ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предложный падеж (По чём? По ком?)
По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
Ошибка в
употреблении
несогласованного
приложения
Если есть определяемое
слово, то несогласованное приложение должно быть
в начальной форме
О своём отношении к классической музыке В.П.
Астафьев написал в очерке
«Постскриптум».
Очерк – определяемое слово.
Если нет определяемого
слова, то несогласованное приложение склоняется.
(см. доп. инфу на стр. 15)
О своём отношении к классической музыке В.П.
Астафьев написал в
«Постскриптуме».
Ошибка в
употреблении
имени
числительного
Склонение числительных
«оба» и «обе»
ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ)
+
мужской род/ средний род
Оба брата, в обоих чемоданах
ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ)
+
женский род
Обе дочери, обеими руками
формулировка
случаи
примеры
Ошибка в
построении
предложения с
однородными
членами
Разное управление
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.
В гостиной я увидел и обрадовался старому другу.
В гостиной я увидел (кого?) старого друга и обрадовался (кому?) ему.
Искажение парных союзов
Нельзя искажать парные (двойные) союзы: не только…но и, как…так, не столько…сколько и другие, - они объединяют однородные члены.
Студенты Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Неправильное положение парных союзов
Парные союзы должны объединять однородные члены, а не любые другие члены предложения.
В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и
ещё нечто большее.
В народном творчестве о Байкале звучит не только огромная любовь, но и ещё нечто большее.
Однородные члены и обобщающее слово
В зоопарке мы увидели множество экзотических животных: жирафы, слоны, зебры и пантеры.
В зоопарке мы увидели множество экзотических животных: жирафов, слонов, зебр и пантер.
Нарушение
видовременной
соотнесённости
глаголов
В однородном ряду глаголы должны быть одного вида и времени
В первой половине дня я написал сочинение, сделал пробежку, готовил обед и читаю книгу.
В первой половине дня я написал сочинение, сделал пробежку, приготовил обед и прочитал книгу.
Нарушение
управления
Неправильный выбор падежной формы существительного.
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определённом падеже.
Он всегда уделял внимание на свое здоровье.
Он всегда уделял внимание своему здоровью.
Мать тревожится о сыне
Мать тревожится за сына
формулировка
случаи
примеры
Ошибка в
построении
предложения с
однородными
членами
Разное управление
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.
В гостиной я увидел и обрадовался старому другу.
В гостиной я увидел (кого?) старого друга и обрадовался (кому?) ему.
Искажение парных союзов
Нельзя искажать парные (двойные) союзы: не только…но и, как…так, не столько…сколько и другие, - они объединяют однородные члены.
Студенты Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Неправильное положение парных союзов
Парные союзы должны объединять однородные члены, а не любые другие члены предложения.
В народном творчестве о Байкале не только звучит огромная любовь, но и
ещё нечто большее.
В народном творчестве о Байкале звучит не только огромная любовь, но и ещё нечто большее.
Однородные члены и обобщающее слово
В зоопарке мы увидели множество экзотических животных: жирафы, слоны, зебры и пантеры.
В зоопарке мы увидели множество экзотических животных: жирафов, слонов, зебр и пантер.
Нарушение
видовременной
соотнесённости
глаголов
В однородном ряду глаголы должны быть одного вида и времени
В первой половине дня я написал сочинение, сделал пробежку, готовил обед и читаю книгу.
В первой половине дня я написал сочинение, сделал пробежку, приготовил обед и прочитал книгу.
Нарушение
управления
Неправильный выбор падежной формы существительного.
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определённом падеже.
Он всегда уделял внимание на свое здоровье.
Он всегда уделял внимание своему здоровью.
Мать тревожится о сыне
Мать тревожится за сына
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
2. Возвратное: себя.
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их.
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый,
любой, другой, иной.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей,
сколько.
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения
(союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой,
ничей.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий,
несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
формообразующие пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало, более, больше, лучше, скорее словообразующие
-то, -либо, -нибудь, -таки, -ка, кое- смысловые отрицательные не, ни, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не вопросительные:
неужели, разве, ли (ль), да, да ну указательные вот, вон, это уточняющие именно, как раз, прямо, точно, ровно огранич.-выделит.
