим процессам. Решением данной проблемы является развитие собственного научного потенциала, использования отечественного оборудования, как например, компания Сургутнефтегаз[6].
Следующей не менее опасной угрозой является нефтяной терроризм, начавшийся еще в 1990-е года. По данным ООН около 80% денежных средств террористы получают за счет торговли нефтью. В 2014 году Европейский парламент подготовил отчет, в котором заявил о том, что некоторые страны ЕС покупают нефть у боевиков ИГ. Однако ООН считает, что в ближайшее время данную проблему удастся побороть, так за 2016 год доходы террористов от продажи нефти упали в два раза до 260 млн. долл. в результате военного давления.
Среди угроз, наносящих наибольший ущерб экономики, можно «теневую нефтянку» – экономические преступления, продвигаемые руководителями легальных компаний. Согласно данным Департамента экономической безопасности именно нефтегазовая отрасль отличается наибольшим количество экономических преступлений. В целом данные преступления можно классифицировать на три группы: это уклонение от уплаты налогов (реализация готовой продукции под видом полуфабрикатов); незаконное извлечение сверхприбыли путем добычи сырья сверх предусмотренных федеральными лицензиями нормативов; использование трансфертных цен для минимизации налогообложения[5].
Среди реальных внутренних угроз можно также выделить увеличение объема устаревшей морально изношенной техники и дефицит инвестиций в нефтегазовом секторе, отсутствие инновационного развития. Для предотвращения вышеперечисленных угроз необходимо эффективное финансовое стимулирование для проведения исследований, поощрение компаний, которые внедряют и развивают отечественные технологии; внедрение различных инвестиционных программ.
Наиболее опасные потенциальные угрозы – вероятность стихийных бедствий, аномалий природы; возможность диверсий, террористических актов. Реализация данных угроз экономической безопасности может привести к нестабильному функционированию нефтегазового комплекса, замедлению развития экономики, обострению проблем социальной защиты населения. Устранить угрозы возможно путем совершенствования системы контроля, разработки мероприятий по предотвращению преступлений на нефтегазовых объектах – развитие института управления нефтегазовыми объектами для их безопасного функционирования.
Таким образом, деятельность нефтегазового сектора сталкивается с большим количеством угроз. Из года в год напряженные отношения России и Европейских стран данные проблемы лишь усугубляют, подрывая основы экономической безопасности отрасли и всей экономики в целом. Необходимо проведение комплекса мер, как части стратегии развитии нефтегазовой промышленности, для минимизации угроз экономической безопасности.
3.2 Перспективы развития нефтегазового комплекса, как фактора обеспечения экономической безопасности РФ
С 12 по 21 апреля в АО «Экспоцентр» проходила 17-я международная выставка «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса», в ходе которой осуждались технологические и инновационные проблемы развития нефтегазового сектора. Выставка «Нефтегаз» из года в год предоставляет возможность получить информацию о перспективах развития комплекса. Это поле для демонстрации собственных технологий, заключения выгодных контрактов и решения ряда маркетинговых вопросов.
Согласно энергетической политики России дальнейшее развитие нефтегазового комплекса нуждается в решении ряда вопросов:
-
обеспечение восстановления ресурсной базы нефтегазовой промышленности; -
рациональное использования получаемого сырья; -
поддержание безопасности нефтегазового сектора; -
расширение влияние российских предприятий на мировой арене; -
рост и модернизация месторождений.
Стратегической задачей развития нефтегазового комплекса страны является модернизация технологических процессов поиска, разведки, освоения месторождений, добычи сырья.
Приоритетным направлением прироста ресурсов и запасов нефтегазвой продукции выступает проведение геологоразведочных работ (ГРР) в отложениях баженовской свиты Западной Сибири и в доюрских отложениях Восточной Сибири. Долгосрочное развитие нефтегазовой сферы связаны с уменьшением добычи нефти и газа на месторождениях Европейской части России,и с постепенным переходом к использованию природно-ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока. Однако достичь необходимо уровня добычи остается на данный момент невозможным, в связи с низкими темпами строительства логистических потоков.
Также, происходит изменение структуры минерально-сырьевой базы и разрабатываемых месторождений. Упор на крупные месторождения заменяется большим количеством мелких и труднодоступных месторождений.
Приоритетными задачами нефтегазового сектора в поиске, разведки и разработке месторождений нефти и газа РФ в ближайшее время являются:
-
осадочные бассейны шельфа Северного Ледовитого океана -
слабо изученные провинции на суше -
до сих пор не введенные в разработку крупные месторождения в районе Сибири и Дальнего Востока -
уникальные ресурсы нефти нетрадиционных источников -
рациональное использование остаточных запасов используемых месторождений -
поиск, разведка и разработка новых месторождений в существующих нефтегазовых бассейнах.
Перспективные уровни добычи нефти и газа определяются следующими факторами – спрос на сырье и уровень мировых цен на него, развитость транспортной инфраструктуры, налоговые условиями и научно-технические достижениями в разведке и разработке месторождений, качество разведанной сырьевой базы[12].
Согласно исследованиям, к 2020 году месторождения Западной Сибири останутся лидирующими в добыче нефти, однако их доля сократится примерно до 55% (на данный момент около 70%); на Восток будет приходится около 15-20% запасов (на данный момент 10%). Перспективные объемы добычи нефти при благоприятном социально-экономическом развитии страны в 2020 составят около 520 млн. тонн., а при умеренном варианте СЭР около 450 млн. тонн. В любом случае, наиболее важной задачей является сохранение необходимой структуры запасов (в том числе территориальной), наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу. В Европейской части России перспективная добычи нефти к 2020 году будет составлять 100 млн. тонн. При проведении интенсивных ГРР сырьевая база позволит добывать около 80 млн. тонн нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом на шельфе острова Сахалин добыча нефти при благоприятных условиях составит порядка около 25 млн. тонн, при критических – около 16 млн. тонн.
Развитие газовой промышленности будет осуществляться за счет месторождений Тюменской, Томской, Оренбургской и Астраханской областей. Также, ожидается создание новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В дальнейшем возможны формирование и экспорт потоков газа из этих районов. Кроме того, одним из направлений ГРР по добыче газа является освоение акватории морей и океанов. Сейчас открыто около 50 газовых морских месторождений, в то время как за рубежом аналогичных месторождений свыше 2000. Такой разрыв связан со слабым и неравномерным изучением акватории морей. Развитие морских ГРР по добыче газа рассматривается как важнейшее перспективное направление, которое может обеспечить длительное функционирование газовой промышленности России [11].