Файл: Социальнопсихологический тренинг как метод обучения персонала.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Контрольная работа
по дисциплине: Основы управления персоналом
Реферат на тему: Социально-психологический тренинг как метод обучения персонала
Выполнила студентка
группы: дЭУПп-19-1
Магнитогорск 2021
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и характеристика подходов к социально психологическому тренингу общения
Определение понятия «общение» в СПТ
1.2 Структура компетентности в общении. Принципы СПТ
Глава 2. Методические приемы и техники в СПТ. Принципы
организации тренинга
2.1 Технология моделирования успеха в общении
2.2 Тренинг как обучение и развитие
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Грамотность в общении сейчас необходима всем. Политик, руководитель, менеджер, предприниматель, учитель, психотерапевт – для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и является важным фактором психологической профилактики.
Сегодня развитие компетентности в общении успешно решается в рамках СПТ. Особенность этого метода в том, что он носит групповой характер, причем проводится в малых лабораторных группах.
Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
Как сказал С.И. Макшанов в своей работе «Психология тренинга», тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика, между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что сначала специалист получает информацию и только через неопределенное время возможность ее использовать. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что от них еще осталось.
В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов.
Также психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами.
Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на чувствование себя, своего “Я”, дает возможность прикоснуться и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения.
Объектом - является тренинг. Предметом - общение как сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми
Глава 1. Сущность и характеристика подходов к социально-
психологическому тренингу общения
1.1 Определение понятия «общение» в СПТ
Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином.
Тренинг социально – психологический – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Конкретизация понятия «компетентность в общении» зависит, прежде всего от того, каким образом интерпретируется и понимается само общение. В отечественной психологии было много попыток очертить границы феномена общения, но пока не существует общепринятого определения этого явления.
Проблема общения, активно разрабатывалась рядом известных психологов как Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым и др.
Л.А. Петровская пишет, что «развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани – общение, основанное на субъект-объектной грани, при котором... партерам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта ( это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Определяя субъект-объектное общение как «поверхностное», она сводит компетентность в таком общении к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении («глубинном») «...продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуемую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуется порождением новых мотивов, целей, операций и их последовательностей, подключения творческого потенциала личности». [2]
Большая заслуга введения в социально – психологическую теорию анализа субъек-субъектного и субъек-объектного паттернов общения в качестве самостоятельной проблемы принадлежит А.У. Харашу. Он отметил, что в присутствии других у человека реализуются два смысловых полюса – «смысл для себя» ( не требующий никаких объяснений и мотивировок ) и «смысл для других» ( предполагает наличие за каждым элементом поведения определенного общедоступного значения, презентируемого воспринимающему).
А.У. Хараш по акценту на каждый полюс выделяет два типа человеческих контактов: «закрытые» (конвенциональны ), где партнеры довольствуются предъявлением текстов, построенных по нормативно кодируемым правилам и теми «смыслами для других», которые в них заключены. Здесь смыслы «для себя» скрываются за поведенческим фасадом и конвенционально игнорируются. «Открытое» (диалогическое) общение происходит на уровне «смыслов для себя».
1.2 Структура компетентности в общении. Принципы СПТ
В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий; как оринтерованность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.
В состав компетентности включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (умения и навыки) и эмоциональные (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты.
А.А. Бодалев предложил выделять в качестве значимых для исследования такие компоненты общения, как особенности познавательных процессов человека – «отражение», его эмоциональные сферы – «отношение» и поведение – «обращение», возникающие в процессе общения. Итак, компетентность в общении мы будем рассматривать как сложное образование, которое включает в себя познавательный, поведенческий, эмоциональный компонент.
На сегодняшний день в СПТ наиболее проработанным в теоретическом и практическом плане является познавательный компонент.
Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.
Развитие познавательного компонента («отражение») можно рассматривать, прежде всего, как углубление самопознания партнеров по общению, а также необходимые знания, касающиеся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.
