Файл: Обществознание для всех регионов российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | OGE22 | | | | | | |||||||||||||
| | ОГЭ-2022 | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | | | | ||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |||
| | Задания №№21-24 | | | | | | — Для того, чтобы найти нужные для Вас ответы к заданиям 21-24, необходимо осуществить поиск текста, | | | ||||||||||
| | | | | | | предложенного в Вашем варианте, по нача́лу его первого предложения. Будьте внимательны! | | | |||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | Выявление специфичных для каждого… | | | | | Совместное гармоничное развитие… | | | | В споре сразу же обнаруживается… | | | Взаимодействие природы и общества… | | | ||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 21. 1) значение выделения ведущей деятельности на каждом возрастном этапе; 2) ведущая деятельность | | 21. 1) Чему люди должны посвятить свои коллективные усилия; 2) Противоречие между условиями жизни и | | 1. 1) Роль спора в жизни людей; ) Правила «вежливого» спора; 3) Зачем внимательно выслушивать | | 21. 1) Противоречивый характер взаимодействия природы и общества; 2) Воздействие общества на | |||||||||||||
| в младшем школьном возрасте; 3) особенности ведущей деятельности у подростков; 4) старшеклассники: | | сознанием людей; 3) Пути преодоления сложившихся противоречий; 4) Что будет определять потребности | противника; 4) Недозволенные приёмы спора. | | природу и его результаты; 3) Влияние природы на общество; 4) Проблема бережного отношения к природе | ||||||||||||||
| новое значение учебной деятельности; 5) критерий выделения ведущей деятельности. | | | | общества в современных условиях. | | | . 1) а) внимательно выслушать б) если позиция противника не ясна, задать вопросы в) выбрать слабые | | в условиях НТР. | ||||||||||
| | . 1) авторская характеристика ведущего типа деятельности: деятельность, которая в психологическом | | 22. 1) экологическая (проблема экологии); 2) а) произведённый продукт; б) использование | пункты противника и переспросить. ) а) обвинение; б) отклонение в сторону от темы спора. 3) Если человек | | 22. 1) познавая природу, человек всё больше преобразует её, но в то же время усиливается его зависимость | |||||||||||||
| отношении играет решающую роль в развитии личности; 2) объяснение: «Выявление и изучение ведущих | | природосберегающих технологий; 3) противоречие между условиями жизни и сознанием людей. | с самого начала ведёт спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то он обеспечивает себе спокойное | | от природных условий (проявление противоречивости может быть сформулировано иначе); 2) развитие | ||||||||||||||
| типов деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные | | 23. 1) потребность людей окружать себя разнообразными и многими вещами сменится потребностью | отступление с достоинством. | | экономики, науки и техники, общественных потребностей, характер общественных отношений. | ||||||||||||||
| звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации»; 3) общественно- | | ограничиваться необходимыми предметами; 2) отношение к вещи как к знаку показного богатства сменится | | 3. 1) Адвокат. От умения спорить, доказывать своё мнение зависит судьба клиентов 2) Политик. Во время | | 3) расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов. | |||||||||||||
| полезная деятельность. | | | | отношением к вещи как к средству жизни; 3) люди будут стремиться производить вещи из материалов, | принятия политического решения (закона и т.п.) политик должен грамотно спросить и отстаивать свою | | 23. 1) Проблема ограниченности природных ресурсов, необходимость бережного отношения к природе. | ||||||||||||
| 23. 1) выработка планов, поиск средств их реализации; 2) основное внимание уделяется тем предметам, | | которые легко утилизируются, поддаются последующей переработке. | позицию. 3) Учёный. Умение спорить важно для доказательства своих теорией и отстаивания собственного | | 2) Исчерпание в ближайшие десятилетия запасов нефти и газа. 3) Угроза экологической катастрофы может | ||||||||||||||
| которые интересны в первую очередь; совмещение занятий в школе с подготовкой в вуз; выбор типа | | 24. 1) если люди хотят выжить, то они должны позаботиться об окружающем мире, а сделать это можно | мнения. | | поставить под вопрос выживание человечества. | ||||||||||||||
