Файл: Конспект урока предмет русский язык. Класс 5 Студент Полякова Анастасия Евгеньевна Тема Морфемика Тип урока обобщение и систематизация знаний Цель Повторение материала по теме Морфемика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык.
Класс: 5
Студент: Полякова Анастасия Евгеньевна
Тема: Морфемика
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: Повторение материала по теме «Морфемика».
Задачи:
Образовательные: уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»; повторить орфографию («Правописание приставок»); вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие: развитие каллиграфических навыков письма, умения делать выводы на основе выполненных упражнений, устной речи учащихся.
Воспитательные: воспитывать аккуратность на примере записи в тетради и на доске; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают, что такое «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа», знать алгоритм разбора слов по составу. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Познавательные: распознают в слове отдельные единицы. Регулятивные: формулируют учебные задачи, контролируют и оценивают собственную учебную деятельность и деятельность одноклассников. Коммуникативные: строят речевое высказывание в устной форме, применяют правила общения, контролируют свои действия, высказывают свое мнение. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявляют учебно-познавательный интерес, умеют самостоятельно выполнять определенные учителем виды работы, самостоятельно оценивают свою работу. |
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
| |
-Здравствуйте, ребята! Для начала проверим свою готовность к уроку. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! -Обратимся к эпиграфу урока. -Ребята, о каких частях здесь говорится? -Какие морфемы вы знаете? -А как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части? | Выразительное чтение эпиграфа. -Окончание, корень, приставка, суффикс. -Морфемика. |
| |
-Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать. Откройте рабочие тетради и запишите дату «…..», классная работа, тему сегодняшнего урока : «Морфемика. Повторение». Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цель, над выполнением которой мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Какие задачи вы ставите перед собой? У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными. На доске: проводится самопроверка или взаимопроверка работ по эталону и заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок ( высокий ) «4» - 1 ошибка (повышенный ) «3» - 2 ошибки ( базовый ) «2» - 3-4 ошибки ( пониженный ) Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Собери слово». Работа в парах. Перед вами на столах лежат морфемы. Кто быстрее составит три слова из этих морфем? Запишите слова. (при-, сид-, -ый, школь-, -ишь, -н-, -к-, -а, собач-). Получились слова- пришкольный, сидишь, собачка. Оцените себя. Трудно собирать слова? | -Слова. Цель урока: Сегодня на уроке мы вспомним и повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика». Задачи урока: уточнить понятия «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «основа», повторить и закрепить некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока сделать морфемный разбор. -Пришкольный, сидишь, собачка. Высказывают своё мнение. |
| |
-Давайте поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? - Что вы знаете об окончании? Однажды Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав? - Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? -В слове «мармелад»- нулевое окончание. А что такое «нулевое окончание»? Задание: Выделите окончание в следующих словах. Сторона, мороз, сегодняшний, сегодня, гуляю. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, оцените товарища и поставьте оценку в оценочный лист. Максимальное количество баллов-5. Проверим себя -А какое окончание у слова «сегодня»? Кто может рассказать? - А кто теперь скажет, о какой особой части слова будем говорить сейчас? - Что такое основа? Задание: выделите основу. Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру. Проверим себя. Поставьте себе в соответствующую графу заработанные баллы. - А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень. Что такое корень? А как найти корень в слове? Какой частью речи могут быть однокоренные слова? Работа в группе. Подберите однокоренные слова к словам: 1 ряд – 1 группа- сад (садить, садовник, посадка, садовый, садик, садовод, садовничать, садовница, посадить). 2 ряд – 2 группа- варить (заварить, варка, варёный, доварил, кашевар, варенье, недоварить, наваристый, варево). 