Файл: Обществознание для всех регионов российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.










OGE22






















ОГЭ-2022

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


































































































































Задания №№21-24
















— Для того, чтобы найти нужные для Вас ответы к заданиям 21-24, необходимо осуществить поиск текста,




























предложенного в Вашем варианте, по нача́лу его первого предложения. Будьте внимательны!




















































































































































Выявление специфичных для каждого…













Совместное гармоничное развитие…










В споре сразу же обнаруживается…







Взаимодействие природы и общества…






































































21. 1) значение выделения ведущей деятельности на каждом возрастном этапе; 2) ведущая деятельность




21. 1) Чему люди должны посвятить свои коллективные усилия; 2) Противоречие между условиями жизни и




1. 1) Роль спора в жизни людей; ) Правила «вежливого» спора; 3) Зачем внимательно выслушивать




21. 1) Противоречивый характер взаимодействия природы и общества; 2) Воздействие общества на




в младшем школьном возрасте; 3) особенности ведущей деятельности у подростков; 4) старшеклассники:




сознанием людей; 3) Пути преодоления сложившихся противоречий; 4) Что будет определять потребности

противника; 4) Недозволенные приёмы спора.




природу и его результаты; 3) Влияние природы на общество; 4) Проблема бережного отношения к природе




новое значение учебной деятельности; 5) критерий выделения ведущей деятельности.










общества в современных условиях.







. 1) а) внимательно выслушать б) если позиция противника не ясна, задать вопросы в) выбрать слабые




в условиях НТР.







. 1) авторская характеристика ведущего типа деятельности: деятельность, которая в психологическом




22. 1) экологическая (проблема экологии); 2) а) произведённый продукт; б) использование

пункты противника и переспросить. ) а) обвинение; б) отклонение в сторону от темы спора. 3) Если человек




22. 1) познавая природу, человек всё больше преобразует её, но в то же время усиливается его зависимость




отношении играет решающую роль в развитии личности; 2) объяснение: «Выявление и изучение ведущих




природосберегающих технологий; 3) противоречие между условиями жизни и сознанием людей.

с самого начала ведёт спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то он обеспечивает себе спокойное




от природных условий (проявление противоречивости может быть сформулировано иначе); 2) развитие




типов деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные




23. 1) потребность людей окружать себя разнообразными и многими вещами сменится потребностью

отступление с достоинством.




экономики, науки и техники, общественных потребностей, характер общественных отношений.




звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации»; 3) общественно-




ограничиваться необходимыми предметами; 2) отношение к вещи как к знаку показного богатства сменится




3. 1) Адвокат. От умения спорить, доказывать своё мнение зависит судьба клиентов 2) Политик. Во время




3) расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов.




полезная деятельность.










отношением к вещи как к средству жизни; 3) люди будут стремиться производить вещи из материалов,

принятия политического решения (закона и т.п.) политик должен грамотно спросить и отстаивать свою




23. 1) Проблема ограниченности природных ресурсов, необходимость бережного отношения к природе.




23. 1) выработка планов, поиск средств их реализации; 2) основное внимание уделяется тем предметам,




которые легко утилизируются, поддаются последующей переработке.

позицию. 3) Учёный. Умение спорить важно для доказательства своих теорией и отстаивания собственного




2) Исчерпание в ближайшие десятилетия запасов нефти и газа. 3) Угроза экологической катастрофы может




которые интересны в первую очередь; совмещение занятий в школе с подготовкой в вуз; выбор типа




24. 1) если люди хотят выжить, то они должны позаботиться об окружающем мире, а сделать это можно

мнения.




поставить под вопрос выживание человечества.




учебного заведения.










лишь сообща; 2) только совместными усилиями можно перестроить сознание людей на экологические




4. 1) по поведению человека в споре можно определить характер человека: как он ведет себя в споре,




24. 1) Участвовать в сборе макулатуры и металлолома. 2) Участвовать в озеленении микрорайона и




24. 1) для более активного человека ведущей в любом возрасте может быть общественно-полезная




установки, так как проблема имеет глобальный характер.

может ли выслушать оппонента. ) уважающий себя человек сможет принять поражение с достоинством и




пришкольного участка. 3) Принять участие в уборке мусора, несанкционированных свалок.




деятельность, для более замкнутого - познавательная; 2) ведущим для человека становится тот вид
















постарается понять позицию оппонента. 3) уважающий себя человек спорит не «ради спора», а ради



















деятельности, который соответствует его способностям.






















