Файл: Политические и социальные предпосылки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Политические и социальные предпосылки.

• Смена строя в странах Западной Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.

• Формирование парламентской республики во Франции.

-Экономические предпосылки.

• Развитие капитализма, рост урбанизации,

• Усложнение структуры общества и городского населения.

• Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.

- Научные предпосылки.

• Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».

• Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.

Социальная концепция

Основные положения концепции

Идеальное общество Платона

 • Государством управляют мудрецы-философы.
• Опирается оно на доходы от натурального хозяйства и обходится без торговли и денег.
• Отсутствие частной собственности.
Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована.
• Общая цель: забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии

Строение общества по Аристотелю

 • Понятие общество у него более широкое, чем понятие государство. Без собственности человек жить не может.
Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства.
• Государства бывают:
1) Правильные - монархия, аристократия, демократия.
2) Неправильные - тирания, олигархия, охлократия.
Идеал государства - полития (смешанное государство),
в нём должны сочетаться лучшие качества правильных государств, не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Строение общества по Фоме Аквинскому

  •  • цель человеческой жизни - достижение счастья, возможное только через познание Бога.
    • Мир устроен по принципу иерархии, где Бог - совершенная реальность.
    • Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
    • Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки - объяснение закономерностей мира, задача веры - постижение Бога.
    • Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
    • Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти.




Социальная утопия Т. Мора

  •  • Утопия - направление в социальной философии, представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального общества. Название направления происходит от названия книги Томаса Мора «Утопия».
    Само же слово «утопия» переводится с древнегреческого языка как «место, которого нет».
    • В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального государства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраняются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).




Теория общественного договора Т. Гоббса

 • природа человека изначально зла (личная выгода и эгоизм, страсти, потребности);
• каждый человек пытается реализовать права на все (максимум прав);
• право каждого человека на все и пренебрежение интересов других приводит к
"войне всех против всех" , в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический процесс;
• но у человека есть инстинкт самосохранения;

Теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо

 • идеологически также опиралась на принципы естественного права и общественного договора
иначе их интерпретировала.
• рассматривала государство как благо и предусматривала его активное вмешательство в жизнь общества и индивида
_• индивиды жертвуют своими правами в пользу государства, заключая договор объединения.
• искореняется главная причина всех конфликтов и войн - частная собственность, неравенство возможностей и как следствие столкновение интересов.
• человек является составной частью государства, его интересы совпадают с общественными, как и с интересами других граждан.
• управление носит вертикально организованный характер, когда власть спускает все команды и инициативы сверху, а граждане их реализуют.
• Решения по актуальным проблемам государство




Социолог

Предмет социологии по мнению данного автора

О. Конт


Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические  направления исследования и начать разработку специфического понятийного  аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

 

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма.

По замыслу  Конта, социология должна разделяться  на социальную статику, к которой  можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

Г. Спенсер

 Г. Спенсер относился к социологии как к всеобъемлющей науке, включающей в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию исторического развития. В отличие от О. Конта, который связывал новую науку об обществе с прогрессом идей, понятий, знаний о нем, Спенсер считал, что предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов. В "Автобиографии" он следующим образом проводит разграничение между своим и контовским учением: "Какова цель, провозглашенная Контом? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческого мира. Конт предлагает описывать необходимую и реальную филиацию (развитие, преемственность. - Г.З.) идей. Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель - объяснить... генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно"

М. Вебер

 Одной из важных заслуг Вебера следует считать выделение элементарной частицы поведения индивида в  обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии.

Много внимания Вебер  уделял такому важному социальному  феномену как отношения власти в  обществе. В свете властных отношений  Вебер рассматривал структурные  единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.


Э. Дюркгейм

 Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

Г. Зиммель

 Предметом социологии, по Зиммелю, являются социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил термином «обобществление».

        

Ф. Теннис

 По. Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей. Концепция социологии. Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии. Теннис подразделяет социологию на общую и специальную.

Т. Парсонс

 Парсонс выделяет 3 стадии эволюции обществ (3 эв-х уровня): первобытный, промежуточный, современный. При переходе от промежуточного к современному обществу большую роль играет институционализация кодов нормативного порядка, присущего национальной структуре и связанного с системой права.

