Файл: Поэтика архетипических мотивов в художественном произведении мотив.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтика архетипических мотивов в художественном произведении: мотив
«блудного сына» на материале произведений писателей русской литературы 19
века.
Библию по праву можно назвать одной из величайших книг за всю историю человечества. Ей вдохновлялись, её сюжеты угадываются во многих произведениях авторов по всему миру.
Но сейчас нам интересен период 19-го века. Время, когда библейские устаноки сталкивались с реальностью, совсем не такой, какой она должна была быть по версии священного писания. Это противоречие часто находило отклик в литературе.
Мотив «блудного сына» является одним из наиболее распространенных архетипических мотивов в художественной литературе. Он описывает историю сына, который покидает свою родную землю и идет в странствия, где испытывает множество трудностей и превращается в изгоя. Но в конце концов он возвращается домой и получает прощение от своего отца.
В истории блудного сына всегда присутствуют несколько определённых моментов:
-
Уход
Персонаж покидает своего родителя, свой дом, родину или что-то другое, знакомое ему с детства, но накладывающее на него ограничения, которые он не намерен терпеть. Покидая дом, он метафорически сходит с правильного пути и отдаляется от бога.
-
Другая жизнь
Герой проводит некоторое время в пороках. Он принимает жизнь греха и идёт по кривой дорожке. Несмотря на ощущение того, что всё отлично, вскоре герой “нищает”, остаётся “голым”.
-
Раскаяние
Сын понимает, что встал на ложный путь и раскаивается. Он встаёт на путь исправления и держит дорогу обратно в отчий дом.
-
Возвращение
Герой отвергает мир лжи и возвращается к своему родителю, буквально или метафорически
В русской литературе 19 века этот мотив был использован многими писателями. Например, в романе «Отцы и дети» И.Тургенева главный герой Евгений Базаров может рассматриваться как блудный сын. Он покидает семейный дом и уходит в мир, где пытается найти свое место и установить свои идеалы. Он противопоставляет себя старому режиму и занимается организацией бунта против него. В конце концов Базаров умирает, однако его образ становится символом решительности, готовности идти до конца ради своих убеждений.
Еще одним примером использования мотива «блудного сына» в русской литературе является роман «Идиот» Ф.Достоевского. Главный герой Мышкин также является блудным сыном, который возвращается в Россию после многих лет жизни за границей. Мышкин представлен как благородный и бескорыстный человек, который пытается установить гармоничные отношения с окружающим миром, но его собственные трагические судьба и общественные отношения не дают ему этого сделать.
Третий пример мотива блудного сына использовал Пушкин в повести «Станционный Смотритель». Дуня – дочь смотрителя, покидает отца с влюблённым в неё гусаром. Отец старается вернуть девушку, но гусар прогоняет его, убеждая его в том, что она счастлива. В самом конце, богато одетая барышня-Дуня приезжает на могилу отца. В данном произведении автор видоизменяет устойчивый мотив. Дуня – дочь смотрителя, не теряет материальные блага, а приобретает их, не становится “нагой”. Она не возвращается к отцу вплоть до его смерти. Да и в целом, поступок Дуни читателю трудно трактовать как неправедный, несмотря на убеждение главного героя в этом. Пушкин деконструирует модель блудного сына: показывает, что не всегда “уход” означает уход с праведного пути, но при
этом остаётся верен библейской притче
В всех случаях мотив «блудного сына» используется для отражения личностной трансформации главных героев, которые повторно возвращаются в мир своих корней. Этот мотив символизирует процесс самопознания и призмы по которым писатели рассматривали проблемы своего времени.