Файл: Статья на тему Особенности разработки индивидуального образовательного маршрута (иом) обучающегося с задержкой психического развития (зпр) в начальной школе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отличие дифференцирующего подхода от индивидуализирующего (особенности диагностики индивидуальных особенностей ребенка)
Личность ученика всегда определяется несколькими характерными особенностями, это обученность, обучаемость и познавательный интерес. Это необходимо для критерия дифференциации при учете индивидуальных особенностей. Для нас важно найти такой критерий, который будет определять успешность обучения. Как известно степень сформированности познавательного интереса напрямую зависит от уровня обучаемости. Учебный материал адаптируется под определенные цели и задачи при освоении знаний предметных областей.
Говоря о детях с задержкой психического развития при выборе варианта образовательного маршрута и варианта АООП детей делят по дифференцированному признаку, на основе легкой, умеренной степени задержки развития, что соотносится с вариантами программы, описанными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР[31] вариант 7.1 и 7.2.
Образовательная организация использует общие принципы коррекционной работы для таких детей:
Педагог-психолог оказывает помощь в адаптации, развитие учебно-познавательных интересов и мотивации, пространственно-временных представлений, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности.
Учитель-логопед корректирует и развивает все компоненты речи, проводит профилактику нарушений чтения и письма.
Учитель-дефектолог осуществляет коррекцию и развитие познавательной деятельности, развитие мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.
В таблице 1 представлены общие и частные признаки дифференциации обучающихся с ЗПР
Таблица 1
Дифференциальные признаки обучающегося с ЗПР | В чем может проявиться (общее) | Частное |
Познавательное развитие | У ребенка не сформирована понятийная деятельность, ограничен канал восприятия информации на уровне вербальных инструкций, ребенок не всегда понимает задание. Непонимание задания вызывает у ребенка несформированность внимания. | Способ обучения по уровню развития мышления: Наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический. По модальности восприятия- аудиальный, визуальный, кинестический. |
Речевое развитие | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Нарушение коммуникации, затруднение общения со сверстниками. |
Способ выполнения действия | Ребенок выполняет задание методом подбора, делая ошибку, ребенок заменяет одно действие другим. | Способ закрепления- письменный, устный, схематический, эмоциональный. |
Произвольность | Отсутствие произвольности в психических функциях, но при обучении ребенок переходит к элементам произвольности | Отсутствие мотивации к обучению. Ребенок может быть гиперактивным, гипоактивным. Ребенок может быть подвержен стереотипиям, эхолалии |
Характер оказываемой помощи | Как ребенок понимают инструкцию взрослого, может ли выполнить ее или запрашивает помощь при выполнении упражнения, задания. Может ли перенести полученные знания в другую ситуацию и действовать по образцу. | Аффективные особенности – реакции на неудачу и успех. Знать в какой помощи и поддержке будет нуждаться, полная физическая подсказка, частичная, моделирование ситуации. |
Способность к переносу | Имеется у большинства детей | Свойства памяти воспроизводить ранее приобретенную информацию в различных ситуациях. |
Уровень психической деятельности | Средний | Темп обучения на уроке, особенности активности и работоспособности, психической и физической саморегуляции.. |
Принцип индивидуализации в работе тьютора, позволяет определить потребности отдельного ученика с задержкой психического развития, адаптировать учебный материал, разработать и подобрать учебные задания, сформировать точные инструкции для дальнейшей индивидуальной работы.
Деятельность тьютора в рамках сопровождения обучающегося с задержкой психического развития предполагает:
- анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития,
-определение психологических критериев эффективного обучения и развития личности,
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.[25]
Работа тьютора начинается с беседы, в ходе которой можно выявить важные стороны образовательной направленности, как мотивация обучающегося, его познавательную активность, интересы, способы достижения поставленных целей.
Вторым шагом может быть наблюдение за учеником во время урока, в ходе которого выявляется индивидуальный стиль обучения, где учитывается:
-
темп обучения на уроке -
оптимальный способ обучения:
по уровню развития мышления – наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический
по модальности восприятия – аудиальный, визуальный, кинестетический
по способу закрепления- письменный, устный, схематический, эмоциональный
по форме обучения- индивидуальный, групповой, в мини-группе
-
свойства памяти -
особенности активности и работоспособности -
аффективные особенности- реакция на неудачу и успех [25]
По завершению этих этапов можно выделить сильные и слабые стороны учащегося, ведущие и второстепенные проблемы, которые должны учитываться при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Результатом такой диагностики может стать ресурсная карта обучающегося. Ресурсная карта – это наглядное представление того, что может помочь ученику в реализации ИОМ.
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка поможет решить следующие задачи:
- проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка с задержкой психического развития и разработки программы психолого-педагогического сопровождения, работу специалистов и контроль за динамикой обучения и развития ребенка.
- подготовит рекомендации для родителей ребенка.
- даст рекомендации учителю класса и педагогам дополнительного образования по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ребенком.
Задачи тьютора в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с задержкой психического развития.