| учебного заведения. | | | | лишь сообща; 2) только совместными усилиями можно перестроить сознание людей на экологические | | 4. 1) по поведению человека в споре можно определить характер человека: как он ведет себя в споре, | | 24. 1) Участвовать в сборе макулатуры и металлолома. 2) Участвовать в озеленении микрорайона и | |||||||||||
| 24. 1) для более активного человека ведущей в любом возрасте может быть общественно-полезная | | установки, так как проблема имеет глобальный характер. | может ли выслушать оппонента. ) уважающий себя человек сможет принять поражение с достоинством и | | пришкольного участка. 3) Принять участие в уборке мусора, несанкционированных свалок. | ||||||||||||||
| деятельность, для более замкнутого - познавательная; 2) ведущим для человека становится тот вид | | | | | | постарается понять позицию оппонента. 3) уважающий себя человек спорит не «ради спора», а ради | | | | | | ||||||||
| деятельности, который соответствует его способностям. | | | | | | | | истины. | | | | | | ||||||
| | После того, как ребёнок… | | | | | ХХ век ознаменовался использованием… | | | | Когда только начинались… | | | Есть люди, для которых… | | |
| | В наше время на вопрос, что… | | | | Свобода – это, несомненно, одно… | | | Культуру часто определяют как… | | | | Когда первые африканские скульптуры… | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 21. 1) Кто является личностью по мнению специалистов? 2) В чем отличие человека от индивида? 3) Кто | | 21. 1) ценность свободы для человека; 2) свобода и возможность выбора; 3) необходимость воспитания | 1. 1) культура как «вторая природа», всё рукотворное; ) культура как единство с природой и преодоление | | 21. 1. Суть дефиниций «культура» и «этническая культура». 2. Основные культурные процессы: эволюция, | ||||||||||||||
| является индивидуальностью? 4) Происхождение слова «личность» и его трактовка сегодня. | | | свободы; 4) трудности реализации свободы; 5) условия обретения свободы. | природы; 3) многообразие культур и их творцов; 4) культура как деятельность и творчество. | | диффузия, ассимиляция, транскультурация, модернизация … 3. Взаимопроникновения африканской, | |||||||||||||
| 22. 1) Понятие «индивид» включает в себя помимо общих качеств, которые присущи всем людям, ещё и | | 22. 1) Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. 2) а) человечество приносило во все | | . 1) Ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй | | азиатской и европейской этнических культур: 3.1. Обоюдное познание скульптуры, музыки и других видов | |||||||||||||
| психологические и биологические качества, | присущие только | этому (конкретному) | человеку. | | века жертвы во имя свободы; б) в юности проявляется естественная тяга к свободе; в) преступников | природы». ) Ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, | | искусства. 3.2. Рост популярности одежды и украшений в XX-XXI вв. 3.3. Широкое распространение | |||||||||||
| 2) Индивидуальность включает лишь те качества человека, такое их сочетание, которое данного человека | | наказывают лишением свободы. 3) По мнению автора, человек теряет часть своей свободы, когда сделан | получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает». | | философских и религиозных взглядов. 4. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимопроникновения | ||||||||||||||
| отличает от других; это личность в её своеобразии. 3) Сходство: В русском языке термин «личность» | | выбор. | 3) Ответ на третий вопрос: "Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем | | различных этнических культур. | | | | |||||||||||
| происходит от древнерусского слова «личина», | то есть они имеют | один корень Различие: | Понятие | | 23. 1) Иметь свободу – это значит иметь возможность делать выбор в своей жизни, человек, имея | воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих | | 22. 1) Отношение европейцев к произведениям других культур ранее было достаточно скептическим. | |||||||||||
| | | | | | | | | ||||||||||||
| «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», | | возможность делать выбор и является свободным. Правильно сделать выбор нам поможет воспитание. | субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги | | 2) Взаимопроникновение культур проявляется в попытках симбиоза элементов различных произведений и | ||||||||||||||
| психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества. | | | Ведь, получив воспитание, мы используем потом при выборе опыт, размышляем и осознаем, что именно | культуры." | | | | артефактов этнических культур, в повышении уровня интереса и доверия к другим культурам, в диалоге и | |||||||||||