только, лишь, исключительно, почти, единственно, разве лишь, только лишь восклицательные что за, ну и, как, ишь как, еще бы усилительные даже, же, ни, ведь, уже (уж), всё-таки, ну, всё же, всё
со значением сомнения едва ли, вряд ли утвердительные да, так, точно (в значении ДА)
сочинительные союзы соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли противительные: а, но, да (=но), однако, зато, же дополнительно:
градационные: не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а;
пояснительные: то есть, а именно;
присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причём, к тому же.
подчинительные союзы
Причинные: потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что,
вследствие того что, в связи с тем что и др.
Целевые: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др.
Временные: когда, лишь, лишь только, пока, едва и др.
Места: где, куда, откуда и др.
Условные: если, если бы, раз, ли, как скоро и др.
Образа действия: как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как,
как если бы и др.
Изъяснительные: что, чтобы, как, чего и др.
Уступительные: несмотря на то что, хотя, хоть, как ни и др.
Определительные: который, какой, кто, что и др.
Следственные: так что предлоги обычные
•Пространственные (указывают на место): в, перед, на, между, из-за, под, около, у, к, над…
•Временные (указывают на время): через, к, после, до, с, перед, за…
•Причинные (указывают на причину): по, от, из-за, за…
•Целевые (указывают на цель): для, ради, на…
•Образа действия (указывают на образ действия): с, без, в, по...
•Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по...
производные (наречные, отыменные, отглагольные)
В течение
В продолжение
Вследствие/ впоследствии
Вслед
Насчет
Ввиду
Вроде
В отличие от
Наподобие
Напротив
Ввиду
Посередине
Несмотря на/невзирая на
Навстречу
Благодаря
Согласно
Наперекор
Вопреки
В заключение
В силу
С целью/ в целях
По причине
В связи с
В течение/ в продолжение
ударения (задание №4) и задание №23
рассуждение
= размышления автора
Рассуждение характеризуется наличием главного утверждения, аргументов, объяснения, умозаключения, доказательств, опровержений…
Возможные грамматические признаки:
•
Простые осложненные и сложные предложения: с причастными и деепричастными оборотами; с придаточными причины, следствия, цели;
•
Вводные слова и конструкции;
•
Риторические вопросы.
описание
Описание содержит: свойства, функции и признаки предмета, значимость детали.
Характеризуется статичностью текста.
Читая описание, мы представляем картинку, а не фильм.
Возможные грамматические признаки:
•
Однородные члены;
•
Прилагательные;
•
Детали, приложения, пояснительные предложения;
•
Сравнения;
•
Причастные обороты.
повествование
Повествование содержит: последовательность действий и событий, динамичный сюжет в развитии, смена событий.
Читая описание, представляем фильм.
Возможные грамматические признаки:
•
Глаголы;
•
Слова, указывающие на время действия;
•
Последовательность, перечисление, однородные члены;
•
Причинно-следственная связь;
•
Сложносочиненные предложения.
что еще может встретиться в задании?
Примеры/иллюстрации/ аргументы/ доказательство
• В предложениях 40−41 содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 30.
• В предложениях 8−9 содержатся аргументы, подтверждающие тезис в предложении 7.
• Предложения 8−12 содержат примеры того, о чём говорится в предложениях 5–7.
• Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.
Одно явление показано через другое. Одно явление доказывает другое.
«Интернет сейчас играет важную роль в нашей жизни. Например, профессия моего старшего брата – реклама в социальных сетях, а моя мама любит заказывать одежду онлайн.»
Объяснение / пояснение
• Предложения 10–11 объясняют содержание предложения 9.
• Предложение 8 раскрывает содержание предложения 7.
• В предложениях 38−40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.
• Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.
Распространённый ответ на вопрос «почему?» и «как?».