ИОМ для учащихся с ЗПР разрабатывается ППк образовательной организации, реализуется командой специалистов, которые тесно взаимодействуют друг с другом, при этом определяется «ведущий специалист», который отвечает за реализацию индивидуального образовательного маршрута и координирует деятельность всей команды.
Тьютор в своей работе выполняет следующие трудовые функции:
3.6.1. «Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов»
3.6.2. «Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов»
3.6.3. «Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов»
На каждом этапе проектирования, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР, реализует различные трудовые действия, на основе полученных знаний и умений.
В разработке и реализации ИОМа детей с ЗПР можно выделить следующие этапы:
-
Подготовительный этап
На подготовительном этапе образовательная организация разрабатывает нормативно- правовую базу, создает локальные акты для успешного включения в образовательный процесс школы «индивидуального маршрута ученика».
Тьютор принимает непосредственное участие, согласно своим трудовым действиям, прописанным в Профстандарте 3 тьютора, а именно осуществляет подбор методических средств, на основе которых и будет разработан ИОМ ребенка.
На данном этапе тьютор обеспечивает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, разрабатывает и подбирает им такие методические средства, которые будут способствовать альтернативной коммуникации между ними.
Тьютор смотрит какие ресурсы образовательной среды он может задействовать в своей работе с учеником и обеспечивает координацию всех участников данного процесса.
-
Уточняющая диагностика
Изучив документы психолого-педагогической диагностики специалистов, определив возможности образовательной среды, а так же возможности нашего ученика тьютор определяет ресурсы, которые он может задействовать в своей работе.
Ресурсы можно разделить на внешние и внутренние.
Самый главный ресурс, это внутренний ресурс ребенка. Его способности, увлечения, мотивация к обучению. Это все максимально будет задействовано в образовательном пространстве ученика, в той среде, которая создаст организация.
К внешним ресурсам мы можем отнести желание семьи, их мотивацию в дополнительном развитии ребенка, это те секции, кружки, в которые будет ходить ученик во внеурочное время. Образовательная среда при реализации коррекционной направляющей может использовать возможности сторонних организаций, других школ, центров детского творчества, спортивных секций в предоставлении дополнительных услуг.
-
Этап предварительного планирования
В этот период проектируется индивидуальный способ обучения, выбираются приемы и способы обучения, дидактический материал.
Каждый участник обозначает свою зону ответственности, педагоги и специалисты определяют объем работы, периодичность встреч, а также формы активности, долю ответственности обучающегося и родителей.
Трудовые функции тьютора
- «Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам».
-
Этап реализации
На этапе реализации тьютор ведет своего ученика с особыми образовательными потребностями к конечной цели. Конечная цель, это достижение результата в урочной и неурочной деятельности.
В своей работе тьютор выполняя трудовые действия должен реализовать все меры, для создания комфортных условий для обучения.Только в комфортных условиях, наш ученик реализует свой потенциал и способности.
В процессе работы, тьютор будет искать и выстраивать альтернативные способы коммуникации, вводить ребенка в коллектив, налаживать способы взаимодействия между всеми участниками процесса, семьей, педагогами, специалистами.
Тьютор строит свое сопровождение с учетом возрастных особенностей ребенка, его ведущей деятельности, в рамках работы создавая необходимый климат и благоприятную обстановку.
В ходе работы с ребенком, тьютор шаг за шагом реализует потребности самого ученика, ведет его от цели к цели, решая на своем пути возникшие задачи.
Тьютор учит анализировать ученика свои ошибки, рефлексировать над результатами своей работы, хвалить и поддерживать его.
Совместно с педагогами тьютор будет выстраивать такую деятельность, которая будет комфортна ребенку, осуществляя взаимодействие в рамках учебного процесса, адаптируя материал и применяя щадящие методы обучения.
-
Завершающий(диагностический) этап
На данном этапе подводятся итоги по ИОМ и определяется его результативность. Этот этап позволяет педагогам, тьютору и ученику подвести итоги проделанной работы за определенной период времени. Посмотреть какие намеченные цели были выполнены, а какие еще предстоит выполнить.
Оценить ресурсы образовательной среды, затраты на достижение целей, наметить пути дальнейшей работы. Помочь ребенку осознать и проанализировать пройденный этап, осуществить поддержку его рефлексии.
Фактическим выражением ИО маршрута ребенка будет являться индивидуальная образовательная программа. Этот документ содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, позволяющие создать такие условия, при которых реализация особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ будет максимальна и эффективна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С принятием Закона «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ изменился запрос общества к образованию. Основная идея образования состоит в том, что оно должно быть направленным на ребенка, всесторонне учитывать его индивидуальные особенности, быть вариативным, многофункциональным и отвечать современным требованиям общества.
В инклюзии перед образовательной организации стоят более широкие задачи, чем просто сформировать у ребенка универсальные учебные действия. Образовательная организация должна учесть особые потребности ребенка для реализации его личностного потенциала, роста и развития.
С введением ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эта цель расширяется и позволяет:
- максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям.
-создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала.
-обеспечить возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям обучающегося, который будет отвечать его мотивам и потребностям, учитывать интересы его семьи, а так же отражать основные аспекты работы специалистов.