Письменность - выход из первобытности; письменность усугубляет базисную дифференциацию между социальной и культурной системами и значительно расширяет границы и власть последней.

Критерием развитого промежуточного общества является институционализация всеобщей грамотности для взрослых мужчин из высшего класса.

Только современные общества достигают институционализации грамотности для всего взрослого населения, что в действительности может означать вторую крупную ступень в развитии современности. В то время, как письменность способствует независимости культурной системы от более преходящих потребностей общества => закон, развившись до необходимого уровня, содействует независимости нормативных компонентов социетальной структуры от принуждения политических и экономических интересов, а только от личностных, органических факторов и факторов физического окружения, действующих через них.



 

Научное направление в социологии

Представители

Ключевые идеи

Социал-дарвинистское направление

 Герберт Спенсер (1820–1903)

Фрэнсис Гальтон (1854–1936)

Томас Мальтус (1766–1834)

Уильям Грэм Самнер (1840–1910)

Жорж Ваше де Лапуж (1854–1936)

Людвиг Вольтман (1871–1907)


 Основная идея социального дарвинизма - попытки доказать, что в основе социальной структуры лежат естественные способности человека.
• Никакие социологические положения не должны противоречить естественным научным законам, которые управляют человеческой природой.
• Социал-дарвинистские концепции, использовав и развив историко-эволюционный подход, создали основу для последующего возникновения структурного функционализма.

Психологическое направление

  Л. Уорд и Ф. Гиддингс

 центральным звеном стала концепция социальных сил Социальные си­пы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то понятно, что базой социологии становится не биоло­гия, как, скажем, у Спенсера, а психология. Первичной социаль­ной силой оказываются желания. Основными среди них высту­пают голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интел­лектуальные, моральные и эстетические. Если первичные жела­ния человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа поступа­тельного развития общества, в основе которого они лежат. Глав­ной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются зачастую "вы­ше" его самого

Чикагская социологическая школа

 А. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Гиддингс, Ч. Кули

 Одна из центральных идей Дж. Дьюи заключалась в том, что
общество можно создавать и развивать только посредством воспитания людей.
Цель воспитания - формирование у человека стремления к достижению успеха как универсального образца поведения.
Эта теоретическая установка отражала развитие США на
рубеже веков, которое было тесно связано со стремлением всего общества, каждого конкретного человека к практической полезности и действий и достижениям в любой сфере деятельности как самоцели.

Франкфуртская социологическая школа

 Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт.

 • утрата индивидуальной свободы
• культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства
• критика фашизма
• критика индустриального общества
• научно-технический прогресс - институт репрессивного подавления культуры
• сфера технического подавляет сферу духовного
• значимость человеческого начала в социальных отношениях
• исследовались социальные корни и природа авторитаризма и психология нацизма
• отрицание революционной роли пролетариата
• критика тоталитаризма и авторитарной личности

Конфликтологическое направление

 Льюс Козер, Ральф Дарендорф. 3. С.С.Фроло

  •  - социально-биологические, утверждающие, что
    конфликт присущ человеку, как и всем животным (Ч.
    Дарвин, Г. Спенсер, У. Самнер);
    - социально-психологические, объясняющие
    конфликт посредством теории напряженности (3. Фрейд, К.
    Лоренц, К. Левин);
    - концепция насилия, утверждающая, что
    социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой
    (K. Маркс, Ф.
    Энгельс, В. Ленин, Мао Цзэдун);
    -концепции структурного функционализма,
    рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности
    (Т. Парсонс, Э. Майо);
    - диалектическая концепция, утверждающая, что
    конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг)




Символический интеракционизм

 Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани

 • Люди взаимодействуют дргу с другом, руководствуясь, прежде всего символическими значениями, которые они придают объектам:
• Сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;
• Символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.
С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке.

Феноменологическая социология

 А. Шюц

 Восприятие действительности зависит от того, как человек ее интерпретирует.
• Задача социологии - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субьективного опыта индивидов.
• В центре - не мир в целом, а человек в его специфическом измерении.
• Социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятии.
• Мнения образуют социальный мир -социальная реальность - пересечение смысловых полей участников взаимодействия.