Файл: Конспект урока предмет русский язык. Класс 5 Студент Полякова Анастасия Евгеньевна Тема Морфемика Тип урока обобщение и систематизация знаний Цель Повторение материала по теме Морфемика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык.

Класс: 5

Студент: Полякова Анастасия Евгеньевна

Тема: Морфемика

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: Повторение материала по теме «Морфемика».

Задачи:

Образовательные: уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»; повторить орфографию («Правописание приставок»); вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Развивающие: развитие каллиграфических навыков письма, умения делать выводы на основе выполненных упражнений, устной речи учащихся.

Воспитательные: воспитывать аккуратность на примере записи в тетради и на доске; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают, что такое «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа», знать алгоритм разбора слов по составу.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные: распознают в слове отдельные единицы.

Регулятивные: формулируют учебные задачи, контролируют и оценивают собственную учебную деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в устной форме, применяют правила общения, контролируют свои действия, высказывают свое мнение.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявляют учебно-познавательный интерес, умеют самостоятельно выполнять определенные учителем виды работы, самостоятельно оценивают свою работу.


ХОД УРОКА:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Для начала проверим свою готовность к уроку. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-Обратимся к эпиграфу урока. 

-Ребята, о каких частях здесь говорится?

-Какие морфемы вы знаете?

-А как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части?


Выразительное чтение эпиграфа.
-Окончание, корень, приставка, суффикс.
-Морфемика.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей и задач

-Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать.

Откройте рабочие тетради и запишите дату «…..», классная работа, тему сегодняшнего урока : «Морфемика. Повторение».


Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цель, над выполнением которой мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Что же именно мы должны повторить? Какие задачи вы ставите перед собой?

У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными.

На доске: проводится самопроверка или взаимопроверка работ по эталону и заранее определённым критериям, например: 
«5» - без ошибок ( высокий )
«4» - 1 ошибка (повышенный )
«3» - 2 ошибки ( базовый )
«2» - 3-4 ошибки ( пониженный ) 

Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Собери слово».

Работа в парах. Перед вами на столах лежат морфемы. Кто быстрее составит три слова из этих морфем? Запишите слова. (при-, сид-, -ый, школь-, -ишь, -н-, -к-, -а, собач-).

Получились слова- пришкольный, сидишь, собачка.

Оцените себя.

Трудно собирать слова?


-Слова.
Цель урока: Сегодня на уроке мы вспомним и повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика».
Задачи урока: уточнить понятия «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «основа», повторить и закрепить некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока сделать морфемный разбор.

-Пришкольный, сидишь, собачка.


Высказывают своё мнение.

  1. Обобщение и систематизация знаний

-Давайте поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него?

- Что вы знаете об окончании?

Однажды Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание?

-В слове «мармелад»- нулевое окончание. А что такое «нулевое окончание»?

Задание: Выделите окончание в следующих словах. 

Сторона, мороз, сегодняшний, сегодня, гуляю.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, оцените товарища и поставьте оценку в оценочный лист. Максимальное количество баллов-5.

Проверим себя 

-А какое окончание у слова «сегодня»? Кто может рассказать?
- А кто теперь скажет, о какой особой части слова будем говорить сейчас?

- Что такое основа?

Задание: выделите основу.

Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.

Проверим себя.

Поставьте себе в соответствующую графу заработанные баллы.

- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.

Что такое корень?

А как найти корень в слове?

Какой частью речи могут быть однокоренные слова?


Работа в группе.


Подберите  однокоренные слова к словам:

        

1 ряд – 1 группа- сад (садить, садовник, посадка, садовый, садик, садовод, садовничать, садовница, посадить).

2 ряд – 2 группа- варить (заварить, варка, варёный, доварил, кашевар, варенье, недоварить, наваристый, варево).

3 ряд – 3группа- вода ( водяной, водичка, наводнение, водянистый, водопад, заводь, паводок, водица, водолаз).

 ПРОВЕРКА (по цепочке). От каждой группы –выступающий.( кто активнее всех работал, кого можно выделить, какие были недочёты).

Оцените свою работу в группе.

Задание : игра «Третий лишний».

Найдите лишнее слово и докажите, что оно лишнее.

Это однокоренные слова? Как называются такие корни?

Откройте волшебную тетрадь на стр.54. и сравните свой ответ.

