Файл: Социальнопсихологический тренинг как метод обучения персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Тренинг как обучение и развитие

Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и наличие раздаточных материалов – у участников «на руках». Лежащие в основе активного обучения принципы научения людей, индивидуальные стили обучения, навыки активного слушания, задавания вопросов и представления обратной связи применяются в тренинге так же, как и в обычном обучении, в чтении лекций, при проведении инструктажа и оценке индивидуальных качеств.

Тренинг предполагает бесчисленное количество вариантов проведения, в зависимости от тренерского стиля и подхода и предпосылок проводимого обучения. Если все варианты расположить вдоль одной прямой, на одном ее конце будут находиться так называемые тренеры-фасилитаторы, использующие небольшое количество формальных упражнений и полагающиеся на собственный опыт генерации идей внутренней группы. Они в большей степени, чем другие, направлены на достижение результата. На другом конце шкалы находятся более традиционные тренеры, занимающиеся «постановкой навыка», которые могут чувствовать себя очень свободно в ораторской среде. Присущий им стиль – это в первую очередь информирование. И те и другие проводят тренинги. Однако опыт, полученный участниками, будет сильно различаться.

Тренеры-фасилитаторы хорошо работают с группами. С помощью собственного творчества и энергии они облегчают включение всех членов группы в работу и поощряют это включение.

Более традиционные тренеры могут найти этот подход очень сложным для воспроизведения. Они стремятся обучить других определенным поведенческим манерам. Их стиль ведения может быть более директивным, многие из них привыкли выступать в роли экспертов.

Для эффективного осуществления обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным преподнесением информации. Членам группы важно чувствовать, что тренер передал им лично нечто очень ценное. Этим может быть модель поведения, процесс или информация. Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового.

Уже сегодня на смену принятому ранее словосочетанию «тренинг и развитие» все чаще приходит понятие «обучение» или «обучение и развитие».

Обучение людей требует ответственности каждого специалиста, сначала – чтобы позволить обучающимся делать самостоятельные шаги к своему развитию, а затем – чтобы поддержать этот процесс инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями. Тренеры играют ключевую роль в создании обучающей среды. Секрет успеха при создании обучающей среды заключается в понимании сути процесса научения.


Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.

С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп:

1. организационные принципы;

2. принципы создания среды тренинга;

3. принципы поведения участников;

4. этические принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включает:

а) принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.

б) принцип физической закрытости – тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала до конца тренинга.

в) принцип пространственно – временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Принципы создания среды тренинга . Специфическая среда тренинга во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникает проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми методическими средствами и характером решаемых задач.

Принципы создания среды тренинга включают:

а) Принцип системной детерминации – воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.

б) Принцип реалистичности – создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной ( в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.

в) Принцип избыточности – создание возможностей выбора различных возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (представление участниками информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.



Заключение

В настоящее время существует множество литературы, предназначенной для изучения проведения психологического тренинга. И поэтому, например, начинающему тренеру, трудно составить стройную и наглядную систему взаимодействия и взаимосвязи различных групповых методов в силу того, что в этой области практика значительно опережает теорию. Как пишет Вачков: «Если начинающий тренер обратится к литературе, описывающей тренинговые методы, то отчаяние его будет безграничным. Мало того, что названий методов очень много, так еще и едва ли не каждый автор понимает под тем или иным методом что-то исключительно свое, родное и горячо любимое»

Поэтому очень важно разобраться и понять, что же такое тренинг.

Тренинг – это не просто групповая дискуссия, не ролевые игры и даже не психогимнастика. Все это вторично и является рабочими метафорами - моделями, с помощью которых происходит влияние на внутренний мир человека.

Работа тренера как минимум двуплановая. С одной стороны, она включает в себя непосредственную организацию взаимодействия участников между собой в виде приемов и процедур. В то же время, тренер должен уметь замечать и одновременно переводить на их язык возникающие при этом на психологическом уровне явления.

Таким образом, психотренинг – это наука и искусство создания в группе событий для участников в их субъективной реальности.

В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.

В нем принципиально отсутствует жесткий сценарий, ход его развития невозможно предсказать заранее, а какие у кого будут результаты, нельзя гарантировать. То есть, отличительной чертой тренинга является большой уровень неопределенности. Степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач тренинга. Здесь существует такой парадокс – чем меньше тренер навязывает свой сценарий, тем выше уверенность участников, что все идет по его плану.

Тренинг – это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт.

Тренинг – это специальная атмосфера. Эффективный тренер не думает и, тем более, не предполагает заранее, когда и какие ситуации организовать. Он видит (или чувствует) атмосферу в группе и поступает соответственно ей. Отличительной чертой атмосферы на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Это методический принцип. Тренинг предназначен для передачи знаний, которое невозможно передать словами. Поэтому тренинг – это познание через переживание.


Список использованной литературы


  1. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Образование, 1997.

  2. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – СПТ.- М.: Изд-во МГУ, 1989. с. 14

  3. Хараш А.У. Личность в общении / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – с30-42.

  4. Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987.- с.20-24.

  5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- с. 55

  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- с.26.

  7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб: Питер, 2007 с. 430

  8. Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению / Краснодар: Изд-во КГУ, 1983.- с. 26-32.

  9. Вачков И.В. Психология тренинговой работы / М.: Эксмо, 2007- с.40