Файл: Контрольная работа по дисциплине Профессиональная диагностика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

Контрольная работа по дисциплине

«Профессиональная диагностика»

Вариант 4





Исполнитель: Трифонова Наталья Михайловна




Студент группы: УПэ-18 СБ




Научный руководитель: Галюк А.Д.












Дата сдачи:_______________




Оценка:________________________






Екатеринбург

2020

СОДЕРЖАНИЕ


1

Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению


3

2

Теории и модели структуры интеллекта. Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кеттелла)



6

3

Из истории возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине – Симона, их модификации, шкалы Стенфорд – Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)



14

4

Тест «Структуры интеллекта» Д. Векслера (общая характеристика)


19

Список использованных источников

22

1 ИНТЕЛЛЕКТ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕОРИИ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
«Интеллект» в переводе с английского означает понимание, познание. Ученые выделяют по крайней мере две трактовки понятия интеллект:

1.Общая способность к познанию и решению проблем, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей;

2.Система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления. Мышления, воображения;

3. Способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристики, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.


В этой связи Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения:

1.Вербальный интеллект (запас слов. Эрудиция. Умение понимать прочитанное);

2.Способность решать проблемы;

3.Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). В начале XX века интеллект рассматривался как степень сформированности познавательных функций, как уровень усвоения знаний, умений и навыков. В настоящее время, в современной психологии принята диспозиционная трактовка интеллекта как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Сегодня встречается также операциональная трактовка интеллекта, восходящая к А.Бине. Согласно этой трактовке, интеллект – это «то, что измеряют тесты».

Интеллект изучается в разных психологических дисциплинах: например, в общей, возрастной, инженерной, педагогической, дифференциальной. Клинической, нейропсихологии, в психогенетике и пр.

Принято выделять несколько научных подходов к изучению интеллекта и его развития:

1. Структурно-генетических подход базируется на идеях Ж.Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Он выделил 4 типа взаимодействия субъект-среда:

1)формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма;

2)целостные формы, образуемые навыком и восприятием;

3)целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением;

4)мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом.

2. Когнитивный подход образован основан на понимании интеллекта как когнитивной структура, специфика которой определяется опытом индивида (Дж.Брунер, О.К.Тихомиров и др.). Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонетов в детерминации тестовых результатов.

3. Факторно-аналитический подход, который в современной психологии получил наибольшее распространение. Его основоположником является Чарльз Спирмен. Он выдвинул концепцию «генерального фактора», g, рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений. Л.Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей. По мнению Г.Айзенка между данными факторами существуют тесные связи.



4. Иерархические модели интеллектатакже получили известность. Здесь интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит концепция американского психолога Реймонда Кэттела о двух видах интеллекта, соответствующих выделенным им факторам: текучем, кристаллизованном. По Кэттелу, «текучий интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактор анаследственности. А «кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам), в большой степени заимствованному из культурной среды. Исследования интеллекта в пожилом возрасте подтверждают модель Кэттела: с возрастом (после 40-50 лет) снижаются показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются в норме почти неизменными.

5.Не меньшую популярность имеет модель американского психолога Дж.Гилфорда, который выдели 3 «измерения интеллекта»:

  •   умственные операции;

  •   особенности материала, используемого в текстах;

  •   полученный интеллектуальный продукт.

На этой основе создан так называемый «куб» Гилфорда, который дает 120-150 интеллектуальных «факторов». Заслугой Гилфорда является также выделение «социального интеллекта» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному (способность к оригинальным и нестандартным решениям) и конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоения алгоритмов.

Сегодня большинство исследователей сходится на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность.

В российской психологии XX века исследования интеллекта развивалось в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.К. Тихомиров), когнитивных стилей (М.А. Холодная), «как способности действовать в уме» (Я.А. Пономарев).


Также развиваются такие новые области исследований, как особенности «имплицитных» (или обыденных) теорий интеллекта (Р. Стернберг), регуляторные структуры (А. Пажес), связь интеллекта и креативности (Е. Торренс) и др. (В.Н. Дружинин).
2 ТЕОРИИ И МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА. ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА (Ч. СПИРМЕНА, Л. ТЕРСТОУНА, ДЖ. ГИЛФОРДА, Р. КЕТТЕЛЛА)
Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум биполярным признакам

1) что является источником модели — умозрение или эмпирические данные;

2) как строится модель интеллекта — от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам (таблица 1).

Модель может строиться на некоторых априорных теоретических посылках, а затем проверяться (верифицироваться) в эмпирическом исследовании. Типичным примером такого рода является модель интеллекта Гилфорда.

Таблица 2  Классификация факторных моделей интеллекта

Тип модели

Априорные

Апостериорные

Пространственные одноуровневые

Дж. Гилфорд

Л. Терстоун

Иерархические

Ф. Верной, Д. Векслер

Ч. Спирмен


Чаще автор проводит объемное экспериментальное исследование, а затем теоретически интерпретирует его результаты, как делают многочисленные авторы тестов структуры интеллекта. Это не исключает наличие у автора идей, предваряющих эмпирическую работу. Примером может служить модель Ч. Спирмена.

Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели того же Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, — В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства.

Наконец, иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне — фактор общей умственной энергии, на втором уровне — его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов.


1) Модель Ч. Спирмена.

Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат, плохо справляются с большинством тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:

1) некий общий фактор, общая способность;

2) фактор, специфический для данной деятельности.

Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей — членов общества. В обществе способностей может царить анархия — способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигархия» — успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена — Л. Терстоун). Наконец, в царстве способностей может править «монарх» — G-фактор, которому подчинены S-факторы.

Спирмен, объясняя корреляцию результатов различных измерительных процедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод факторного анализа матриц интеркорреляций для выявления этого латентного генерального фактора. G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.

Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор общей умственной энергии. Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. В-третьих, для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.