Поведенческий компонент компетентности в общении, прежде всего включает себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относятся звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства ( такие, как поза, аранжировка пространства и т.д.).
Таким образом, поведенческий компонент компетентности в общении заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения.
Чаще всего в различных СПТ развитие эмоциональной сферы участников является вторичной задачей и рассматривается как условие решения основной – развития познавательной или поведенческой сфер. Задействование эмоциональной сферы рассматривается как обслуживание интеллектуально-аналитического процесса. Поэтому эмоциональный компонент изучен в СПТ гораздо меньше, чем предыдущие, хотя это наиболее важная и сложная составляющая.
В эту сферу, прежде всего, входят эмоциональный опыт общения. Неприятный прошлый опыт может значительно дезорганизовать процесс общения. По мнению Э. Берна, именно благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Специфика СПТ заключается в том, что в первую очередь, определенным образом «скорректированный» социальный опыт, который позволяет личности за ограниченный промежуток времени обрести более совершенное социально-психологическое содержание. Опыт переживаний участников СПТ, полученный в результате работы, является важной составляющей целого ряда эффектов: децентрации, развития гуманистической установки, возрастания социально-психологической активности, осознания общения как самостоятельной ценности.
Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.
Еще одним элементом является эмоциональный настрой человека на общение, проявляющийся в направленности на партнера, своеобразной «повернутости к нему». Без этого полноценное общение невозможно. «Сверхзадачей» любого СПТ должно быть, в первую очередь, пробуждение интереса к другому человеку. В качестве форм проявления такой гуманистической установки на партнера выделяют чувства теплоты, близости, дружеской расположенности, а также большую терпимость к психологическому своеобразию другого человека, меньшую категоричность. То есть наиболее важным составляющими эмоционального компонента, во многом «окрашивающими» компетентность в общении в целом, мы выделяем опыт разнообразного общения, позитивное самоотношение и настрой на партнера.
Принятая типология «функциональных ситуаций» позволяет выделить непосредственно компетентность в общении как особом виде межличностных контактов, а также коммуникативную компетентность, компетентность в управлении и компетентность в обслуживании.
Это дает возможность психологу более четко представлять, развитие какого рода компетентности он определяет целью того или иного тренинга. Например, компетентность в управлении заключается в умении манипулировать другими. Такие отношения требуют изощренной тактики и владение различными приемами психологического воздействия. Коммуникативная компетентность связана, прежде всего с освоением специальных техник, связанных с приемом и передачей информации, например, «техника активного слушания», помогающих без искажений как воспринимать информацию, так и передавать ее другому.
В познавательный блок, на наш взгляд, следует включать, прежде всего, знания человека о самом себе не с точки зрения выполняемых социальных ролей, а как субъекта общения. Вероятно, познание себя как субъекта должно отличаться от познания себя как объекта. Понимание и осознание себя как постоянно изменяющегося, уникального, выход за рамки первичной «Я-концепции», открытие своих возможностей – в таком направлении может развиваться субъективное самопознание. В той же мере это относится и к познанию партнера по общению, когда главное – увидеть в другом другого как возможность рядоположенного существования другой «субъективной реальности». Взаимопонимание при этом строится не на рациональном, а на эмоциональном понимании, сопереживании, вчувствовании.
В поведенческом блоке наиболее важным является, что мы уже отмечали по работам А.У. Хараша, такой способ поведения, как самораскрытие. При самораскрытии человек идет на риск быть самим собой, без «маски», не стремится выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Открытость должна быть по типу «здесь и теперь», т.е. человек чувствует или думает в данный момент. Ввиду того, что общение не только речевой контакт, огромное значение имеет владение невербальными «языками общения».
Что касается эмоционального блока, то здесь, помимо позитивного самоотношения в целом, большое значение имеет такой компонент, как самопринятие, которое В. Франкл предлагает рассматривать как эквивалент любви к себе. Но это понятие не тождественно самооценке, самооценка – это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же