Работа в четвёрке.

Подберите слова с корнями-омонимами и предложите другим. Например:

 Соль, солонка, солнце; лес, лестница, лесной

Гора, горный, гореть; нос, выносить, носовой

 Косичка, косить, покос.; летчик, лето, вылетать.

(Оцените свою работу в группе и поставьте себе баллы.)

А теперь отдохнём.( физкультминутка):

1)Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем,

Держим, держим, напрягаем,

Загораем, опускаем, ноги не напряжены, ноги расслаблены.

2) Вращения глазами (сначала-круг, затем- треугольник и квадрат)

Вернёмся к уроку.

Какую словообразующую морфему мы вспомним сейчас?

Работа в паре. Расскажите о ней друг другу. Какие приставки вы знаете? Какие приставки при написании вызывают у вас затруднения? Почему?

(Слайд 11.)

Вспомним правило «Правописание приставок на –з и –с». Слышишь глухо-пишешь С, звонкий З звучит так внятно, что нам сразу всё понятно.(стр. 30 в учебнике). Какой приставки не бывает? ( З).

(слайд 12).

Задание: Записать под диктовку слова в два столбика, выделить морфему, объяснить. Графически обозначить условия выбора.

Один ученик диктует, два других пишут на закрытых досках. Класс работает с карточками.

Бе_шумный, _давать, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра..бить, бе_совестный, бе_думный, ра...чертить,

Проверка у доски. Оцените себя, поставьте балл в оценочный лист. Давайте оценим и своих товарищей.

- Следующая морфема это…

-Где находится? Для чего служит суффикс? Почему при определении суффикса сказано, что он обычно служит для образования новых слов?

На доске даны слова:.(пермяк, онежанин, комарик., зайчонок, мореплаватель).Выделите суффиксы и расскажите о них. Приведите свои примеры.

Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд 13). Работают в тетради, один ученик у доски.

Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).

Проверка у доски.

- А теперь ответьте мне на сложный вопрос. При помощи какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? 

Проверим себя Что обозначает этот суффикс?

-Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор.

-Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова.

- Определить часть речи, изменить форму слова.

- Это окончание, не выраженное звуками, но имеющее грамматическое значение. Например: мармелад( сущ. м.р, ед.ч, 2 склонения, Им.п.); ночь(сущ. ж.р., ед.ч, 3 склонения), читал (гл. м.р, ед.ч., прош.вр.).

- У слова «сегодня» нет и не может быть окончания, потому что это наречие- неизменяемая часть речи.

- Об основе.
- Основа – часть изменяемого слова без окончания, в которой заключено основное значение слова.


- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Подобрать однокоренные слова.

- Разными частями речи.

Выполняют задания в группах.

- Нет, потому что лексическое значение корня разное.

-Омонимичные, которые пишутся и произносятся одинаково, но разные по лексическому значению


Выполнение физ.минутки

- Приставка.

-Приставка- значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

- Пре, при, у, раз, рас, из, ис и другие.

- На –з и –с.

- Остальные пишутся без изменений.


Выполняют задание задания.


-Суффикс.

-После корня.

-Для образования новых слов.

- Суффикс –л –формообразующий, он образует форму прошедшего времени у глагола.
Выполняют задание.

-Суффикс –к-.

-Увеличесние.

  1. Самостоятельная работа

-Вспомним порядок морфемного разбора, откройте стр.27 вашего учебника. На доске слова: холодный, убежала, учитель.

Задание:.разберите слова по составу.( холод-н-ый, у-беж-а-л-а, уч-и-тель-).

Один ученик устно разбирает, остальные проверяют. Оцените себя.


Выполняют морфемный разбор по схеме.

5. Рефлексия к учебной деятельности

 Какой раздел мы повторили?

- Какие морфемы знаем?

Назовите ключевые слова нашего урока: морфема, значимая часть слова, лексическое значение, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, морфемика.

 А теперь давайте вернёмся к цели и задачам урока и проанализируем, что удалось сделать на уроке, достигли ли мы цели..

Дома я предлагаю сделать следующее задание.

Домашнее задание: найдите неверно разобранное слово.

Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Чтобы выполнить это задание, что нужно будет вам сделать? ( морфемный разбор).


Анализируют работу на уроке


Записывают домашнее задание