Файл: Статья на тему Особенности разработки индивидуального образовательного маршрута (иом) обучающегося с задержкой психического развития (зпр) в начальной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждый ученик, идя своим путем, целенаправленно осваивая программу, реализует свой путь индивидуализации, учитывая свои интересы и образовательные потребности.

Разграничивая дифференцированный и индивидуальный подход, мы от общих типичных характеристик для разделения детей, переходим к личностному своеобразию, максимальному развитию всех особенностей ребенка.

Построение образовательного пути обучающегося связывается с понятием «индивидуальный образовательный маршрут».

ИОМ выступает неким инструментом, призванным структурировать действия ученика, придать им форму программы на определенном промежутке времени или образовательном этапе.

ИОМ предстает в качестве модели интегрированного образовательного пространства, для каждого образовательного учреждения своей. Создается специалистами различного профиля для решения одной задачи, реализации индивидуальных особенностей детей, с учетом их особых потребностей и реализуемая на определенном отрезке времени.[36]

Проектирование ИОМ – «это осознанное предвосхищение индивидуальных целей образования и способов их реализации самим обучающимся с последующей регуляцией всего процесса, включая самооценку промежуточного и итогового результата».[25]

Для осуществления образовательной деятельности учащихся, имеющих особые образовательные потребности, в штат вводятся новые специалисты.

Одним из них является тьютор, специалист, сопровождающий образовательную деятельность учащегося.[17]

Первоочередная задача тьютора создание комфортных условий для ребенка с особенностями развития, это такие условия, при соблюдении которых ребенок может реализовать свой личностный потенциал.

Тьютор диагностирует, выделяет особенности ребенка, смотрит какие ресурсы могут быть задействованы в ближайшей и долгосрочной перспективе. То, что будет влиять на индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Результатом работы тьютора будет индивидуальная образовательная программа, которая поможет ученику, его родителям, специалистам четче представить цели и задачи учебного процесса.

Для детей с ОВЗ разработка индивидуального образовательного маршрута дает целый перечень преимуществ, при котором их обучение будет успешным в образовательном учреждении:

- реализуем право ребенка и его семьи на достижения личностно-значимых результатов,

- дадим возможность ребенку выбрать и реализовать тот вид деятельности, который будет учитывать его мотивы и потребности,


- соединим в единый инструмент все компоненты обучения, такие как целевой, содержательный и технологический,

- ребенок научится воспроизводить «социально приемлемые» формы поведения,

- в процессе обучения сможет пользоваться альтернативными способами коммуникации, расширяя свои базовые учебные и метапредметные знания,

- войти в коллектив сверстников, социализироваться в нем и усвоить нормы поведения,

- научится принимать помощь взрослого и своих сверстников.

Положительные результаты для педагогического коллектива образовательного учреждения будут проявляться:

- в процессе оказания помощи в обучении детей с ОВЗ , педагог и ребенок будут равными участниками образовательного процесса, что поможет создать ситуацию успеха,

- учитель сможет проанализировать, как ученики усваивают «пройденный» материал и оценить эффективность своей работы,

- в своей работе будет опираться на различные подходы к обучению детей ЗПР,

- в своей работе научится определять плюсы и минусы принципов подхода в обучении, на основе индивидуальности и дифференцирования,

- образовательные учреждения в своей работе будут рассматривать ИОМ, основой для включения в проектирование индивидуализированного содержания образования самого учащегося.[25][37]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273);

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  4. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)

  5. Алборова С.З., Кокаева И.Б. Основные этапы реализации технологической карты индивидуального маршрута ученика начальных классов.

  6. Абдулаева О.К., Алабина Е.В., Битюкова М.Н., Даутова О.Б. и др Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО: Учебно-методическое пособие/-СПб.:КАРО,2019.-224 с.

  7. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития: дис. … д-ра психол. н. М., 2017. 263 с.

  8. Бабкина Н.В. Ракурсы понимания категории психологического сопровождения в системе общего и специального образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 4. C. 1–18

  9. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики/ - Клиническая и специальная психология - 2019. Том. 8, № 3

  10. Браткова М.В., Караневская О.В., Титова О.В./Индивидуальный образовательный маршрут для детей младшего школьного возраста со сложной структурой нарушения развития: практико-ориентированная монография/-М.: ЛОГОМАГ,2015.-с.122

  11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. 173 с.

  12. Галацкова И.А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды : афтореф.дис….канд.пед.наук.Ульяновск,2010. С.62

  13. Елецкая О.В., Тараканова А.А. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.Учебник.-М.:Флинта:Наука,2018-500с.

  14. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории. Журнал «Образование и наука в России и за рубежом» №12(Vol. 47), 2018,03.12.18

  15. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах // Дефектология. 2011. № 2. С. 18–27.

  16. Калабух Т.В., Клейменова Е.В.. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/Изд.2-е испр.-Волгоград: Учитель.-100 с.

  17. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы — 2ое издание, переработанное дополненное. — М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. — 116 с.

  18. Карпенкова И.В., Самсонова Е.В.,Алехина С.В., Кутепова Е.Н..Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

  19. Клиническая психология, том 8, №3,2019, с.125-142

  20. Кляпышева Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории

  21. Князева Т.Н.Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.10 / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2005. - 50 с.

  22. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 558 с.


23. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образова­тельном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в об­разовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартиза­ция деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно­ методического семинара. - М.: АПКиППРО, 2009.

  1. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 11–22.

  2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с. 9. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60.

  3. Котова С.А., Цветков В.В./Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута./Школьные технологии,№3.-2017

  4. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ/-Волгоград:Учитель,2015.-170с.

  5. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики и задержки психического развития детей/М.:Педагогика,1982. 127 с.

  6. Лежнина Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов//Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№2.-с.21-25

  7. Лубовский В.И Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование 2013 №5

  8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПБ.Речь,2001

  9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития\Просвещение, 2018-145 с.

2018-404 с.

https://www.syl.ru/article/379477/differentsirovannyiy-podhod-opredelenie-vidyi-i-metodyi

  1. Семаго Н.Я/Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья /Методическое пособие/ Центр «Школьная книга» Москва 2010

  2. Титова М. Дифференцированный подход: определение, виды, методы. [Электронный ресурс] 15/04/2018

  3. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

  4. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. ФГОС ОВЗ\Просвещение,

  5. Федотова Г.Р., Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н .Теоретические подходы к конструированию индивидуального образовательного маршрута младших школьников/Вестник Казанского технологического университета/2014

  6. Федотова Г.Р.,Валеева Н.Ш.,Ахметзянова Г.Н.Особенности построения индивидуального образовательного маршрута/Вестник Казанского технологического университета/2014


1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


3 Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)