ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Патриархальная теория тоже зародилась в античности. Одним из создателей её является Аристотель., который утверждал, что патриархальная семья лежала в основе общества, из нее произросли все другие общественные институты, в том числе, и государство. В Англии VII века эта теория вылилась в теорию Фильмера божественного права королей, как изначальных патриархов. Эту же теорию поддерживал русский мыслитель Михайловский. Современная наука опровергает эту теорию, считая, что патриархальная семья возникает в период разложения первобытных отношений, в то же самое время, что и государство. В период Просвещения складываются договорная и естественно-правовая теории, которые считаются наиболее емкими нематериалистическими воззрениями. Договорная теория основана на естественных правах человека и включает следующие положения: 1). Возникновению государства предшествует естественное состояние людей 2). Государство возникло на основе общественного договора как продукт разума и воли людей, добровольно отдавших государству часть своих врожденных прав и свобод. Государство же должно обеспечивать защиту безопасности и собственности людей. 3). С созданием государства возникают две системы права: позитивное и естественное. Позитивное право исходит от государства, а естественное - присуще человеку от рождения, дано самой природой: право на жизнь, свободу, равенство, собственность. Естественное право первично по отношению к позитивному, определяет идеал законов и норм, устанавливаемых государством. В период антифеодальных революций образуется школа естественного права, создателями которой стали Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, а в России - Радищев, Пестель и др. Руссо считал, что каждый человек передает обществу добровольно свою личность и силы. Практическое применение основы естественного права нашли в Декларации независимости США, автором которой был Томас Джефферсон. Декларация независимости провозглашала право народа на суверенитет внешний и внутренний, право на справедливую власть, равенство, свободу, справедливость (собственность). Свое продолжение эти идеи нашли в Декларации прав человека и гражданина , принятой французской революцией. Свобода, равенство, собственность, сопротивление угнетению – вот основные ценности, которые человек имеет от рождения. Эти ценности общепризнанны и сегодня и закреплены во Всеобщей Декларации прав человека (1948 года). Официальное выражение естественные права нашли и в Конституфии РФ 1993 года (ст. 2). В большинстве развитых стан цели демократических преобразований достигнуты, но всякий раз, когда обостряются социальные отношения наблюдается рост естественно-правовых теорий. Важно отметить, что само естественное право, как нравственные идеи, принципы, идеалы не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, то есть предпосылку права. Претворение их должно быть выражено в государственно-нормативном или международном нормативном акте. Влияние естественно-правовых теорий с принятием Европейской конвенции о правах человека 1950 года и других правовых документов пошло на убыль. В VIII веке договорную школу стала теснить
историческая школа права, возникшая в Германии. Эта школа стоит на позиции историзма права. Савиньи, Пухт, Гуго утверждали, что право появляется самопроизвольно. Оно не создается законодателем, а возникает и развивается вместе с народом, аналогично языку, обычаям. Государство является органическим проявлением народа. Причин возникновения государства и права эта теория не объясняет. Психологическая теория возникла в начале ХХ века. Её представителями являются Петражицкий, Фрейд, Дюркгейм. Право здесь подразделяется на интуитивное ( представления и взгляды, присущие человеку) и позитивные (Официальные правовые нормы). Фрейд считал, что потребность человека повелевать ведет к возникновению государства. Более научными являются материалистические теории. Одной из них является органическая теория, в которой биологические закономерности переносятся и на общество. Так Спенсер рассматривает государство как господство целого организма над его частями. Но современная наука утверждает, что биологические и социальные закономерности не совпадают. Теория насилия имеет зачатки еще в античности и развита в XIX веке Гумпиловичем. Суть ее в том, что стремление одного народа поработить другой, завоевания, а также порабощение одного класса другим ведет к образованию государства. Елинек утверждает, что теория насилия имеет целью не объяснение причин возникновения права и государства, а объяснение его существования в настоящем. Марксистско-ленинская теория объясняет происхождение государства и права совершенствованием орудий труда, зарождением собственности и классов. Развитие государства и права происходит благодаря классовой борьбе. Но и эта теория ограничена, так как утверждает, что государство как институт отомрет. Историческая немарксистская теория считает, что роль классов в возникновении государства преувеличена. Существует ирригационная теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых страдают антинаучностью или ограниченностью.