«Он был странным малым. Скорее всего, на нем сказалась детская тоска по матери,
рассуждение
= размышления автора
Рассуждение характеризуется наличием главного утверждения, аргументов, объяснения, умозаключения, доказательств, опровержений…
Возможные грамматические признаки:
•
Простые осложненные и сложные предложения: с причастными и деепричастными оборотами; с придаточными причины, следствия, цели;
•
Вводные слова и конструкции;
•
Риторические вопросы.
описание
Описание содержит: свойства, функции и признаки предмета, значимость детали.
Характеризуется статичностью текста.
Читая описание, мы представляем картинку, а не фильм.
Возможные грамматические признаки:
•
Однородные члены;
•
Прилагательные;
•
Детали, приложения, пояснительные предложения;
•
Сравнения;
•
Причастные обороты.
повествование
Повествование содержит: последовательность действий и событий, динамичный сюжет в развитии, смена событий.
Читая описание, представляем фильм.
Возможные грамматические признаки:
•
Глаголы;
•
Слова, указывающие на время действия;
•
Последовательность, перечисление, однородные члены;
•
Причинно-следственная связь;
•
Сложносочиненные предложения.
что еще может встретиться в задании?
Примеры/иллюстрации/ аргументы/ доказательство
• В предложениях 40−41 содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 30.
• В предложениях 8−9 содержатся аргументы, подтверждающие тезис в предложении 7.
• Предложения 8−12 содержат примеры того, о чём говорится в предложениях 5–7.
• Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.
Одно явление показано через другое. Одно явление доказывает другое.
«Интернет сейчас играет важную роль в нашей жизни. Например, профессия моего старшего брата – реклама в социальных сетях, а моя мама любит заказывать одежду онлайн.»
Объяснение / пояснение
• Предложения 10–11 объясняют содержание предложения 9.
• Предложение 8 раскрывает содержание предложения 7.
• В предложениях 38−40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.
• Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.
Распространённый ответ на вопрос «почему?» и «как?».
«Он был странным малым. Скорее всего, на нем сказалась детская тоска по матери,
1 2 3 4 5 6 7 8 9
которая бросила его, когда он уже был в сознательном возрасте. Также и с отцом ему не повезло – заядлый алкоголик…»
Оценка
• Предложения 15-16 дают оценку событию, описанному в предложениях 11-12
Автор/герой высказывает свое отношение/дает оценку явлению.
«Его вчерашний поступок показался мне ужасно некрасивым и безнравственным»
Вывод
• В предложении 27 содержится вывод из 26-го.
Умозаключение. Главная финальная мысль о сказанном ранее.
«Таким образом, хищники представляют наибольшую опасность для человека».
Элемент описания / описательный фрагмент
• Предложение 32 содержит описательный фрагмент.
• Предложение 6 включает элемент описания.
Такое же описание, только меньшее по объему.
Например: один ряд однородных членов, один причастный оборот…
Последовательные действия
• В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.
• В предложениях 27–28 перечислены последовательные действия персонажа.
• В предложениях 13−15 сообщается о следующих друг за другом событиях.
Перечисление действий и событий, происходящих друг за другом.
«Через час уже стемнело. Мы не могли разглядеть испорченный вандалами памятник.
Пришлось достать фонарь и осветить им это оскорбление искусства».
Причина
• Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.
Отвечает на вопрос «почему?».
«Через час уже стемнело. Мы не могли разглядеть испорченный вандалами памятник».
Противопоставление
• Предложение 7 противопоставлено по содержанию предложению 6.
• Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.
Два действия или события противопоставлены друг другу,
контрастируют,
противоречат.
«Он хотел знать всё о небе, о звёздах, о границах Вселенной. Он хотел знать, почему насекомые летают и почему у человека нет крыльев. Он хотел знать, отчего люди плачут и почему ему иногда хочется смеяться и кричать... Но родители ответили ему лишь улыбкой и шутками».
Определение
• В предложении 18 содержится определение понятия.
Определение дает понятие о предмете.
«Школа – место, где дети проводят большую часть времени»
Ответ на вопрос
• В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.
Подтверждение
• Предложение 2 подтверждает содержание предложения 1.
Смешанные типы
• В предложениях 24, 25 содержится рассуждение с элементами описания.