| 23. 1) Проблема подросткового возраста, когда человек уже достаточно развит, но еще живет с родителями | | нам надо сделать. В процессе воспитания нам прививают также правильные нравственные и моральные | 3. 1) «человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового | | полилоге различных традиций; 3) лёгкость получения и распространения информации. | ||||||||||||||
| (Петя имеет свои вкусы, привычки и представления о мире, но ему 17 лет и он живет с родителями, поэтому | | нормы, мы начинаем понимать, как вести себя в обществе, чтобы не нарушать права и свободы других | здания учитываются особенности земельного участка); | ) человек «пользуется ресурсами природы» | | 23. 1) В настоящее время можно контактировать с представителями иных этнических и национальных | |||||||||||||
| часть из этого ему приходится ограничивать, так как взрослые одобряют не все, что нравится Пете) | | людей и как необходимо соблюдать законы, чтобы не нарушить их и не совершить преступление. Без | (например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень); 3) человек | | культур, даже не выходя из собственного дома – пользуясь всемирной электронной сетью Интернет. | ||||||||||||||
| 2) Проблема среднего возраста, когда человек не достигает тех целей о которых мечтал в юности. (Петя | | воспитания человек может сделать неправильный выбор, который потом приведет его к большим | «раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к | | 2) Современные транспортные средства обладают настолько огромной скоростью по сравнению со своими | ||||||||||||||
| мечтал стать Президентом, когда ему было 18 лет, но в 35 он работает уборщиком из-за чего он сильно | | неприятностям, следовательно, свобода без воспитания действительно ни что. ) Антона воспитывали | художественному творчеству, у других — к спорту, у третьих — к математике) | | предшественниками, что буквально за несколько часов или в течение суток можно оказаться в другой | ||||||||||||||
| переживает) | | | | | | родители недостаточно, мало уделяли этому внимания. В результате из него вырос хулиган, нарушающий | 4. 1) Ответ на первый вопрос: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними | | стране, даже если она находится за океаном от твоей собственной. 3) С помощью современных подручных | ||||||||||
| 24. 1) Такие психологические навыки появляются у человека в ходе взаимодействия с обществом. | | общественный порядок, он также считает, что может присваивать себе чужое имущество и грабить людей. | знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; | | технологий труда (принтеры, сканеры, гаджеты и т.д.) можно создавать произведения, которые будут очень | ||||||||||||||
| Доказывают это так называемые «дети-маугли», которые воспитывались животными и переняли у них часть | | Здесь мы видим, что свобода и в самом деле ничто без воспитания. 3) 16-летний мальчик, увидев дома | культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию (ответ на первый вопрос может | | похожи на аутентичные из других этнических культуры. | ||||||||||||||
| социальных навыков. 2) Мы бы не знали, как врать, если бы не видели нечестность на примерах. Умение | | ключи от автомобиля родителей, решил прокатиться на нем до дома друга, завоевать авторитет, показать, | быть сформулирован иначе). ) Мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают | | 24. Перспектива прекращения этнического разделения землян не совсем реалистична, поскольку, помимо | ||||||||||||||
| врать – это навык, который можно улучшать и «прокачивать» именно во взаимодействии с обществом. Так | | какой он крутой. На обратном пути ребенок не справился с управлением и совершил опрокидывание в | ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке | | таких факторов социализации, как воспитание и образование, на развитие любой личности оказывают | ||||||||||||||
| и другие «негативные» навыки мы видим в обществе и культуре, тем самым перенимая их. | | | кювет. Школьника доставили в больницу с травмой позвоночника. | тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т. п.). | | влияние и её гены, расовая, этническая и национальная принадлежность. Опасность стирания этнических | |||||||||||||
| | | | | | | | 24. Согласен(-на). 1) человек свободен, если он делает выбор исходя из своих собственных желаний и | | | | | | различий состоит в том, что таким образом утрачивается национальная самобытность, которая долгое | ||||||
| | | | | | | | устремлений, и никто ему их не навязывает извне; 2) человек должен соотносить выбор со своими | | | | | | время на протяжении различных исторических периодов помогала разным народам выживать и процветать | ||||||