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Социум – понятие более широкое, чем понятие «государство». В социальную власть включают всю политическую систему, куда входят: государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и организации, общественные фонды. В этой системе государство является главным, но не единственным элементом. Поэтому нельзя отождествлять государство с политической системой. Такое положение обусловлено тем, что государство – охватывает все население своей территории, имеет монополию на правотворчество, имеет особый аппарат управления и принуждения, является единственным носителем суверенитета и основным источником политической власти. Если государство подменяет собой всю политическую систему, то превращается в тоталитарное, которое попирает интересы большинства, приводит к беззаконии. С другой стороны, государство с помощью правового регулирования создает возможность для полнокровной деятельности остальных элементов политической системы (партий, организаций и т.д.). Власть является легитимной, если она законна. Закон может позволять наследовать власть, передавая по родственной линии, может предусматривать выборность властных структур. Все зависит от сложившихся на данной территории условий развития, традиций и т.п. Но если данный порядок нарушен, глава государства приходит к власти путем переворота, свержения существующего режима, либо правящая верхушка устанавливает свое господство путем заговора и пр. , то такая власть не будет легитимной, так как установлена не на основе закона. Такое положение многократно бывало в политической истории многих народов, в т.ч. и в России. 17 век вошел в историю государства, как век государственных переворотов. Сущность государства от этого не менялась – оно оставалось дворянским, изменялась только правящая элита. Нелигитимная власть со временем может стать законной, если она будет выражать интересы большинства граждан или подданных. Так в современных условиях во многих странах Африки и Латинской Америки происходили военные перевороту, свергавшие законные режимы. Устанавливая хунту, они вели прогрессивные преобразования и или добровольно передавали в последствии власть новым органам или становились общепризнанными. Лигитимная власть всегда открыта, значит
легальна. Нелегальная власть может скрываться под законным правлением и проводить свою политику с помощью инструментов лоббирования, давления, политического шантажа, коррупции . Плюрализм в понимании государства. В широком смысле слова под государством понимают общество как таковое или особую форму организации политической власти. На разных этапах человеческой истории подходы к пониманию государства были различными. Так, Аристотель понимал государство как самодавлеющее общение граждан ни в ком не нуждающееся и ни от кого не зависящее. Средневековый мыслитель Николо Макиавелли в государстве видел «всеобщее благо»- продукт выполнения реальных государственных интересов, а Томас Гоббс отождествлял государство с владыкой, сувереном, как волю всех и результат общественного договора. «Совокупность всех под началом установленного ими же закона», - таково государство в видении Д. Локка. Русские юристы отождествляли государство с общественным союзом с предоставлением ему исключительного права принуждения. Маркс и его последовали считали, что государство является машиной для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. Сегодня в понимании государства на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности и юристы снова пытаются видеть в государстве организацию «всех и для всех». Государство как особый социальный институт отличается следующими признаками: Во- первых, любое государство – это политическая организация всего общества, население которого составляют граждане или подданные, во-вторых, ни какое государство не может обойтись без публичной власти ( органов управления, отряда чиновников), армии, прокуратуры, полиции, суда и т.д.. В-третьих, любое государство имеет определенную территорию, которая разбивается на административные единицы по географическому или национальному принципу. В-четвертых, каждое государство имеет суверенитет внешний и внутренний, что понимается, как право государства устанавливать на своей территории законы и независимость во внешней политике, невмешательство во внутренние дела других государств. Для осуществления своей деятельности, решения социальных программ, содержания публичной власти государство нуждается в финансовых средствах, поэтому каждое государство облагает юридических и физических лиц обязательными платежами – налогами. Кроме перечисленных пяти признаков государства имеют свою символику, отличающую их от других государств мира: герб, флаг, гимн. Таким образом, государство не просто политическая организация общества, это еще и организация публичной власти, призванной решать как классовые, так и общечеловеческие интересы на определенной территории.