истины.






















После того, как ребёнок…













ХХ век ознаменовался использованием…










Когда только начинались…







Есть люди, для которых…
















В наше время на вопрос, что…










Свобода – это, несомненно, одно…







Культуру часто определяют как…










Когда первые африканские скульптуры…









































































21. 1) Кто является личностью по мнению специалистов? 2) В чем отличие человека от индивида? 3) Кто




21. 1) ценность свободы для человека; 2) свобода и возможность выбора; 3) необходимость воспитания

1. 1) культура как «вторая природа», всё рукотворное; ) культура как единство с природой и преодоление




21. 1. Суть дефиниций «культура» и «этническая культура». 2. Основные культурные процессы: эволюция,




является индивидуальностью? 4) Происхождение слова «личность» и его трактовка сегодня.







свободы; 4) трудности реализации свободы; 5) условия обретения свободы.

природы; 3) многообразие культур и их творцов; 4) культура как деятельность и творчество.




диффузия, ассимиляция, транскультурация, модернизация … 3. Взаимопроникновения африканской,




22. 1) Понятие «индивид» включает в себя помимо общих качеств, которые присущи всем людям, ещё и




22. 1) Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. 2) а) человечество приносило во все




. 1) Ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй




азиатской и европейской этнических культур: 3.1. Обоюдное познание скульптуры, музыки и других видов




психологические и биологические качества,

присущие только

этому (конкретному)

человеку.




века жертвы во имя свободы; б) в юности проявляется естественная тяга к свободе; в) преступников

природы». ) Ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора,




искусства. 3.2. Рост популярности одежды и украшений в XX-XXI вв. 3.3. Широкое распространение




2) Индивидуальность включает лишь те качества человека, такое их сочетание, которое данного человека




наказывают лишением свободы. 3) По мнению автора, человек теряет часть своей свободы, когда сделан

получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».




философских и религиозных взглядов. 4. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимопроникновения




отличает от других; это личность в её своеобразии. 3) Сходство: В русском языке термин «личность»




выбор.

3) Ответ на третий вопрос: "Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем




различных этнических культур.













происходит от древнерусского слова «личина»,

то есть они имеют

один корень Различие:

Понятие




23. 1) Иметь свободу – это значит иметь возможность делать выбор в своей жизни, человек, имея

воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих




22. 1) Отношение европейцев к произведениям других культур ранее было достаточно скептическим.































«личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска»,




возможность делать выбор и является свободным. Правильно сделать выбор нам поможет воспитание.

субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги




2) Взаимопроникновение культур проявляется в попытках симбиоза элементов различных произведений и




психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.







Ведь, получив воспитание, мы используем потом при выборе опыт, размышляем и осознаем, что именно

культуры."










артефактов этнических культур, в повышении уровня интереса и доверия к другим культурам, в диалоге и




23. 1) Проблема подросткового возраста, когда человек уже достаточно развит, но еще живет с родителями




нам надо сделать. В процессе воспитания нам прививают также правильные нравственные и моральные

3. 1) «человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового




полилоге различных традиций; 3) лёгкость получения и распространения информации.




(Петя имеет свои вкусы, привычки и представления о мире, но ему 17 лет и он живет с родителями, поэтому




нормы, мы начинаем понимать, как вести себя в обществе, чтобы не нарушать права и свободы других

здания учитываются особенности земельного участка);

) человек «пользуется ресурсами природы»




23. 1) В настоящее время можно контактировать с представителями иных этнических и национальных




часть из этого ему приходится ограничивать, так как взрослые одобряют не все, что нравится Пете)




людей и как необходимо соблюдать законы, чтобы не нарушить их и не совершить преступление. Без

(например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень); 3) человек




культур, даже не выходя из собственного дома – пользуясь всемирной электронной сетью Интернет.




2) Проблема среднего возраста, когда человек не достигает тех целей о которых мечтал в юности. (Петя




воспитания человек может сделать неправильный выбор, который потом приведет его к большим

«раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к




2) Современные транспортные средства обладают настолько огромной скоростью по сравнению со своими




мечтал стать Президентом, когда ему было 18 лет, но в 35 он работает уборщиком из-за чего он сильно




неприятностям, следовательно, свобода без воспитания действительно ни что. ) Антона воспитывали

художественному творчеству, у других — к спорту, у третьих — к математике)




предшественниками, что буквально за несколько часов или в течение суток можно оказаться в другой




переживает)
















родители недостаточно, мало уделяли этому внимания. В результате из него вырос хулиган, нарушающий

4. 1) Ответ на первый вопрос: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними




стране, даже если она находится за океаном от твоей собственной. 3) С помощью современных подручных




24. 1) Такие психологические навыки появляются у человека в ходе взаимодействия с обществом.