| | | | | | | | индивидуальными способностями, возможностями, навыками; | | | | | | именно в их родной среде, а также за её пределами в случае необходимости. У каждого народа | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | собственные, более или менее уникальные системы развития и адаптации к чему-то новому. | ||||
| | Право и мораль имеют общие… | | | | Основным проявлением нравственной… | | | Мораль – это специфический способ… | | | | Под наблюдением в социологии… | | | |||||
| | | | | ориентироваться по заданию 24 | | | | | | | | ||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 21. 1) Право и мораль: общие черты; 2) Область регулирования морали и права; 3) Отличительные признаки | | 21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) нравственный долг; 4) достоинство | 1. 1) понятие морали; ) границы морали; 3) моральные нормы и их особенности; 4) специфика принятия | | 21. 1) Что социологи понимают под наблюдением. 2) Невключённое и включённое наблюдение. 3) Формы | ||||||||||||||
| права. | | | | | | личности. | нравственного решения; 5) мораль как социальный регулятор. | | включённого наблюдения. 4) Достоинства включённого наблюдения. 5) Недостаток метода наблюдения. | ||||||||||
| | . 1) а) входят в содержание культуры б) являются ценностными формами сознания в) имеют нормативное | | 22. 1) чувство ответственности перед окружающими и самим собой; 2) а) неписаные законы (им | | . 1) с позиций гуманизма, добра и справедливости; | ) «не имеет четко очертанных границ; она | | 22. 1) наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый | |||||||||||
| содержание г) служат регулятором поведения людей; 2) Моральные требования отличаются более | | подчиняются все как должному); б) стихийный характер формирования; в) мера требований общества к | присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах | | исследователем лично путём непосредственного восприятия; 2) недостатком метода наблюдения является | ||||||||||||||
OGE22широкимсодержанием,даютбольшойпростордлятолкованияиприменения;3)исполнениетребованийлюдям;г)меравоздаянияпозаслугамввидеодобренияилиосуждения;3)осознаниеличностьюсвоегочеловеческойдеятельности;там,гдевозникаютотношениямежду людьми, всегда есть место моральной | | неизбежное проявление необъективности исследователя; 3) «открытое» и «скрытое» (закрытое) | ||||||||||||||||||
| морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием. | | | общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение. | оценке.»; 3) «В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека..ВысшейинстанциейMвпринятиивключённоенаблюдение. | E |
-
а) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан 23. 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, 23. 1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого
| работниками милиции. б) После принятия новых правил дорожного движения, водители более | | отношению к ним; 2) примеры: взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их | в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания….» | | необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения, | ||||||||||||||||||
| дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось. в) Гражданин | | материально; известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками | 23. 1) несоблюдение моральных норм политиком или бизнесменом (недостойное поведение, оскорбления | | что невозможно без применения метода наблюдения); 2) врач (наблюдает своего пациента в процессе | ||||||||||||||||||
| Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет. | | детского дома. | людей и т.д.) могут привести к тому, что люди перестанут поддерживать политика, перестанут пользоваться | | лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных | ||||||||||||||||||
| 24. 1) Обеспечивают порядок стабильность в обществе; 2) Являются регуляторами поведения людей в | | 24. В защиту: не имеет значения, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и | услугами бизнесмена; 2) если политик или бизнесмен не будет верен своему слову, то окружающие не будут | | средств); 3) географ (наблюдает, например, за изменением погоды (информация, выведенная на основе | ||||||||||||||||||
| обществе; 3) Формируют общую культуру человека; 4) Формируют ценности и идеалы людей. | | это нравственно; В опровержение: там, где нет самостоятельного нравственного выбора, там нет и | ему доверять, а от этого в какой-то степени зависит успех в деле; 3) без личной честности и правдивости, | | этого наблюдения помогает работникам в сельском хозяйстве, работникам авиации и тд), климата, | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | ответственности. | то есть без фундамента деятельности политика и бизнесмена, не будет гармоничных отношений в делах, | | сейсмических процессов и т.д.) | |||||||||||||
