Файл: Форма дисграфии Описание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма дисграфии

Описание

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем), по традиционной терминологии – это акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза представляет собой нарушение, которое отражается на письме в виде разнообразных ошибок. Все они появляются в результате несформированности фонематического, слогового или языкового анализа и синтеза. К таким ошибкам причисляют: пропуски, добавления, замены, перестановки букв и слогов.

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Характеризуется неправильным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам, нарушением согласования и управления слов в предложении, неточностью выражения мыслей, недостаточной связностью изложения. Аграмматическая дисграфия обнаруживается по результатам обследования устной речи, анализа письменных работ.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия – это вид дисграфии, обусловленный несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, которая проявляется в виде искаженного воспроизведения букв на письме, неправильного воспроизведения пространственного соотношения буквенных элементов, зеркального написания букв, не дописывания элементов, написания лишних элементов, замены и смешения графически сходных букв.


2. Составить комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников.

Для предупреждения и профилактики дисграфии у детей, необходимо использовать специальные упражнения для устранения специфических ошибок при письме.

1.Филворд. 

а. Найди и подчеркни названия птиц  (читая буквы по вертикали и горизонтали) 



Слова филворда : стриж, грач, чайка, воробей, сорока, ворона, иволга, синичка, сыч, сойка

б. Найди и выдели названия цветов



Слова филворда :алый, бежевый, белый, бирюзовый, ванильный, васильковый, голубой, жѐлтый, зелѐный, золотой, индиговый, коралловый, коричневый, красный, лимонный, малиновый, оранжевый, розовый, салатный, серебряный, серый, синий, сиреневый, фиолетовый, чѐрный

в. Найди названия 12 месяцев



2. Морской бой.

Прочитай шифр и напиши слова.



А1Г3 –       Г2А4Д3 –    Д1Б2 –       Б3Д2 –      Г4Д4 -        Б4А2 –     

 А1Г3 –    фартук   Г2А4Д3 –  ракушка Д1Б2 –    сундук   Б3Д2 –     утюг Г4Д4 -     обруч   Б4А2 –     свитер

3.   Буквы-прилипалы.                    

Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал. 

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.  

Сльн мрз згн млкх зврй в нрк. 

Проверь себя:

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

4.Сбежавшие гласные. 

Вставь в  набор  из согласных слева гласные, стоящие справа

Смь рз тмрь –дн рз тржь.                                 е      а     о е    о и    а     о  е    

Бз    трд   н   втщшь _  pбк    прд.                    е    уа   е    ыаи  и   ыу    и     уа

Н  мй  ст  рблй, _  мй   ст   дрзй.                      е    ие   о   уе   а   ие   о  уе  



Дл   врм-   птх    чс.                                            eу   ея   -  оее   а.

Нвх  дрзй нжвй,_  стрх н трй.                         Оы  уе  аиа  а   аы   е  аыа

 Правильные ответы: 

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 Делу время - потехе час.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

 5.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности.

Вставь гласные. Запиши  

                                                       Б_лк_.

 Б_лк_  ж_в_т  в д_пл_.  _ б_лк_  п_ш_ст_й  хв_ст . _ б_лк_  т_пл__  шк_рк_.

_й   з_м_й   т_пл_. _н_   ч_ст_   с_д_т    н_   с_чк_.

 

                                                       К_т.

_    М_ш_   ж_л   к_т. Зв_л_   к_т_   Р_ж_к. Хв_ст   _   Р_ж_к_    п_ш_ст_й. М_льч_к    ч_ст_   _гр_л   с    к_т_м. _н_    б_л_   др_зь_.

6.Подружи слова

Найди ошибки в употреблении слов и  предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

И Аллы зацвел роза.

Учитель пишет в доске.

Белые снег лежит на полях и деревьях.

7. Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Белки.

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи мубелкижиливлесу.

Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.

Любимыйтеатр.

ВМосквеестьтеатркукол.ИннаиТатьянаидуттудасрадостью.Настенечудесн ыечасы.Наступилполдень.Петухзовѐтдетей.

8.Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

 повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости  это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке   

9.Восстанови предложение и рассказ.

Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.


-1-

 ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

мыши! берегитесь

-2-

жалобно, лесу, в, стонут, деревья

мчится, голы , по , ветер, ветвям, холодный

настоящая, зима, пришла, уже

верхушки, деревьев, качает ,он

10. Отличаем похожие буквы

а. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки п-3 , т-2

3о2и3ь    ко23и3ь  с2 е3ь  3олс3е3ь   3о23а3ь   ки2я3и3ь  2омни3ь 2о2и3ь.

Расшифруй и запиши предложения.

О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3

3о2ор и 2ила-инструмен3ы

До 2оры ос3ры 3о2оры.

б.Расшифруй слова, где буква « д» - ↓.

очка,  у↓о↓, ↓е↓ушка, ↓орога, чу↓ак, ↓ела. ↓, ра↓ость, ↓у↓ит, ро↓ня. о↓наж↓ы, ↓Ом, у↓очка, ↓ое↓ает О↓елал, ↓еньги ↓о↓елать, ↓ога↓аться

 Расшифруй слова,где буква «б» - ↑.

а↑очка, ↑а↑ушка, ↑у↑нить, ↑у↑енцы,↑очка, у↑рал,↑умага,↑о↑ы, за↑ота,   ↑илет, за↑ыл, о↑ратно,↑ар↑арис,↑у↑ен,↑усы, у↑ежал, ↑а↑ушка,↑уквы.

Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б,д

1) На,   _ыло,   _ятла,   _упло,   _у_е.

2) _а_ушка,  гри_ы,  _етям,  и,  _руснику,  со_ирала.

3) У,  _е_а,   _оро_а,   Мороза,   _елоснежная,  _линная.

4) На,  _ыло,  _лю_це,  я_локо,  _льшое.

5) Около,_ереза,  _ыла,  _ома,  старая,  _елая, _ольшая.