историческая школа права, возникшая в Германии. Эта школа стоит на позиции историзма права. Савиньи, Пухт, Гуго утверждали, что право появляется самопроизвольно. Оно не создается законодателем, а возникает и развивается вместе с народом, аналогично языку, обычаям. Государство является органическим проявлением народа. Причин возникновения государства и права эта теория не объясняет. Психологическая теория возникла в начале ХХ века. Её представителями являются Петражицкий, Фрейд, Дюркгейм. Право здесь подразделяется на интуитивное ( представления и взгляды, присущие человеку) и позитивные (Официальные правовые нормы). Фрейд считал, что потребность человека повелевать ведет к возникновению государства. Более научными являются материалистические теории. Одной из них является органическая теория, в которой биологические закономерности переносятся и на общество. Так Спенсер рассматривает государство как господство целого организма над его частями. Но современная наука утверждает, что биологические и социальные закономерности не совпадают. Теория насилия имеет зачатки еще в античности и развита в XIX веке Гумпиловичем. Суть ее в том, что стремление одного народа поработить другой, завоевания, а также порабощение одного класса другим ведет к образованию государства. Елинек утверждает, что теория насилия имеет целью не объяснение причин возникновения права и государства, а объяснение его существования в настоящем. Марксистско-ленинская теория объясняет происхождение государства и права совершенствованием орудий труда, зарождением собственности и классов. Развитие государства и права происходит благодаря классовой борьбе. Но и эта теория ограничена, так как утверждает, что государство как институт отомрет. Историческая немарксистская теория считает, что роль классов в возникновении государства преувеличена. Существует ирригационная теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых страдают антинаучностью или ограниченностью.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Социум – понятие более широкое, чем понятие «государство». В социальную власть включают всю политическую систему, куда входят: государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и организации, общественные фонды. В этой системе государство является главным, но не единственным элементом. Поэтому нельзя отождествлять государство с политической системой. Такое положение обусловлено тем, что государство – охватывает все население своей территории, имеет монополию на правотворчество, имеет особый аппарат управления и принуждения, является единственным носителем суверенитета и основным источником политической власти. Если государство подменяет собой всю политическую систему, то превращается в тоталитарное, которое попирает интересы большинства, приводит к беззаконии. С другой стороны, государство с помощью правового регулирования создает возможность для полнокровной деятельности остальных элементов политической системы (партий, организаций и т.д.). Власть является легитимной, если она законна. Закон может позволять наследовать власть, передавая по родственной линии, может предусматривать выборность властных структур. Все зависит от сложившихся на данной территории условий развития, традиций и т.п. Но если данный порядок нарушен, глава государства приходит к власти путем переворота, свержения существующего режима, либо правящая верхушка устанавливает свое господство путем заговора и пр. , то такая власть не будет легитимной, так как установлена не на основе закона. Такое положение многократно бывало в политической истории многих народов, в т.ч. и в России. 17 век вошел в историю государства, как век государственных переворотов. Сущность государства от этого не менялась – оно оставалось дворянским, изменялась только правящая элита. Нелигитимная власть со временем может стать законной, если она будет выражать интересы большинства граждан или подданных. Так в современных условиях во многих странах Африки и Латинской Америки происходили военные перевороту, свергавшие законные режимы. Устанавливая хунту, они вели прогрессивные преобразования и или добровольно передавали в последствии власть новым органам или становились общепризнанными. Лигитимная власть всегда открыта, значит
легальна. Нелегальная власть может скрываться под законным правлением и проводить свою политику с помощью инструментов лоббирования, давления, политического шантажа, коррупции . Плюрализм в понимании государства. В широком смысле слова под государством понимают общество как таковое или особую форму организации политической власти. На разных этапах человеческой истории подходы к пониманию государства были различными. Так, Аристотель понимал государство как самодавлеющее общение граждан ни в ком не нуждающееся и ни от кого не зависящее. Средневековый мыслитель Николо Макиавелли в государстве видел «всеобщее благо»- продукт выполнения реальных государственных интересов, а Томас Гоббс отождествлял государство с владыкой, сувереном, как волю всех и результат общественного договора. «Совокупность всех под началом установленного ими же закона», - таково государство в видении Д. Локка. Русские юристы отождествляли государство с общественным союзом с предоставлением ему исключительного права принуждения. Маркс и его последовали считали, что государство является машиной для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. Сегодня в понимании государства на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности и юристы снова пытаются видеть в государстве организацию «всех и для всех». Государство как особый социальный институт отличается следующими признаками: Во- первых, любое государство – это политическая организация всего общества, население которого составляют граждане или подданные, во-вторых, ни какое государство не может обойтись без публичной власти ( органов управления, отряда чиновников), армии, прокуратуры, полиции, суда и т.д.. В-третьих, любое государство имеет определенную территорию, которая разбивается на административные единицы по географическому или национальному принципу. В-четвертых, каждое государство имеет суверенитет внешний и внутренний, что понимается, как право государства устанавливать на своей территории законы и независимость во внешней политике, невмешательство во внутренние дела других государств. Для осуществления своей деятельности, решения социальных программ, содержания публичной власти государство нуждается в финансовых средствах, поэтому каждое государство облагает юридических и физических лиц обязательными платежами – налогами. Кроме перечисленных пяти признаков государства имеют свою символику, отличающую их от других государств мира: герб, флаг, гимн. Таким образом, государство не просто политическая организация общества, это еще и организация публичной власти, призванной решать как классовые, так и общечеловеческие интересы на определенной территории.