| | | | | | | | | | | «здоровой» прибыли. | | | | | | 24. нравственные проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении) | |||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | 4. 1) свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и злом; 2) нравственное | | невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не | |||||||||||
| | | | | | | | | | | решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора | | | рассказали бы чужому человеку; правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить | ||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | исследования. | ||||||
| Основным институтом современного… | | | | Социология представляет науку, которая… | | Само слово «нравственность» происходит… | | | Интервью – это используемый… | | | ||||||||||||
| 21. 1) роль школы; 2) принципы образовательной политики в РФ; 3) основные направления реформы | | 21. 1) Сущность социологии; 2) Роль деятельности в жизни людей; 3) Главная задача социологии. | 1. 1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры; 2) регламентация | | 21. 1) Сущность понятия «интервью»; 2) Преимущества интервью; 3) Недостатки интервью; 4) Необходимые | ||||||||||||||||||
| образования; 4) эффективная модель образования. | | | | | 22. 1) Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе | взаимоотношений между людьми социальными нормами; 3) обеспечение индивидуальные интересы людей | | составляющие для проведения интервью. | |||||||||||||||
| 22. 1) а) многообразие подготовки учащихся; б) особые технологии, используемые в процессе занятий; | | себе подобных, и результаты такой совместной деятельности; 2) объяснить жизнь, поведение и судьбу | моралью; 4) отличительные особенности морали; 5) элементы нравственной культуры личности. | | 22. 1) Интервью – это используемый социологами метод получения информации о состоянии общества | ||||||||||||||||||
| 2) подготовка | квалифицированных кадров | для | различных | сфер человеческой деятельности; | | отдельных людей и целых народов; 3) она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, | . 1) Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений. | | путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента (опрашиваемого); | ||||||||||||||
| 3) а) гуманистический характер образования; б) приоритет общечеловеческих ценностей; в) право личности | | постоянно что-то делаем. | ) В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), | | 2) отношение отвечающего к проблеме и предлагаемым вопросам – при необходимости социолог может | ||||||||||||||||||
| на свободное развитие; г) общедоступность образования; д) внимание системы образования к | | 23. Автор руководствуется такими признаками, критериями отличия людей и групп друг от друга, как: | нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, | | изменить вопрос или задать дополнительные вопросы; опытный социолог может увидеть, насколько | ||||||||||||||||||
| потребностям обучаемых; е) светский характер образования в государственных учреждениях. | | а) профессиональный (крестьянин, чиновник, купец …); б) национальный (англичане, русские, японцы …); | ответственности), нравственные привычки, нравственные | поступки | 3) Будучи | осознанными как | | искренне отвечает опрашиваемый; 3) Интервьюирование не позволяет опросить значительное число | |||||||||||||||
| 23. 1) Позиция автора: «эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках | | в) статусный (уровень власти, финансовой обеспеченности …). | необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения | | людей. | ||||||||||||||||||
| которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве | | 24. Главная задача - объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных лиц, так и отдельных наций. | общества и личности поведения. | | | | | | 23. 1) достаточно высокая общая культура (эрудированность; эрудированный интервьюер вызывает у | ||||||||||||||
| источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации». | | 1) Социологи и психологи. Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление | 3. 1) Отличие: мораль опирается на неофициальные санкции | 2) а) | пассажиры сделали замечания | | респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным); 2) общительность |