общественный порядок, он также считает, что может присваивать себе чужое имущество и грабить людей.

знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности;




технологий труда (принтеры, сканеры, гаджеты и т.д.) можно создавать произведения, которые будут очень




Доказывают это так называемые «дети-маугли», которые воспитывались животными и переняли у них часть




Здесь мы видим, что свобода и в самом деле ничто без воспитания. 3) 16-летний мальчик, увидев дома

культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию (ответ на первый вопрос может




похожи на аутентичные из других этнических культуры.




социальных навыков. 2) Мы бы не знали, как врать, если бы не видели нечестность на примерах. Умение




ключи от автомобиля родителей, решил прокатиться на нем до дома друга, завоевать авторитет, показать,

быть сформулирован иначе). ) Мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают




24. Перспектива прекращения этнического разделения землян не совсем реалистична, поскольку, помимо




врать – это навык, который можно улучшать и «прокачивать» именно во взаимодействии с обществом. Так




какой он крутой. На обратном пути ребенок не справился с управлением и совершил опрокидывание в

ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке




таких факторов социализации, как воспитание и образование, на развитие любой личности оказывают




и другие «негативные» навыки мы видим в обществе и культуре, тем самым перенимая их.







кювет. Школьника доставили в больницу с травмой позвоночника.

тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т. п.).




влияние и её гены, расовая, этническая и национальная принадлежность. Опасность стирания этнических

























24. Согласен(-на). 1) человек свободен, если он делает выбор исходя из своих собственных желаний и
















различий состоит в том, что таким образом утрачивается национальная самобытность, которая долгое

























устремлений, и никто ему их не навязывает извне; 2) человек должен соотносить выбор со своими
















время на протяжении различных исторических периодов помогала разным народам выживать и процветать

























индивидуальными способностями, возможностями, навыками;
















именно в их родной среде, а также за её пределами в случае необходимости. У каждого народа

















































собственные, более или менее уникальные системы развития и адаптации к чему-то новому.







Право и мораль имеют общие…










Основным проявлением нравственной…







Мораль – это специфический способ…










Под наблюдением в социологии…






















ориентироваться по заданию 24





















































































21. 1) Право и мораль: общие черты; 2) Область регулирования морали и права; 3) Отличительные признаки




21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) нравственный долг; 4) достоинство

1. 1) понятие морали; ) границы морали; 3) моральные нормы и их особенности; 4) специфика принятия




21. 1) Что социологи понимают под наблюдением. 2) Невключённое и включённое наблюдение. 3) Формы




права.
















личности.

нравственного решения; 5) мораль как социальный регулятор.




включённого наблюдения. 4) Достоинства включённого наблюдения. 5) Недостаток метода наблюдения.







. 1) а) входят в содержание культуры б) являются ценностными формами сознания в) имеют нормативное




22. 1) чувство ответственности перед окружающими и самим собой; 2) а) неписаные законы (им




. 1) с позиций гуманизма, добра и справедливости;

) «не имеет четко очертанных границ; она




22. 1) наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый




содержание г) служат регулятором поведения людей; 2) Моральные требования отличаются более




подчиняются все как должному); б) стихийный характер формирования; в) мера требований общества к

присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах




исследователем лично путём непосредственного восприятия; 2) недостатком метода наблюдения является

OGE22широкимсодержанием,даютбольшойпростордлятолкованияиприменения;3)исполнениетребованийлюдям;г)меравоздаянияпозаслугамввидеодобренияилиосуждения;3)осознаниеличностьюсвоегочеловеческойдеятельности;там,гдевозникаютотношениямежду людьми, всегда есть место моральной




неизбежное проявление необъективности исследователя; 3) «открытое» и «скрытое» (закрытое)




морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.







общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.

оценке.»; 3) «В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека..ВысшейинстанциейMвпринятиивключённоенаблюдение.