3 ряд – 3группа- вода ( водяной, водичка, наводнение, водянистый, водопад, заводь, паводок, водица, водолаз). ПРОВЕРКА (по цепочке). От каждой группы –выступающий.( кто активнее всех работал, кого можно выделить, какие были недочёты). Оцените свою работу в группе. Задание : игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово и докажите, что оно лишнее. Это однокоренные слова? Как называются такие корни? Откройте волшебную тетрадь на стр.54. и сравните свой ответ. Работа в четвёрке. Подберите слова с корнями-омонимами и предложите другим. Например: Соль, солонка, солнце; лес, лестница, лесной Гора, горный, гореть; нос, выносить, носовой Косичка, косить, покос.; летчик, лето, вылетать. (Оцените свою работу в группе и поставьте себе баллы.) А теперь отдохнём.( физкультминутка): 1)Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем, Держим, держим, напрягаем, Загораем, опускаем, ноги не напряжены, ноги расслаблены. 2) Вращения глазами (сначала-круг, затем- треугольник и квадрат) Вернёмся к уроку. Какую словообразующую морфему мы вспомним сейчас? Работа в паре. Расскажите о ней друг другу. Какие приставки вы знаете? Какие приставки при написании вызывают у вас затруднения? Почему? (Слайд 11.) Вспомним правило «Правописание приставок на –з и –с». Слышишь глухо-пишешь С, звонкий З звучит так внятно, что нам сразу всё понятно.(стр. 30 в учебнике). Какой приставки не бывает? ( З). (слайд 12). Задание: Записать под диктовку слова в два столбика, выделить морфему, объяснить. Графически обозначить условия выбора. Один ученик диктует, два других пишут на закрытых досках. Класс работает с карточками. Бе_шумный, _давать, бе_вкусный, ра_дать, ра_свет, ра..бить, бе_совестный, бе_думный, ра...чертить, Проверка у доски. Оцените себя, поставьте балл в оценочный лист. Давайте оценим и своих товарищей. - Следующая морфема это… -Где находится? Для чего служит суффикс? Почему при определении суффикса сказано, что он обычно служит для образования новых слов? На доске даны слова:.(пермяк, онежанин, комарик., зайчонок, мореплаватель).Выделите суффиксы и расскажите о них. Приведите свои примеры. Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд 13). Работают в тетради, один ученик у доски. Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник). Проверка у доски. - А теперь ответьте мне на сложный вопрос. При помощи какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? Проверим себя Что обозначает этот суффикс? | -Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор. -Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова. - Определить часть речи, изменить форму слова. - Это окончание, не выраженное звуками, но имеющее грамматическое значение. Например: мармелад( сущ. м.р, ед.ч, 2 склонения, Им.п.); ночь(сущ. ж.р., ед.ч, 3 склонения), читал (гл. м.р, ед.ч., прош.вр.). - У слова «сегодня» нет и не может быть окончания, потому что это наречие- неизменяемая часть речи. - Об основе. - Основа – часть изменяемого слова без окончания, в которой заключено основное значение слова. - Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Подобрать однокоренные слова. - Разными частями речи. Выполняют задания в группах. - Нет, потому что лексическое значение корня разное. -Омонимичные, которые пишутся и произносятся одинаково, но разные по лексическому значению Выполнение физ.минутки - Приставка. -Приставка- значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. - Пре, при, у, раз, рас, из, ис и другие. - На –з и –с. - Остальные пишутся без изменений. Выполняют задание задания. -Суффикс. -После корня. -Для образования новых слов. - Суффикс –л –формообразующий, он образует форму прошедшего времени у глагола. Выполняют задание. -Суффикс –к-. -Увеличесние. |
| |
-Вспомним порядок морфемного разбора, откройте стр.27 вашего учебника. На доске слова: холодный, убежала, учитель. Задание:.разберите слова по составу.( холод-н-ый, у-беж-а-л-а, уч-и-тель-). Один ученик устно разбирает, остальные проверяют. Оцените себя. | Выполняют морфемный разбор по схеме. |
5. Рефлексия к учебной деятельности | |
Какой раздел мы повторили? - Какие морфемы знаем? Назовите ключевые слова нашего урока: морфема, значимая часть слова, лексическое значение, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, морфемика. А теперь давайте вернёмся к цели и задачам урока и проанализируем, что удалось сделать на уроке, достигли ли мы цели.. Дома я предлагаю сделать следующее задание. Домашнее задание: найдите неверно разобранное слово. Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник. Чтобы выполнить это задание, что нужно будет вам сделать? ( морфемный разбор). | Анализируют работу на уроке Записывают домашнее задание |