E


  1. а) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан 23. 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по нравственного решения яв­ляется сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, 23. 1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого







работниками милиции. б) После принятия новых правил дорожного движения, водители более




отношению к ним; 2) примеры: взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их

в свою очередь, предметом общественного одоб­рения или общественного порицания….»




необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения,




дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось. в) Гражданин




материально; известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками

23. 1) несоблюдение моральных норм политиком или бизнесменом (недостойное поведение, оскорбления




что невозможно без применения метода наблюдения); 2) врач (наблюдает своего пациента в процессе




Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.




детского дома.

людей и т.д.) могут привести к тому, что люди перестанут поддерживать политика, перестанут пользоваться




лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных




24. 1) Обеспечивают порядок стабильность в обществе; 2) Являются регуляторами поведения людей в




24. В защиту: не имеет значения, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и

услугами бизнесмена; 2) если политик или бизнесмен не будет верен своему слову, то окружающие не будут




средств); 3) географ (наблюдает, например, за изменением погоды (информация, выведенная на основе




обществе; 3) Формируют общую культуру человека; 4) Формируют ценности и идеалы людей.




это нравственно; В опровержение: там, где нет самостоятельного нравственного выбора, там нет и

ему доверять, а от этого в какой-то степени зависит успех в деле; 3) без личной честности и правдивости,




этого наблюдения помогает работникам в сельском хозяйстве, работникам авиации и тд), климата,

























ответственности.

то есть без фундамента деятельности политика и бизнесмена, не будет гармоничных отношений в делах,




сейсмических процессов и т.д.)


































«здоровой» прибыли.
















24. нравственные проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении)






























































































4. 1) свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и злом; 2) нравственное




невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не


































решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора







рассказали бы чужому человеку; правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить




























































































































конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение























































исследования.




Основным институтом современного…










Социология представляет науку, которая…




Само слово «нравственность» происходит…







Интервью – это используемый…










21. 1) роль школы; 2) принципы образовательной политики в РФ; 3) основные направления реформы




21. 1) Сущность социологии; 2) Роль деятельности в жизни людей; 3) Главная задача социологии.

1. 1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры; 2) регламентация




21. 1) Сущность понятия «интервью»; 2) Преимущества интервью; 3) Недостатки интервью; 4) Необходимые




образования; 4) эффективная модель образования.













22. 1) Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе

взаимоотношений между людьми социальными нормами; 3) обеспечение индивидуальные интересы людей




составляющие для проведения интервью.




22. 1) а) многообразие подготовки учащихся; б) особые технологии, используемые в процессе занятий;




себе подобных, и результаты такой совместной деятельности; 2) объяснить жизнь, поведение и судьбу

моралью; 4) отличительные особенности морали; 5) элементы нравственной культуры личности.




22. 1) Интервью – это используемый социологами метод получения информации о состоянии общества




2) подготовка

квалифицированных кадров

для

различных

сфер человеческой деятельности;




отдельных людей и целых народов; 3) она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем,

. 1) Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.




путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента (опрашиваемого);




3) а) гуманистический характер образования; б) приоритет общечеловеческих ценностей; в) право личности




постоянно что-то делаем.

) В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.),




2) отношение отвечающего к проблеме и предлагаемым вопросам – при необходимости социолог может




на свободное развитие; г) общедоступность образования; д) внимание системы образования к




23. Автор руководствуется такими признаками, критериями отличия людей и групп друг от друга, как:

нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности,




изменить вопрос или задать дополнительные вопросы; опытный социолог может увидеть, насколько




потребностям обучаемых; е) светский характер образования в государственных учреждениях.




а) профессиональный (крестьянин, чиновник, купец …); б) национальный (англичане, русские, японцы …);

ответственности), нравственные привычки, нравственные

поступки

3) Будучи

осознанными как




искренне отвечает опрашиваемый; 3) Интервьюирование не позволяет опросить значительное число




23. 1) Позиция автора: «эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках




в) статусный (уровень власти, финансовой обеспеченности …).

необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения




людей.




которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве




24. Главная задача - объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных лиц, так и отдельных наций.

общества и личности поведения.
















23. 1) достаточно высокая общая культура (эрудированность; эрудированный интервьюер вызывает у




источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации».




1) Социологи и психологи. Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление

3. 1) Отличие: мораль опирается на неофициальные санкции

2) а)

пассажиры сделали замечания




респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным); 2) общительность